Внеклассное мероприятие по математике, 3 класс
Игра - путешествие в историю математики в 3 классе
Цели: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представление о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории; закрепить приёмы устных вычислений.
Ход путешествия
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнаете нашу гостью.
И100рия |
Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счёта, измерений и математики.
II. Зрительный диктант. (На доске записаны числа.)
801 841 861 831 851
- Прочитайте числа, запомните, запишите по памяти.
- Какое число лишнее?
- Каким числом его надо заменить?
- Запишите числа в порядке убывания.
- Чем похожи числа, чем отличаются?
- Дополните каждое число до 90 десятков.
Учитель. Сейчас вы показали, как хорошо умеете считать. А для чего надо уметь считать?
III. Как появились меры длины.
Учитель. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до них?
Выступление учеников.
- Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.
Учитель вместе с учениками производит измерения ленты.
- В Англии существовали дюйм (2 см 5 мм), в переводе на русский - большой палец; фут (30 см) - нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния - привалами, днями.
- В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
- У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
- На Руси использовали маховую сажень (176 см).
- Расстояние между раскинутыми в стороны руками - это косая сажень, т. е. расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки.
Это - 248 см.
IV. Вопросы и задания для закрепления.
- Измерить длину парты в локтях, ладонях.
- Какого роста была Дюймовочка?
- Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?
- Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?
(На доске таблица: сажень - 2 м 13 см, вершок - 4 см 4 мм, дюйм - 2 см 5 мм.)
V. Как люди научились считать.
Первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь.
Выступление детей.
- Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков - вожака, из стада оленей - одного оленя. Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трёх - с одной стороны, трёх - с другой. Для этого он должен был уметь считать. Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.
- Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счёте принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой десятки, третий - сотни.
Дети показывают у доски этот способ счёта.
562 + 234
VI. Как люди научились записывать числа.
- Очень разными и даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 — I , 2 — II , число 10 обозначалось дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.
- После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощь букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами.
- Всем знакома римская нумерация. Запишите римскими цифрами числа: 359, 274, 96.
- Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего десяти цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 был изобретён в Индии. Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили её именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.
VII. Игра. Математическая мозаика.
- Сейчас мы проверим, как вы умеете пользоваться этими цифрами.
У каждого ученика имеется карточка с числами. Учитель диктует задание, ученик считает и закрашивает полученный ответ в карточке. В результате, если считал ученик правильно, получится цифра пять.
90 |
540 |
250 |
600 |
5 |
20 |
130 |
190 |
850 |
400 |
700 |
300 |
800 |
500 |
30 |
93 |
25 |
800 |
500 |
30 |
920 |
360 |
270 |
70 |
10 |
1. Уменьши 740 па 200.
2. Неизвестное число больше 180 на 50.
3. 900 разделить на 3.
4. Найдите произведение чисел 200 и 4.
5. Вырази в единицах 48 десятков.
6. Сумма двух слагаемых равна 500. Первое - 230, найдите второе слагаемое.
7. 120 умножить на 3.
8. На сколько 400 больше 150?
VIII. Итог занятия.
Автор: Л. А. Абъятанова
Рекомендуем посмотреть:
Задания на логику и внимание для детей 7-8-9 лет распечатать бесплатно
Математическая игра для 3 класса. Сценарий
Математические головоломки в картинках с ответами, 2-4 класс
Логические задания в картинках для детей 7-8-9 лет с ответами распечатать бесплатно
Логические задачи по математике 3 класс с ответами и решениями
Нет комментариев. Ваш будет первым!