Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?». УМК А. А. Плешаков

Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей в фруктов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать овощи и фрукты; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Оборудование: корзинка с муляжами овощей и фруктов, картинки с овощами и фруктами, таблички со словами «овощи» «фрукты», портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся - цветные карандаши, разноцветные фишки.

Предварительная подготовка: загадки об овощах и о фруктах учитель может заранее дать некоторым ученикам для заучивания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Зачем ночью нужно спать?

— Как нужно готовиться ко сну?

— Люди каких профессий ночью не спят?

(Можно использовать КИМы (тест 45, с. 71).)

III. Самоопределение к деятельности

(На столе учителя корзинка с муляжами овощей и фруктов.)

— Муравьишка принес целую корзину овощей и фруктов. Кто сможет разобраться, где здесь фрукты, а где овощи?

(Не все ученики поднимают руки.)

Не все ребята с уверенностью могут в этом разобраться.

- А для чего Муравьишке так много овощей и фруктов? (Они полезны. Там много витаминов.)

— А что такое витамины?

(Учащиеся высказывают свои предположения, но точного ответа дать не могут.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об овощах и о фруктах.)

— Прочитайте тему урока на с. 54 учебника. (Почему нужно есть много овощей и фруктов?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Вместе с корзиной Муравьишка принес и загадки. Отгадайте их.

(Учитель или заранее подготовленные ученики читают первую группу загадок. По мере отгадывания учитель вывешивает на доску картинки с соответствующими овощами.)

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста.)

 

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук.)

 

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочнее... (помидора).

 

Что красно снаружи,

Бело внутри,

С зеленым хохолком на голове? (Редис.)

 

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурец.)

(Учитель или заранее подготовленные ученики читают вторую группу загадок. Учитель вывешивает вторую группу картинок — фрукты.)

— Желтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин.)

 

Само с кулачок,

Красно-желтый бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко.)

— Отгадайте ребус:

(Ананас.)

(Учитель показывает таблички со словами «овощи», «фрукты» и просит учащихся расположить их над соответствующей группой рисунков.)

— Ребята, а как вы отличаете овощи от фруктов? (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунки на с. 54 учебника. Отметьте овощи зелеными фишками, а фрукты — красными.

— Проверьте себя. Найдите правильные ответы на с. 89. Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили неправильно? (Ответы детей.)

— Рассмотрите таблицу на с. 89 еще раз, запомните овощи и фрукты.

V. Физкультминутка

(Учитель читает шуточное стихотворение «Про овощи» Н. Кончаловской, а учащиеся показывают некоторые движения.)

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

(Показать, как копал.)

Он принес чемодан,

(Показать, как нес чемодан.)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена —

(Присесть, затем встать.)

Садовод любовался на всходы.

(Восхититься.)

Утром их поливал,

(Показать, как поливал.)

На ночь их укрывал

(Показать, как укрывал.)

И берег от холодной погоды.

(Ученики садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Предварительно нужно вспомнить правила работы в группе.)

Давайте сообща познакомимся с братьями-витаминами. А поможет вам в этом ваш учебник.

— Прочитайте про витамины на с. 54 — 55, и вы узнаете, чем они полезны и в каких продуктах содержатся.

(После подготовки заслушиваются выступления всех групп.)

Витамин А. Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы — морковь, капуста, помидоры.

Витамин В. Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам — свекла, яблоки, репа, зелень салата.

Витамин С. Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни — смородина черная, красная, лимон, лук.

- Ребята, посмотрите, что любит Муравьишка. (Морковку.)

— Какой витамин есть в моркови? (Витамин А.)

— Что произойдет, если Муравьишка будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Он может простудиться, не будет сильным, потеряет аппетит и т. д.)

— Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.)

Ребята, Злючка-Грязючка увидела Муравьишку с морковкой и тут как тут.

(Учитель показывает изображение Злючки-Грязючки.)

- Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)

— Что надо сделать Муравьишке, чтобы Грязючка исчезла? (Вымыть морковку.)

— Да, Муравьишка знает это правило. А вы прочитайте его еще раз на с. 55 и запомните.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 36).

(Работа в парах.)

— Рассмотрите рисунки. Назовите овощи и фрукты, которые выращивают в нашей местности.

— Попробуйте найти их на рисунке и отметить зеленым карандашом, а то, что привозят из жарких стран, - красным карандашом.

(Проверка.)

№2 (с. 36—37).

— Рассмотрите рисунок.

— Что варит Черехапаха? А Муравьишка?

- Нужно помочь им. Подскажите, из чего можно сварить борщ и компот.

— Выполните задание.

№3 (с. 37).

— Рассмотрите рисунки. Какие фрукты и овощи на них изображены? Раскрасьте рисунки, для каждой группы нарисуйте еще один овощ или фрукт такого же цвета.

(Проверка.)

— Какие фрукты и овощи вы нарисовали в первом столбике? А что нарисовали во втором столбике, в третьем?

3. Творческая работа

— Рассмотрите рисунок на с. 55 учебника. Придумайте по нему сказочную историю.

(Заслушиваются две-три истории. Можно сначала попросить ребят рассказать свою историю соседу по парте.)

VII. Рефлексия

1. Игра «Угадай овощ или фрукт»

(Ученик с закрытыми глазами берет муляж овоща или фрукта и угадывает, что это.)

2. Игра «Кто быстрее»

(Учащимся нужно достать из корзины только овощи или только фрукты. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее других и правильно.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Дети достают нужный знак и объясняют, почему именно этот знак выбрали.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать овощи и фрукты? (Ответы детей.)

— Где их выращивают? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи — в огороде.)

— Что такое витамины? (Это вещества, необходимые для здоровья.)

— Почему надо есть много овощей и фруктов? (В них много витаминов.)

— Что надо сделать, прежде чем есть овощи и фрукты? (Обязательно вымыть.)

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 38).

2. Сочинить двустишие про овощи, фрукты, витамины, здоровье. Например:

Ешьте больше овощей —

Будете вы здоровей!

Дополнительный материал

Витамины

Впервые в 1880 г. русский врач Н.И. Лунин доказал необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни вещества. Польский ученый Казимир Функ дал этим веществам название — витамины, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и суффикс «амин», указывающий на отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, т. е. искусственном получении.

Отсутствие витамина D в рационе детей приводит к развитию рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи. При дефиците витамина К нарушается свертываемость крови, что может привести к тяжелым кровотечениям.

При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.

Загадки

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

 

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

 

Скинули с Егорушки

Золотые перышки —

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка. (Лук.)

 

Маленький,

Горький,

Луку брат. (Чеснок.)

 

Щеки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом... (картошка).

 

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква.)

 

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох.)

 

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие звери? Школа России

Рассказ про василек, 1-2 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Когда изобрели велосипед? Школа России

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Загадки о явлениях природы для детей с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!