Классный час. Толерантность 4 класс
Конспект классного часа о толерантности для младших школьников
16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)
Классный час о толерантности на тему «Жить как люди»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться на Земле жить как люди.
Бернард Шоу
Цели: закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность»; воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки.
Подготовительная работа: попросить 2 учеников подготовить информационное сообщение (по материалам сценария).
Оборудование: фотографии последствий экологических катастроф.
Оформление: написать на доске эпиграф классного часа, нарисовать таблицу.
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
|
|
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Информационный блок «Истоки толератности».
III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность».
IV. Проблемные ситуации. 1. «В семье».
2. «В школе».
3. «На улице».
V. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель. Внутренний мир каждого человека неповторим. Нет двух людей с одинаковым мироощущением. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, мы часто забываем об этом и поэтому обижаемся, что нас не понимают, да и сами неправильно толкуем слова и поступки других людей. Но самое страшное случается, когда мы теряем контроль над своими эмоциями.
- Обратите внимание на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова?
(Дети высказываются.)
Некоторое время назад общественности стала известна скандальная история, которая произошла в одной из элитных школ: группа учеников издевалась над несколькими ребятами, унижала, била их и все это фотографировала на мобильник.
- Чем вызвано такое, можно сказать, нечеловеческое поведение этих школьников?
- Как предотвратить подобные ситуации?
- Что делать, если мнение другого человека не совпадает с твоим?
(Учащиеся высказывают свое мнение.)
Давайте вспомним, что мы знаем о понятии «толерантность».
(Школьники высказываются, учитель дополняет ответы.)
II. Информационный блок «Истоки толерантности»
Ученик 1. Во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. был широко известен князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что вне зависимости от политической ситуации в стране (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во многом, но более всего - в умении чувствовать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом Талейран не поступался собственными принципами, стремился к тому же управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».
Классный руководитель. Как вы считаете, есть ли в истории России столь же значимые, авторитетные личности?
(Дети высказываются.)
Что ж, послушаем еще одно информационное сообщение.
Ученик 2. Каждому православному христианину известно имя Сергия Радонежского - основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря. Будучи приверженцем чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых, своей жизнью он доказывал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью.
III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность»
Классный руководитель. Как вы думаете, какого человека называют интолерантным?
(Дети высказывают предположения.)
Действительно, слово «интолерантный» противоположно по значению слову «толерантный». Сейчас мы попробуем разобраться, какие черты характеризуют человека толерантного, а какие - интолерантного.
(На доске таблица. Учитель предлагает детям ее заполнить - распределить характеристики по двум колонкам.)
Характеристики:
1. Человек, который много знает о своих достоинствах и недостатках.
2. Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.
3. Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.
4. Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.
5. Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.
6. Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих.
7. Человек, который делит мир на две части: черное и белое.
8. Человек, который умеет посмеяться над собой.
9. Человек, который не считается с чужим мнением.
10. Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.
Ответы: толерантная личность (1; 2; 4; б; 8), интолерантная личность (3; 5; 7; 9; 10).
Классный руководитель. Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные, и интолерантные поступки. Главное - какие из них преобладают.
IV. Проблемные ситуации
(Учитель делит класс на три группы. Каждая группа разыгрывает проблемную ситуацию. Затем учащиеся обсуждают, как сделать поведение в таких ситуациях толерантным.)
1. «В семье»
Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?
2. «В школе»
Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?
3. «На улице»
Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?
V. Заключительное слово
Классный руководитель (демонстрирует фотографии последствий экологических катастроф) Некоторые современные ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические, - это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга.
Психологи отмечают повышенную агрессивность и раздражительность у большинства людей. Происходит интенсивный выброс в окружающую среду отрицательной энергии. Накапливаясь, эта энергия способна разрушительно воздействовать на природу, среду обитания человека.
Все наши поступки возвращаются к нам бумерангом. Так давайте же будем радовать окружающих, совершать добрые поступки, от этого мы сами станем счастливее, а наш мир - чуточку светлее! Преумножайте доброе!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час «Не начинай курить!», 4 класс
Сценарий ко Дню конституции для учащихся начальных классов
Беседа о дружбе в начальной школе, 3-4 класс
Классный час игра для учащихся 3-4 классов. История шариковой ручки
Нет комментариев. Ваш будет первым!