Игры на развитие логического мышления для детей 5-7 лет в детском саду
Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.
Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.
Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.
Действия для развитого сравнения объясняют детям в доступной для них форме:
— внимательно обследуй предметы и подумай, какие признаки важны для сравнения;
— посмотри на предметы и скажи, почему предметы похожи;
— подумай и скажи, почему предметы не похожи.
Критерии сформированное умения сравнивать.
1. Разносторонность сравнения (выделяются как признаки различия, так и признаки сходства сравниваемых объектов).
2. Полнота сравнения.
3. Последовательность сравнения.
4. Поиск ответа на вопросы: почему сравниваемые предметы похожи? Почему не похожи?
5. Установление причин сходства и различия сравниваемых объектов.
В преодолении односторонности сравнения важную роль играет педагог, его вопросы и советы.
Так, например, некоторых детей может затруднить вопрос: «Чем похожи сравниваемые автомобили?» В этом случае педагог задает вопросы, стимулирующие выделение сходных признаков: «Из каких составных частей состоят автомобили? Для чего нужны автомобили?»
Когда дошкольникам трудно ответить на обобщенный вопрос: «Чем различаются сравниваемые животные?», целесообразно в определенной логической последовательности задать дополнительные вопросы, способствующие выявлению признаков различия: «Одинаковые ли форма и размер тела у этих животных? Какого они цвета? Как передвигаются?»
Важное значение для развернутого сравнения имеет полнота выделения основных, ведущих признаков. Необходимо развивать у детей наблюдательность, имеющую определенную направленность, терпеливо учить их всесторонне обследовать объект, видеть главное, существенное.
Обследование может проводиться как по вопросам педагога, так и по предложенному плану как усложнение задания.
После выявления различий педагог задает вопрос типа: «Почему не похожи эти средства транспорта?», а вслед за установлением сходства — вопрос типа: «Почему похожи эти средства транспорта?»
Нужно приучать дошкольников ставить при сравнении обобщенные и частные вопросы.
Почему у зайца длинные уши, а у медведя короткие?
Почему у зайца мех зимой и летом разного цвета, а у медведя одинакового?
Почему заяц прыгает, а медведь ходит и бегает?
Почему заяц путает свои следы, а медведь нет?
Почему бурый медведь зимой спит днем и ночью?
Умение сравнивать с установлением причин сходства и различия формируется в разных видах деятельности, в том числе в игровой. Для этого предназначены дидактические игры «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?», «Чем и почему похожа и не похожа посуда?», «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?» и др.
Какие признаки устанавливать в первую очередь (сходство или различие), решает педагог и отражает это в названии игры, ставя на первое место слово «похожи» или «не похожи». Иногда очередность установления сходства и различия определяется самими играющими по общей договоренности.
Дидактические игры с предметами и игрушками представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать вещи и пользоваться ими. Игры применяются для развития наблюдательности, умения видеть целое и части в предмете, выделять и сравнивать основные, существенные признаки. В условиях игры дети замечают сходство существенно отличающихся предметов, а у родственных, парных — находят различия.
В самом названии игр типа «Чем и почему похожи...» есть поисковый вопрос «почему?», обращенный к играющим. Для решения игровой задачи нужно последовательно выявить признаки и причины сходства и различия.
В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.
1. Обследование сравниваемых предметов.
2. Выявление их сходства.
3. Поиск и установление причин сходства.
4. Выявление различий.
5. Поиск и установление причин различий.
Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?» проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.
Игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»
Цели:
1. Закрепить знания о диких животных: научить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.
2. Развить активный словарь.
3. Научить оборудовать в «зоопарке» соответствующую потребностям животных среду обитания.
Подготовка
1. Подбираются игрушечные белые и бурые медведи, рисунки с их изображениями в естественной среде обитания, желтые и зеленые фишки, мелкий строительный материал, модели к построению загона в «зоопарке».
2. Педагог проводит беседу об особенностях животных.
3. Педагог и дети посещают зоопарк.
4. Педагог и дети обследуют игрушечных животных, рассматривают рисунки.
Дошкольники должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины, правильно подобрать оборудование для «зоопарка». За более полное выявление различных и сходных признаков дается желтая фишка. За установление причин различия и сходства — зеленая. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Признаки различия. Бурый медведь живет в лесу, а белый — во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, у белого — из снега.
Причины различия. Цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого — в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой — на льдине.
Признаки сходства. По форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие большие зубы. Медведи — крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.
Причины сходства. Белый и бурый медведи похожи потому, что они — дикие звери одного вида, хищники.
Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»
Цели:
1. Развить наблюдательность детей, учить сравнивать предметы.
2. Научить находить связь между назначением, формой посуды и материалом, из которого она сделана.
3. Развивать активный словарь, фразовую речь.
4. Научить правильно расположить посуду по назначению для оборудования кукольной кухни и столовой для приема гостей.
Подготовка
1. Подбираются кухонная, столовая и чайная посуда, рисунки с ее изображениями, желтые и зеленые фишки.
2. Педагог проводит с детьми беседы об особенностях кухонной, столовой и чайной посуды.
3. Дети и педагог обследуют игрушечную посуду, игрушечные и настоящие чайники и чашки, рассматривают рисунки с их изображениями.
Сначала нужно назвать признаки и причины сходства, например фарфорового чайника и чашки, а затем — различия. Далее разложить посуду в соответствии с местом назначения: кухня, стол для обеда, стол для чаепития. За правильное установление признаков сходства и различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает набравший больше фишек.
Признаки сходства. У чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны из фарфора, твердые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и фарфоровом чайнике бывает чай.
Причины сходства. Фарфоровый чайник и чашка — чайная посуда.
Признаки различия. У чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы было легче наливать заваренный чай в чашку. У чашки нет носика потому, что пить из нее тогда было бы неудобно. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нем лучше заваривался. Крышка на чашке мешала бы положить в нее сахар и размешивать его ложечкой, пить чай.
Причины различия. Чайник и чашка имеют различное назначение, а поэтому и разную форму: в чайнике чай заваривают, а из чашки его пьют.
В данной игре аналогично сравнивают эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковороду.
Игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»
Цели:
1. Научить детей сравнивать предметы и их составные части.
2. Научить находить зависимость строения мебели от ее назначения.
3. Развивать активный словарь, фразовую речь.
4. Научить правильно оборудовать кукольную комнату, используя стол и стул по назначению.
Подготовка
1. Подбираются столы и стулья, игрушечная мебель, рисунки с их изображениями, желтые и зеленые фишки.
2. Педагог проводит с детьми беседу о мебели разного назначения, ее особенностях.
3. Педагог и дети обследуют столы и стулья, рассматривают рисунки с их изображением.
Дети должны найти признаки сходства и различия, установить их причины. Затем оборудовать кукольную комнату, разместив на столе посуду, посадив за стол кукол. За правильное выявление признаков сходства и различия дети получают желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Признаки сходства. Стол и стул сделаны из дерева, имеют по четыре ножки; нужны для того, чтобы человеку было удобно.
Причины сходства. Стол и стул — мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.
Признаки различия. У стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чем у стола. На стол ставят тарелки и другую посуду, а на стул нет.
Причины различия. Стул и стол имеют разное назначение: на стуле сидят, за столом едят. Разную форму. Ножки у стула короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку можно облокачиваться. Столу спинка не нужна, она бы только мешала.
Таким образом, в играх можно целенаправленно развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
Упражнения в схемах «Восстанови последовательность событий»
Цель: Закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.
Схемы или картинки ребенок должен расположить в соответствии с последовательностью явлений, событий, рассказать о том, что было сначала, а что потом. Это упражнение необходимо проводить после наблюдений. Особенно ценно оно для детей с речевым недоразвитием и задержкой психического развития.
Схемы по установлению причинно-следственных связей
1. Сначала на небе появились тучи.
2. Из туч пошел дождь.
3. Дождь прошел, небо стало ясным, а на земле остались лужи.
4. Солнце стало греть все сильнее, поэтому лужи испарились.
1. Сначала на небе появились снежные тучи.
2. Из туч пошел снег.
3. Снег прошел, небо стало ясным, а на земле появились снежные сугробы.
4. Солнце стало греть все жарче, сугробы стали таять.
1. Растения поливаются дождем.
2. Растения также поливает человек.
3. Растения при поливе растут и цветут.
4. Иногда долго нет дождя.
5. Иногда человек не поливает растения.
6. Растения без полива засыхают.
1. Если растение растет в тени и ему почти не достается солнца, то оно растет медленнее, позже цветет.
2. Если растение растет на открытом месте и ему достаточно тепла и света, то оно растет и развивается быстрее.
1. Если ветер по силе слабый, то облака двигаются медленно.
2. Если ветер сильный, то облака передвигаются быстро.
Некоторые цветущие растения очень активно реагируют на солнечный свет.
1. Утром восходит солнце.
2. Цветок раскрывает свои лепестки.
3. Вечером солнце заходит.
4. Цветок собирает свои лепестки в бутон.
1. Ветер слабый по силе.
2. Ветер раскачивает только листья и маленькие веточки.
3. Ветер усиливается.
4. Ветер раскачивает ветки.
5. Ветер сильный.
6. Ветер раскачивает стволы деревьев.
1. Весной солнышко только начинает пригревать.
2. Появляются первые ростки растений.
3. Солнце светит все ярче, день увеличивается.
4. Растение растет.
5. Летом солнце жаркое, день длинный.
6. Растение цветет.
1. Сначала на небе появляются тучи, они сталкиваются друг с другом — возникает молния.
2. От столкновения туч после молнии гремит гром.
3. Когда из туч прольется дождь, небо становится ясным, а на земле — лужи.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие речи, мышления у детей 4-8 лет
Игры на развитие воображения у дошкольников 3-6 лет
Подготовка детей 4-5-6 лет к школе
Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!