Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Школа России
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?». УМК А. А. Плешаков
Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей в фруктов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать овощи и фрукты; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
Оборудование: корзинка с муляжами овощей и фруктов, картинки с овощами и фруктами, таблички со словами «овощи» «фрукты», портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся - цветные карандаши, разноцветные фишки.
Предварительная подготовка: загадки об овощах и о фруктах учитель может заранее дать некоторым ученикам для заучивания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Зачем ночью нужно спать?
— Как нужно готовиться ко сну?
— Люди каких профессий ночью не спят?
(Можно использовать КИМы (тест 45, с. 71).)
III. Самоопределение к деятельности
(На столе учителя корзинка с муляжами овощей и фруктов.)
— Муравьишка принес целую корзину овощей и фруктов. Кто сможет разобраться, где здесь фрукты, а где овощи?
(Не все ученики поднимают руки.)
Не все ребята с уверенностью могут в этом разобраться.
- А для чего Муравьишке так много овощей и фруктов? (Они полезны. Там много витаминов.)
— А что такое витамины?
(Учащиеся высказывают свои предположения, но точного ответа дать не могут.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об овощах и о фруктах.)
— Прочитайте тему урока на с. 54 учебника. (Почему нужно есть много овощей и фруктов?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Вместе с корзиной Муравьишка принес и загадки. Отгадайте их.
(Учитель или заранее подготовленные ученики читают первую группу загадок. По мере отгадывания учитель вывешивает на доску картинки с соответствующими овощами.)
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук.)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее... (помидора).
Что красно снаружи,
Бело внутри,
С зеленым хохолком на голове? (Редис.)
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец.)
(Учитель или заранее подготовленные ученики читают вторую группу загадок. Учитель вывешивает вторую группу картинок — фрукты.)
— Желтый, круглый, ты откуда?
— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин.)
Само с кулачок,
Красно-желтый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
— Отгадайте ребус:
(Ананас.)
(Учитель показывает таблички со словами «овощи», «фрукты» и просит учащихся расположить их над соответствующей группой рисунков.)
— Ребята, а как вы отличаете овощи от фруктов? (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунки на с. 54 учебника. Отметьте овощи зелеными фишками, а фрукты — красными.
— Проверьте себя. Найдите правильные ответы на с. 89. Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили неправильно? (Ответы детей.)
— Рассмотрите таблицу на с. 89 еще раз, запомните овощи и фрукты.
V. Физкультминутка
(Учитель читает шуточное стихотворение «Про овощи» Н. Кончаловской, а учащиеся показывают некоторые движения.)
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(Показать, как копал.)
Он принес чемодан,
(Показать, как нес чемодан.)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
(Присесть, затем встать.)
Садовод любовался на всходы.
(Восхититься.)
Утром их поливал,
(Показать, как поливал.)
На ночь их укрывал
(Показать, как укрывал.)
И берег от холодной погоды.
(Ученики садятся, учитель продолжает.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Класс делится на группы. Предварительно нужно вспомнить правила работы в группе.)
Давайте сообща познакомимся с братьями-витаминами. А поможет вам в этом ваш учебник.
— Прочитайте про витамины на с. 54 — 55, и вы узнаете, чем они полезны и в каких продуктах содержатся.
(После подготовки заслушиваются выступления всех групп.)
Витамин А. Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы — морковь, капуста, помидоры.
Витамин В. Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам — свекла, яблоки, репа, зелень салата.
Витамин С. Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни — смородина черная, красная, лимон, лук.
- Ребята, посмотрите, что любит Муравьишка. (Морковку.)
— Какой витамин есть в моркови? (Витамин А.)
— Что произойдет, если Муравьишка будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Он может простудиться, не будет сильным, потеряет аппетит и т. д.)
— Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.)
Ребята, Злючка-Грязючка увидела Муравьишку с морковкой и тут как тут.
(Учитель показывает изображение Злючки-Грязючки.)
- Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)
— Что надо сделать Муравьишке, чтобы Грязючка исчезла? (Вымыть морковку.)
— Да, Муравьишка знает это правило. А вы прочитайте его еще раз на с. 55 и запомните.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 36).
(Работа в парах.)
— Рассмотрите рисунки. Назовите овощи и фрукты, которые выращивают в нашей местности.
— Попробуйте найти их на рисунке и отметить зеленым карандашом, а то, что привозят из жарких стран, - красным карандашом.
(Проверка.)
№2 (с. 36—37).
— Рассмотрите рисунок.
— Что варит Черехапаха? А Муравьишка?
- Нужно помочь им. Подскажите, из чего можно сварить борщ и компот.
— Выполните задание.
№3 (с. 37).
— Рассмотрите рисунки. Какие фрукты и овощи на них изображены? Раскрасьте рисунки, для каждой группы нарисуйте еще один овощ или фрукт такого же цвета.
(Проверка.)
— Какие фрукты и овощи вы нарисовали в первом столбике? А что нарисовали во втором столбике, в третьем?
3. Творческая работа
— Рассмотрите рисунок на с. 55 учебника. Придумайте по нему сказочную историю.
(Заслушиваются две-три истории. Можно сначала попросить ребят рассказать свою историю соседу по парте.)
VII. Рефлексия
1. Игра «Угадай овощ или фрукт»
(Ученик с закрытыми глазами берет муляж овоща или фрукта и угадывает, что это.)
2. Игра «Кто быстрее»
(Учащимся нужно достать из корзины только овощи или только фрукты. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее других и правильно.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Дети достают нужный знак и объясняют, почему именно этот знак выбрали.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать овощи и фрукты? (Ответы детей.)
— Где их выращивают? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи — в огороде.)
— Что такое витамины? (Это вещества, необходимые для здоровья.)
— Почему надо есть много овощей и фруктов? (В них много витаминов.)
— Что надо сделать, прежде чем есть овощи и фрукты? (Обязательно вымыть.)
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 38).
2. Сочинить двустишие про овощи, фрукты, витамины, здоровье. Например:
Ешьте больше овощей —
Будете вы здоровей!
Дополнительный материал
Витамины
Впервые в 1880 г. русский врач Н.И. Лунин доказал необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни вещества. Польский ученый Казимир Функ дал этим веществам название — витамины, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и суффикс «амин», указывающий на отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, т. е. искусственном получении.
Отсутствие витамина D в рационе детей приводит к развитию рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи. При дефиците витамина К нарушается свертываемость крови, что может привести к тяжелым кровотечениям.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.
Загадки
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук.)
Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок.)
Щеки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом... (картошка).
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
Рекомендуем посмотреть:
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда изобрели велосипед? Школа России
Загадки о явлениях природы для детей с ответами
Рассказ про цветы колокольчики для детей
Рассказ про василек, 1-2 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Кто такие звери? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!