Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие звери? Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие звери?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить со зверями; учить определять принадлежность животного к определенной группе; исследовать строение шерсти зверей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей; узнавать зверей с помощью атласа-определителя.

Оборудование: картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные России»; у учащихся — шерсть животных, лупа, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Отгадайте загадки.

На реке он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол,

Птичка бойкая... (щегол).

 

Кто живет в лесу сосновом,

Носит крестик на носу

И гнездо плетет в ту пору,

Когда пурга поет в лесу? (Клест.)

 

«Гуль-гуль-гуль», — мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

— Кто дома приготовил рассказ о птице? (Ответы детей.)

2. Игра «Бал птиц»

(Учитель называет различных животных. Если учитель называет птицу, дети машут руками и кружатся, в других случаях стоят на месте.)

(Можно использовать КИМы (тест 10, с. 16).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки. Отгадайте их.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало —

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

 

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень.)

— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О зверях.)

— Прочитайте тему урока на с. 38 учебника.

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Кто больше»

— Вспомните, каких зверей вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда называют зверей. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше зверей.)

— А как же можно отличить зверей от других животных? (Ответы детей.)

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите верхний рисунок на с. 38. Кого вы здесь видите? (Орла, щуку, мышь, жука.)

— К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? (Жук — насекомое, у него шесть ног, орел — птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей.)

— Кто остался? (Осталась мышь.)

— Вы согласны с утверждением, что мышь — это зверь? (Ответы детей.)

Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.

— Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных.)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

 

Посреди двора стоит копна:

Спереди — вилы, сзади — метла. (Корова.)

 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Нос водой не знается. (Кошка.)

— Что общего у всех этих животных? (Ответы детей.)

— Рассмотрите жирафа на с. 38. Какие части тела вы сможете выделить? {Голову, шею, туловище, ноги, хвост.)

(Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)

— Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем? (Мышка — это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)

Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.

— А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью.)

— Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц — перьями, рыб — чешуей.)

— А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)

Это тот признак, который является общим для всех зверей.

— А что изображено на фотографии внизу справа на с. 38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)

— Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

Вот поэтому второе название зверей — млекопитающие.

— Объясните это название. (Ответы детей.)

— На какие две группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние.)

— Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)

— Назовите диких зверей. (Ответы детей.)

Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Лось — очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам; их нет у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят грибы, папоротники и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они — отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Медведи — отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда, даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью он заботится о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

— А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением зайца зимой, другая — летом.)

Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением белки зимой, другая — летом.)

Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают корм на зиму: сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и теплой.

— Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя.

(Коллективная проверка.)

3. Работа со школьным словариком «Животные России»

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о волке (с. 14—15), белом медведе (с. 54—55), северном олене (с. 62—63). Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о каком- либо животном. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о млекопитающих.)

4. Знакомство с особенностями строения некоторых животных

— Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? {Передние лапы больше.)

— Как вы думаете, почему? {Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы.)

Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде — лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

— Что необычного в строении летучей мыши? {У нее вместо лап крылья.)

Летучие мыши — единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного.

V. Физкультминутка

Зарядка бельчат

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

(Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

(Прыжки.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру.

(Руки поднести кушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

(Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки

(Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки.

(Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали,

(Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали,

(Поморгать глазами.)

Головками крутили,

(Повороты головы вправо и влево.)

Друг за другом вслед ходили.

(Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(На партах шерсть животных. С помощью лупы учащиеся рассматривают ее и делают вывод, что она состоит из отдельных волосков. Затем они самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 27, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (с. 27)

(Соревнование по группам.)

№3 (с. 27-28).

— Рассмотрите рисунки.

— Какие из этих животных водятся в наших лесах? Что вы о них знаете?

- Выполните задание.

(Проверка в парах.)

№4 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение.)

— Каких животных вы смогли найти на этом рисунке?

VII. Рефлексия

(На доске крупное изображение зверя. Учитель показывает части тела зверя, учащиеся называют их. Можно положить рисунки с изображением животных на каждую парту, попросить узнать и назвать этих животных и показать все части их тел. Затем класс делится на три-четыре команды. Каждая команда получает 10—15 карточек-рисунков с различными животными. Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)

— Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

— Приведите примеры зверей. (Ответы детей.) Рекомендации для занятий дома

1. Почитать вместе со взрослыми школьный словарик «Животные России» и информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 40—41).

2. Если в городе есть зоопарк, подготовить о нем рассказ.

Дополнительный материал

Млекопитающие (звери)

Существует примерно 4,5 тыс. видов млекопитающих. Млекопитающие — единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом.

Млекопитающие — теплокровные, т. е. их тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду — и в жару, и в холод. Это единственные животные, которые кормят новорожденных детенышей молоком.

Все животные дышат воздухом. Даже кит, который проводит всю жизнь в воде, поднимается подышать на поверхность.

Способ передвижения. У наземных млекопитающих четыре ноги. У морских млекопитающих — таких как морские львы или дельфины, вместо ног — плавники. Некоторые млекопитающие — как, например, кенгуру, скачут на очень сильных задних лапах, а хвосты помогают им держать равновесие. Единственные млекопитающие, которые умеют летать, — это летучие мыши.

Жилища. Большинство млекопитающих строят себе жилища, чтобы было сухо, тепло и безопасно. Некоторые всю зиму проводят в спячке как, например, медведь, вырывший себе берлогу в снегу. Бобры строят на реках и ручьях из палок и грязи жилища, называемые хатками. Ход в них прокладывается под водой, а внутри есть отдельные места для спальни и жилья.

Способы защиты. Млекопитающие защищаются от опасностей по-разному. Одни спасаются бегством, другие защищены колючками. Скунс выделяет отвратительный запах. У многих млекопитающих, живущих в джунглях и лесах, окраска шерсти такая, что позволяет им прятаться от врагов и таиться от добычи, сливаясь с окружающей растительностью.

Совместное существование. Некоторые млекопитающие — такие как шимпанзе, очень общительны и живут группами. Самки смотрят за детенышами, а самцы защищают их от врагов. Живущая вместе группа львов называется прайдом. В основном охотятся львицы, они же кормят львят и ухаживают за ними. Лев-самец следит за территорией своего прайда.

Детеныши. Родившиеся детеныши сосут молоко матери. В нем есть все, что нужно для их развития. Некоторые матери остаются с детьми дольше, чем другие — до тех пор, пока детеныши не научатся сами заботиться о себе. Маленькие кенгуру появляются на свет, еще полностью не сформировавшись. Свое развитие они заканчивают в теплой сумке на животе у матери.

Утконос и ехидна — два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.

Кит

Как и дельфины, огромные морские животные — киты дышат легкими и рождают живых детенышей, которых кормят своим молоком. Длина самого большого кита более 20 м, а масса — более 100 т. Самые маленькие киты достигают длины 1—2 м.

Киты не чувствуют запахов, и зрение у них слабое, но у них отличный слух: они слышат звуки, которые человек может услышать только с помощью приборов. Такие звуки называются ультразвуками. Киты бывают зубатые и усатые.

У зубатых китов есть зубы — 270 штук! — ими они захватывают свою добычу. Зубатые киты охотятся на крупных морских жителей — кальмаров, морских свиней, тюленей. Они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком.

У усатых китов нет зубов, а есть усы — как будто занавеска или цедилка во рту. Усатые киты питаются всякой морской мелочью: рачками, моллюсками, мелкой рыбой. Они набирают в свой огромный рот воды и через ус-цедилку выпускают ее обратно. Вода вытекает, а во рту остается еда. В день такому киту надо 1,5 т пиши.

Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, кажется, что над их головами появились огромные фонтана. Это пар. Когда человек дышит холодным воздухом, у него изо рта тоже идет пар.

Самка кита — заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китенок выпивает 160 л материнского молока и каждый час прибавляет в весе 2 кг. Мать воспитывает своего детеныша три-четыре года, а потом молодой кит живет в стаде самостоятельно.

* * *

Ты слыхал,

Что кит — не рыба,

Что сродни животным кит?

А смотри, как эта глыба

Лихо море бороздит!

Чудо-юдо кит плывет —

Рыбы разевают рот.

Крот

Длина крота 12,5—15 см (хвост — до 2,8 см). Мех бархатистый, без грубых остевых волос. У крота крошечные глаза, прекрасное обоняние.

Живет крот в любой почве, избегая, правда, слишком сырых и сухих песчаных; чаще — на лугах и в садах. В лесах, в рыхлой почве не делает кротовин (характерных куч-выбросов), и поэтому его присутствие менее заметно. Крот очень прожорлив, вылавливает в своих подземных ходах личинок насекомых и других беспозвоночных. Зимой крот не спит. На зиму устраивает себе запас из дождевых червей, которых обездвиживает укусом в передний конец тела.

У кротов может быть четыре-пять детенышей. Кроты очень полезны. Вред от них (в основном от нарушения корневой системы растений) незначителен. Практически всю жизнь крот проводит под землей.

Голова, сразу переходящая в туловище, напоминает клин, которым крот по бокам расширяет в своих ходях землю, разрыхленную лапами. Лапы крота превратились в своеобразные лопатки. Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад.

Жираф

Жираф — самое высокое животное на земле. Высота его — почти 6 м, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска светло-желтая с черными пятнами. Дикие жирафы живут в саваннах. Саванна — это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.

Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы только ранним утром или вечером, когда спадает жара. Днем, спасаясь от зноя, стоят в тени деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся отдохнуть, то ненадолго.

У жирафа чуткие уши и зоркие глаза, а большой рост помогает ему увидеть приближающегося хищника и объявить тревогу, поэтому рядом с жирафами часто пасутся стада антилоп, зебр и страусов. Обычно у жирафа рождается один детеныш. Родится малыш, а через 15 минут уже на ножках стоит возле матери и пьет ее молоко.

* * *

Шел по городу жираф,

У него был добрый нрав.

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал.

Но порой его приветы

Оставались без ответа,

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав.

Когда и где появились первые зоопарки? Какой самый старый зоопарк в нашей стране?

Зоопарки появились в глубокой древности. Большой зоопарк существовал в Древнем Египте примерно за 1,5 тыс. лет до н. э. Первые зоопарки в Европе возникли в середине XVHI в. Самый старый зоопарк в нашей стране — Московский. Он существует с 1864 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Школа России

Загадки о явлениях природы для детей с ответами

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда изобрели велосипед? Школа России

Рассказ про василек, 1-2 класс

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!