Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие звери? Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие звери?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить со зверями; учить определять принадлежность животного к определенной группе; исследовать строение шерсти зверей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей; узнавать зверей с помощью атласа-определителя.

Оборудование: картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные России»; у учащихся — шерсть животных, лупа, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Отгадайте загадки.

На реке он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол,

Птичка бойкая... (щегол).

 

Кто живет в лесу сосновом,

Носит крестик на носу

И гнездо плетет в ту пору,

Когда пурга поет в лесу? (Клест.)

 

«Гуль-гуль-гуль», — мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

— Кто дома приготовил рассказ о птице? (Ответы детей.)

2. Игра «Бал птиц»

(Учитель называет различных животных. Если учитель называет птицу, дети машут руками и кружатся, в других случаях стоят на месте.)

(Можно использовать КИМы (тест 10, с. 16).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки. Отгадайте их.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало —

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

 

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень.)

— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О зверях.)

— Прочитайте тему урока на с. 38 учебника.

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Кто больше»

— Вспомните, каких зверей вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда называют зверей. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше зверей.)

— А как же можно отличить зверей от других животных? (Ответы детей.)

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите верхний рисунок на с. 38. Кого вы здесь видите? (Орла, щуку, мышь, жука.)

— К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? (Жук — насекомое, у него шесть ног, орел — птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей.)

— Кто остался? (Осталась мышь.)

— Вы согласны с утверждением, что мышь — это зверь? (Ответы детей.)

Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.

— Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных.)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

 

Посреди двора стоит копна:

Спереди — вилы, сзади — метла. (Корова.)

 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Нос водой не знается. (Кошка.)

— Что общего у всех этих животных? (Ответы детей.)

— Рассмотрите жирафа на с. 38. Какие части тела вы сможете выделить? {Голову, шею, туловище, ноги, хвост.)

(Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)

— Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем? (Мышка — это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)

Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.

— А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью.)

— Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц — перьями, рыб — чешуей.)

— А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)

Это тот признак, который является общим для всех зверей.

— А что изображено на фотографии внизу справа на с. 38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)

— Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

Вот поэтому второе название зверей — млекопитающие.

— Объясните это название. (Ответы детей.)

— На какие две группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние.)

— Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)

— Назовите диких зверей. (Ответы детей.)

Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Лось — очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам; их нет у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят грибы, папоротники и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они — отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Медведи — отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда, даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью он заботится о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

— А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением зайца зимой, другая — летом.)

Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением белки зимой, другая — летом.)

Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают корм на зиму: сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и теплой.

— Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя.

(Коллективная проверка.)

3. Работа со школьным словариком «Животные России»

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о волке (с. 14—15), белом медведе (с. 54—55), северном олене (с. 62—63). Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о каком- либо животном. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о млекопитающих.)

4. Знакомство с особенностями строения некоторых животных

— Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? {Передние лапы больше.)

— Как вы думаете, почему? {Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы.)

Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде — лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

— Что необычного в строении летучей мыши? {У нее вместо лап крылья.)

Летучие мыши — единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного.

V. Физкультминутка

Зарядка бельчат

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

(Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

(Прыжки.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру.

(Руки поднести кушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

(Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки

(Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки.

(Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали,

(Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали,

(Поморгать глазами.)

Головками крутили,

(Повороты головы вправо и влево.)

Друг за другом вслед ходили.

(Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(На партах шерсть животных. С помощью лупы учащиеся рассматривают ее и делают вывод, что она состоит из отдельных волосков. Затем они самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 27, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (с. 27)

(Соревнование по группам.)

№3 (с. 27-28).

— Рассмотрите рисунки.

— Какие из этих животных водятся в наших лесах? Что вы о них знаете?

- Выполните задание.

(Проверка в парах.)

№4 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение.)

— Каких животных вы смогли найти на этом рисунке?

VII. Рефлексия

(На доске крупное изображение зверя. Учитель показывает части тела зверя, учащиеся называют их. Можно положить рисунки с изображением животных на каждую парту, попросить узнать и назвать этих животных и показать все части их тел. Затем класс делится на три-четыре команды. Каждая команда получает 10—15 карточек-рисунков с различными животными. Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)

— Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

— Приведите примеры зверей. (Ответы детей.) Рекомендации для занятий дома

1. Почитать вместе со взрослыми школьный словарик «Животные России» и информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 40—41).

2. Если в городе есть зоопарк, подготовить о нем рассказ.

Дополнительный материал

Млекопитающие (звери)

Существует примерно 4,5 тыс. видов млекопитающих. Млекопитающие — единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом.

Млекопитающие — теплокровные, т. е. их тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду — и в жару, и в холод. Это единственные животные, которые кормят новорожденных детенышей молоком.

Все животные дышат воздухом. Даже кит, который проводит всю жизнь в воде, поднимается подышать на поверхность.

Способ передвижения. У наземных млекопитающих четыре ноги. У морских млекопитающих — таких как морские львы или дельфины, вместо ног — плавники. Некоторые млекопитающие — как, например, кенгуру, скачут на очень сильных задних лапах, а хвосты помогают им держать равновесие. Единственные млекопитающие, которые умеют летать, — это летучие мыши.

Жилища. Большинство млекопитающих строят себе жилища, чтобы было сухо, тепло и безопасно. Некоторые всю зиму проводят в спячке как, например, медведь, вырывший себе берлогу в снегу. Бобры строят на реках и ручьях из палок и грязи жилища, называемые хатками. Ход в них прокладывается под водой, а внутри есть отдельные места для спальни и жилья.

Способы защиты. Млекопитающие защищаются от опасностей по-разному. Одни спасаются бегством, другие защищены колючками. Скунс выделяет отвратительный запах. У многих млекопитающих, живущих в джунглях и лесах, окраска шерсти такая, что позволяет им прятаться от врагов и таиться от добычи, сливаясь с окружающей растительностью.

Совместное существование. Некоторые млекопитающие — такие как шимпанзе, очень общительны и живут группами. Самки смотрят за детенышами, а самцы защищают их от врагов. Живущая вместе группа львов называется прайдом. В основном охотятся львицы, они же кормят львят и ухаживают за ними. Лев-самец следит за территорией своего прайда.

Детеныши. Родившиеся детеныши сосут молоко матери. В нем есть все, что нужно для их развития. Некоторые матери остаются с детьми дольше, чем другие — до тех пор, пока детеныши не научатся сами заботиться о себе. Маленькие кенгуру появляются на свет, еще полностью не сформировавшись. Свое развитие они заканчивают в теплой сумке на животе у матери.

Утконос и ехидна — два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.

Кит

Как и дельфины, огромные морские животные — киты дышат легкими и рождают живых детенышей, которых кормят своим молоком. Длина самого большого кита более 20 м, а масса — более 100 т. Самые маленькие киты достигают длины 1—2 м.

Киты не чувствуют запахов, и зрение у них слабое, но у них отличный слух: они слышат звуки, которые человек может услышать только с помощью приборов. Такие звуки называются ультразвуками. Киты бывают зубатые и усатые.

У зубатых китов есть зубы — 270 штук! — ими они захватывают свою добычу. Зубатые киты охотятся на крупных морских жителей — кальмаров, морских свиней, тюленей. Они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком.

У усатых китов нет зубов, а есть усы — как будто занавеска или цедилка во рту. Усатые киты питаются всякой морской мелочью: рачками, моллюсками, мелкой рыбой. Они набирают в свой огромный рот воды и через ус-цедилку выпускают ее обратно. Вода вытекает, а во рту остается еда. В день такому киту надо 1,5 т пиши.

Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, кажется, что над их головами появились огромные фонтана. Это пар. Когда человек дышит холодным воздухом, у него изо рта тоже идет пар.

Самка кита — заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китенок выпивает 160 л материнского молока и каждый час прибавляет в весе 2 кг. Мать воспитывает своего детеныша три-четыре года, а потом молодой кит живет в стаде самостоятельно.

* * *

Ты слыхал,

Что кит — не рыба,

Что сродни животным кит?

А смотри, как эта глыба

Лихо море бороздит!

Чудо-юдо кит плывет —

Рыбы разевают рот.

Крот

Длина крота 12,5—15 см (хвост — до 2,8 см). Мех бархатистый, без грубых остевых волос. У крота крошечные глаза, прекрасное обоняние.

Живет крот в любой почве, избегая, правда, слишком сырых и сухих песчаных; чаще — на лугах и в садах. В лесах, в рыхлой почве не делает кротовин (характерных куч-выбросов), и поэтому его присутствие менее заметно. Крот очень прожорлив, вылавливает в своих подземных ходах личинок насекомых и других беспозвоночных. Зимой крот не спит. На зиму устраивает себе запас из дождевых червей, которых обездвиживает укусом в передний конец тела.

У кротов может быть четыре-пять детенышей. Кроты очень полезны. Вред от них (в основном от нарушения корневой системы растений) незначителен. Практически всю жизнь крот проводит под землей.

Голова, сразу переходящая в туловище, напоминает клин, которым крот по бокам расширяет в своих ходях землю, разрыхленную лапами. Лапы крота превратились в своеобразные лопатки. Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад.

Жираф

Жираф — самое высокое животное на земле. Высота его — почти 6 м, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска светло-желтая с черными пятнами. Дикие жирафы живут в саваннах. Саванна — это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.

Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы только ранним утром или вечером, когда спадает жара. Днем, спасаясь от зноя, стоят в тени деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся отдохнуть, то ненадолго.

У жирафа чуткие уши и зоркие глаза, а большой рост помогает ему увидеть приближающегося хищника и объявить тревогу, поэтому рядом с жирафами часто пасутся стада антилоп, зебр и страусов. Обычно у жирафа рождается один детеныш. Родится малыш, а через 15 минут уже на ножках стоит возле матери и пьет ее молоко.

* * *

Шел по городу жираф,

У него был добрый нрав.

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал.

Но порой его приветы

Оставались без ответа,

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав.

Когда и где появились первые зоопарки? Какой самый старый зоопарк в нашей стране?

Зоопарки появились в глубокой древности. Большой зоопарк существовал в Древнем Египте примерно за 1,5 тыс. лет до н. э. Первые зоопарки в Европе возникли в середине XVHI в. Самый старый зоопарк в нашей стране — Московский. Он существует с 1864 г.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда изобрели велосипед? Школа России

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Рассказ про василек, 1-2 класс

Загадки о явлениях природы для детей с ответами

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!