Игры на развитие речи, мышления у детей 4-8 лет

Игры, развивающие речь, мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Мышление и речь неразрывно связаны между собой: без речи нет мышления, и в то же время речь невозможна без работы мысли. Развитие речи, как это ни странно, начинается с тренировки мелкой моторики пальцев. Дело в том, что в коре головного мозга зоны мелкой моторики и речи находятся по соседству. Стоит начать стимулировать работу одной зоны, как за ней «потянется» и другая. Вот почему, если вы замечаете, что ваш ребенок плоховато говорит для своего возраста, попробуйте потренировать его пальцы — результат будет заметен уже скоро. Так что не удивляйтесь тому, что в главе, посвященной играм на развитие речи, вы найдете и так называемые пальчиковые игры.

Развитие речи — это не только составление связного рассказа на определенную тему, не только умение ребенка давать правильные и полные ответы на поставленный вопрос. Это и такие, казалось бы, мелочи, как постановка правильного речевого дыхания (мы произносим слова на плавном выдохе, а в паузах между ними делаем короткий вдох), и умение вычленять из слов отдельные звуки и слоги. Именно с таких «мелочей» и начинается речь.

Что касается мышления, то оно, как вы уже поняли, может быть разных видов. Одно дело — логическое мышление и совсем другое — речевое, позволяющее ребенку увидеть связи между словами, между их значениями и формой.

В свою очередь, образное мышление и речевое мышление тесно взаимосвязаны между собой, об этом не следует забывать. Наверное, нелишним будет напомнить, что вы должны стимулировать у ребенка желание общаться. Почаще спрашивайте его о том, как он провел день в садике или что интересного рассказывала на уроке учительница. Читая с ним интересную книгу, останавливайтесь и задавайте ребенку вопросы. И, конечно, не стоит упускать из виду стимулирующие функции игры в развитии навыков речи и речевого мышления.

Предлагаем вашему вниманию некоторые такие игры.

Пальчики

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: тренировать мелкую моторику пальцев, которая связана с зоной речи коры головного мозга, учить детей синхронизировать речь с разнообразными движениями.

Ход игры (в нее могут играть как родители со своим ребенком, так и воспитатели со всей группой). Ведущий проговаривает слова, сопровождая их жестами. Дети должны повторять движения за взрослым.

Слова в этой игре могут быть любыми: главное, чтобы из их содержания было ясно, какой именно палец должен двигаться (например, всем известная «Сорока-воровка» — прекрасный текст, которым можно сопровождать пальчиковую игру).

В качестве предварительной работы предлагаем вам выучить русские народные потешки.

В начале чтения этой потешки ладонь должна быть раскрыта.

Ивану-большаку — дрова рубить,    Загибается большой палец.

Ваське-указке — воду носить,    Загибается указательный палец.

Мишке-среднему — печку топить,    Загибается средний палец.

Гришке-сиротке — кашу варить,    Загибается безымянный палец.

А крошке-Тимошке — песенки петь,   Загибается мизинец.

Песни петь и плясать, Ладонь раскрывается, ребенок шевелит всеми пальцами.

Родных братьев потешать!

А вот еще один вариант потешки для пальчиковой игры.

Подставляй ладошку — Ребенок вытягивает руку ладошкой вверх.

Расскажу про кошку.   Гладит ладонь другой рукой.

Будем пальчики считать?    Шевелит пальчиками.

Будем пальчики считать!    Сжимает пальчики в кулак и разжимает.

Раз-два-три-четыре-пять!    Поочередно загибает все пальцы на руке.

Вот — кулак,   Снова сжимает пальцы в кулак.

А вот — ладошка.    Разжимает их.

На ладошку села кошка    Ребенок ставит на вытянутую ладонь пальцы второй руки.

И крадется потихоньку,   «Пробегает» пальцами по руке до плеча.

И крадется потихоньку... Прячет кисть другой руки в подмышку.

Видно, мышка там живет!

И последний вариант.

Перед началом чтения этой потешки пальцы сжимаются в кулак.

Настало утро. Солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак!    Ребенок выпрямляет большой палец.

Вставай, Указка!    Ребенок выпрямляет указательный палец.

Вставай, Середка!    Выпрямляет средний палец.

Вставай, Сиротка!    Выпрямляет безымянный палец.

И крошка-Митрошка!    Выпрямляет мизинец.

Привет, Ладошка!     Машет рукой.

Примечание. Эту игру можно использовать не только для развития речи, но и в качестве физкультминутки в детском саду или в школе во время занятий, если детские пальчики уже устали от письма или рисования.

Снежинки

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развивать у ребенка правильное речевое дыхание (вдох и плавный длинный выдох).

Необходимое оборудование: вырезанные из тонкой бумаги снежинки (вместо снежинок можно использовать просто кусочки бумаги или ваты).

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество участников). Воспитатель рассказывает детям о снежинках, о том, что они падают с неба зимой, что они белые и легкие: если подуть на такую снежинку, она полетит. Потом ведущий раздает детям по снежинке и просит их рассмотреть, отмечает, какие они все разные и красивые. Затем каждый участник игры кладет снежинку перед собой на стол и дует на нее. Воспитатель должен проследить за тем, чтобы дети делали при этом плавный и медленный выдох.

Примечание. Если в игре участвуют дети младшего возраста, то цель игры может заключаться в самом процессе. Следить за тем, как «улетает» такая снежинка, само по себе интересно. Если же в игру вовлечены дети постарше, то можно добавить к игре элемент соревнования: объявить детям, что тот, чья снежинка пролетит больше, и будет объявлен победителем. Можно также в заключение игры попросить детей вспомнить стихотворения про зиму и снежинки.

В качестве предварительной работы предлагается разучить с детьми стихи про зиму.

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

 

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! —

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

 

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

***

Н. Некрасов

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет

Круглый год. Январь

Открываем календарь —

Начинается январь.

 

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

 

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Скажи слово

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей различать тематические группы слов, делить слова на слоги. Игра способствует расширению лексикона.

Необходимое оборудование: мячик средних размеров.

Ход игры (игра проводится в группе). Ведущий просит участников встать в линию, затем бросает мячик одному из участников игры, задавая тему (например, «предмет мебели», «день недели», «домашнее животное», «овощи» и др.). Участник должен поймать мяч и тут же произнести любое слово, которое соответствует этой теме. Например, если ведущий задает тему «овощи», участник игры может ответить: «Морковь». Надо следить за тем, чтобы, отвечая, участник игры произносил слово четко, по слогам. Произнося каждый слог, он должен делать шаг вперед, а с последним слогом бросить мячик обратно ведущему. Например, произнося слово «морковь», участник делает два шага вперед и с последним слогом бросает мячик. Ведущий должен поймать мяч и бросить его другому участнику, задав при этом другую тему для слова.

Цели у этой игры могут быть разными. Например, победителем может считаться тот, кто сделает как можно больше шагов вперед. Естественно, что для этого участнику игры придется быстро вспоминать самые длинные слова на заданную тему. А можно наоборот считать победителем того, кто сделает меньше всех шагов: разумеется, для этого игрокам придется вспоминать слова покороче.

Примечание. На самом деле возраст участников игры не очерчивается строго предложенными нами рамками. Все, как вы понимаете, зависит от заданных тем для подбора слов: у каждого возраста есть свои интересы и свои любимые темы.

Волшебные слова

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей делать логические умозаключения, ставить простейшие эксперименты (в данном случае чад словами).

Ход игры (игра проводится с группой детей). Воспитатель объясняет, что есть обычные слова, а есть волшебные: если их часто повторять, то они обязательно превратятся в другие. Например, если повторять слово «кто», то получится «ток». Затем ведущий предлагает участникам игры определить, во что превратится каждое из следующих волшебных слов: «мышка» (в «камыш»), «банка» (в «кабан»), «сплю» (в «плюс»), «чайка» (в «качай») «моя» (в «яма»). Для этого участникам игры придется быстро несколько раз подряд произносить каждое из этих слов. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех справился с заданием.

Примечание. Эту игру можно проводить и среди детей более младшего возраста (4—5 лет), но тогда нужно будет облегчить им задачу: запастись картинками-подсказками, на каждой из которых будет нарисован правильный ответ.

Паровозик

Возраст: 5 — 7лет.

Цель игры: помочь детям понять связь между словами, научить детей делить слова на звуки.

Необходимое оборудование: деревянные или пластмассовые кубики разных цветов.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество человек). Участники игры вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий объясняет, что слова состоят из звуков и что разные слова могут начинаться и заканчиваться на одинаковые звуки. Затем приводит пример: слова «мальчик», «мячик», «мельник» начинаются на букву «м» и заканчиваются на букву «к», хоть и обозначают совершенно разные понятия. В доказательство он просит детей рассказать о том, что означает каждое из предложенных ведущим слов. Затем начинается собственно игра. Суть игры состоит в том, что каждый участник называет слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово, названное другим игроком. В результате выстраивается такая, например, цепочка из слов: доМ — МашинА — АрбуЗ — ЗемлЯ — ЯблокО — ОкнО — ОбруЧ и т. д. Ведущий объясняет, что слова должны «цепляться» друг за друга, как вагончики у паровозика.

Если игра проводится с детьми помладше (5 лет), то ее можно еще и наглядно проиллюстрировать с помощью кубиков. Каждый кубик — это «вагончик». Перед началом игры каждому участнику раздается равное количество кубиков какого-то одного цвета. Ведущий, начиная игру, ставит кубик на стол или на пол, после того как произнесет первое слово. Если следующий игрок правильно назовет слово-вагончик, то ставит кубик «своего» цвета вслед за первым. Третий игрок, правильно назвавший очередное слово, присоединяет к ним свой кубик. Тот, кто ошибся, не имеет права ставить свой кубик в ряд. Игра заканчивается после того, как у кого-нибудь из игроков заканчиваются кубики. Он и объявляется победителем. В заключение ведущий обращает внимание детей на то, какой длинный паровозик у них получился, и на то, как самые разные слова могут «цепляться» буквами друг за друга.

Рифмовалки

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей слуховое восприятие и слуховую память. Игра знакомит детей с понятием «рифма». Кроме того, игра способна расширить словарный запас детей.

Ход игры. Ведущий (старший) объясняет правила. Они просты: ведущий читает четверостишие без последнего слова. Задача игроков — правильно подставить слово так, чтобы оно правильно рифмовалось и подходило по смыслу. При этом ведущий может начать с текстов, хорошо известных детям, а потом перейти к незнакомым, чтобы дети могли сами, ориентируясь на смысл, подставлять нужное слово. Вот некоторые из таких четверостиший.

♦ На бахче у нас растет.

Как разрежешь — сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... (арбуз).

 

♦ Как зовут меня, скажи —

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый... (василек).

 

♦ Съел Валерик вареник,

А Валюшка — ... (ватрушку).

 

♦ Мама песню напевала,

Одевала дочку...

Одевала — надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку... (одела).

Е. Благинина

После этого можно перейти к более сложным текстам, «изюминка» которых состоит в том, что они заканчиваются вовсе не так, как это можно было бы предполагать.

♦ Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный... (укол),

С. Михалков

♦ С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой... (каше).

Ю. Мориц

В игре побеждает тот, кто сумеет дать как можно больше правильных ответов.

Рифмы

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей умение рифмовать слова. Игра способствует расширению детского лексикона, стимулирует сообразительность и слуховое восприятие.

Ход игры. Участники игры (их может быть практически неограниченное количество) садятся в круг. Первый игрок (его можно выбрать с помощью жеребьевки или считалки) говорит любое слово. Задача следующего игрока — подобрать слово, рифмующееся с заданным. Третий игрок должен подобрать свое слово, рифмующееся с предыдущими. Чем дальше игрок сидит от ведущего, тем сложнее ему придется, ведь он должен не просто найти слово, рифмующееся с заданным, но и внимательно запоминать уже произнесенные слова, чтобы не повториться. Если в ходе игры ее участник называет то слово, которое уже было произнесено, ему дается еще одна попытка, чтобы он мог исправить свою ошибку. Проигравшим в этой игре считается тот, на ком рифмы закончатся, то есть тот, который не сможет подобрать рифму к слову. После этого игра начинается заново, и в качестве заданного предлагается уже другое слово.

Скажи наоборот

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Игра способствует расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.

Ход игры. Правила игры очень просты. Игроки садятся в круг. Первый игрок поворачивается к следующему за ним и говорит вслух слово, после чего обращается ко второму игроку со словами: «Скажи наоборот!» Второй игрок должен подобрать к предложенному слову противоположное по смыслу (антоним). Если ему это удается, он в свою очередь говорит свое слово и просит «сказать наоборот» уже следующего игрока. Если игрок по каким-либо причинам не может подобрать слово, противоположное по смыслу заданному (или такого слова попросту нет), то пропускает ход.

Пример: хороший — плохой, день — ночь, горький — сладкий, черный — белый (названия других цветов здесь не годятся), мягкий — жесткий и т. д.

Абсолютного победителя в этой игре нет: играть в нее можно, пока это не надоест детям.

Сочинялки

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки связной речи. Игра способствует развитию фантазии и сообразительности.

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество игроков). Ведущий (учитель) дает детям слова. Задача игроков — составить с этими словами предложение и прочитать его вслух. Например, со словами «зоопарк», «слон», «яблоко» дети могут составить предложение: «Вчера мы были в зоопарке и угостили яблоком слона». Выигрывает тот, кто придумает наиболее интересное предложение, включив в него все заданные слова.

Примечание. Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить: дать детям 8—10 ключевых слов и попросить их составить с этими словами целый рассказ. Желательно, чтобы эти слова не связывались друг с другом по значению тематически (например, смело давайте такие, казалось бы, несочетаемые слова, как «огурец», «экскаватор», «врач», «солнце»), поскольку именно благодаря этому дети начнут активнее фантазировать. Выиграет тот, чей рассказ получится наиболее занимательным.

Рассказ по картинкам

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки устного общения (связность, образность речи), фантазию.

Необходимое оборудование: заранее заготовленные картинки, вырезанные из старых журналов, открыток со сказочными персонажами или персонажами мультфильмов, с изображениями разных стран, предметов и т. д.

Ход игры (в нее играют по очереди). Игроку предлагается составить рассказ по картинкам. Игрок выбирает те картинки, по которым будет составлять свой рассказ. Дальнейшие варианты игры зависят от того, какие картинки выберет игрок. Так, например, он может, руководствуясь картинками, пересказать уже известную ему сказку. В этом случае рассказ будет считаться удачным, если сказка пересказана близко к тексту и связно. Более интересен вариант, при котором игрок выбирает картинки произвольно. Именно в этом случае пробуждается детская фантазия: игрок может «столкнуть» в сочиненной им сказке персонажей из разных сказок или мультфильмов, по-новому закончить знакомый всем сюжет. Самый фантастический и интересный сюжет, грамотно изложенный, и считается лучшим.

Примечание. Если игру проводит взрослый ведущий, то ему нужно усвоить, что не стоит торопить игрока с рассказом. Нужно дать ему время подумать: разложить картинки в том порядке, в каком пойдет развитие сюжета, продумать развитие событий и т. д.

Закончи сказку

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: стимулировать словесное творчество детей, развить у них навыки грамотной и связной речи. Игра способствует развитию детской фантазии и воображения.

Ход игры. Игроки (неограниченное количество) садятся в круг. Ведущий предлагает игрокам первое предложение будущей сказки, например: «Проснувшись, Таня обнаружила, что все, что она пожелает, исполняется». Впрочем, предложения могут быть самыми разными, главное, чтобы можно было развить предложенную ведущим тему. Все игроки поочередно добавляют к сказке по одному предложению так, чтобы в итоге получился связный текст. Игра прекращается, когда сказка подходит к своему логическому завершению. Победивших и проигравших в этой игре нет, но сама возможность пофантазировать наверняка понравится детям.

Рекомендуем посмотреть:

Медитация для детей

Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду

Игры на развитие логического мышления для детей 5-7 лет в детском саду

Игры на развитие воображения у дошкольников 3-6 лет

Подготовка детей 4-5-6 лет к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!