Внеклассное мероприятие по математике, 3 класс

Игра - путешествие в историю математики в 3 классе

Цели: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представление о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории; закрепить приёмы устных вычислений.

Ход путешествия

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнаете нашу гостью.

   И100рия   

Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счёта, измерений и математики.

II. Зрительный диктант. (На доске записаны числа.)

801 841 861 831 851

- Прочитайте числа, запомните, запишите по памяти.

- Какое число лишнее?

- Каким числом его надо заменить?

- Запишите числа в порядке убывания.

- Чем похожи числа, чем отличаются?

- Дополните каждое число до 90 десятков.

Учитель. Сейчас вы показали, как хорошо умеете считать. А для чего надо уметь считать?

III. Как появились меры длины.

Учитель. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до них?

Выступление учеников.

- Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

Учитель вместе с учениками производит измерения ленты.

- В Англии существовали дюйм (2 см 5 мм), в переводе на русский - большой палец; фут (30 см) - нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния - привалами, днями.

- В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

- У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

- На Руси использовали маховую сажень (176 см).

- Расстояние между раскинутыми в стороны руками - это косая сажень, т. е. расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки.

Это - 248 см.

IV. Вопросы и задания для закрепления.

- Измерить длину парты в локтях, ладонях.

- Какого роста была Дюймовочка?

- Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?

- Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?

(На доске таблица: сажень - 2 м 13 см, вершок - 4 см 4 мм, дюйм - 2 см 5 мм.)

V. Как люди научились считать.

Первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь.

Выступление детей.

- Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков - вожака, из стада оленей - одного оленя. Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трёх - с одной стороны, трёх - с другой. Для этого он должен был уметь считать. Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.

- Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счёте принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой десятки, третий - сотни.

Дети показывают у доски этот способ счёта.

562 + 234

VI. Как люди научились записывать числа.

- Очень разными и даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 — I , 2 — II , число 10 обозначалось дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.

- После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощь букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами.

- Всем знакома римская нумерация. Запишите римскими цифрами числа: 359, 274, 96.

- Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего десяти цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 был изобретён в Индии. Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили её именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.

VII. Игра. Математическая мозаика.

- Сейчас мы проверим, как вы умеете пользоваться этими цифрами.

У каждого ученика имеется карточка с числами. Учитель диктует задание, ученик считает и закрашивает полученный ответ в карточке. В результате, если считал ученик правильно, получится цифра пять.

90

540

250

600

5

20

130

190

850

400

700

300

800

500

30

93

25

800

500

30

920

360

270

70

10

1. Уменьши 740 па 200.

2. Неизвестное число больше 180 на 50.

3. 900 разделить на 3.

4. Найдите произведение чисел 200 и 4.

5. Вырази в единицах 48 десятков.

6. Сумма двух слагаемых равна 500. Первое - 230, найдите второе слагаемое.

7. 120 умножить на 3.

8. На сколько 400 больше 150?

VIII. Итог занятия.

Автор: Л. А. Абъятанова 

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра, 3 класс. Конспект

Внеурочное мероприятие по математике в начальной школе. Конспект

КВН по русскому языку в начальной школе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!