Тесты по литературному чтению, 1 класс. Школа России

Тесты на уроках литературного чтения для 1 класса

Перед современной начальной школой стоит важная задача: развить у детей интерес к чтению, а затем потребность в нем.

Чтобы ее осуществить необходимо ввести детей в мир книги как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению и пробудить желание читать. Первоначально ребенок должен уметь выбрать книгу и получить удовольствие от чтения. При этом учащиеся должны уметь читать текст про себя и понимать его. Такое чтение предполагает и соответствующие формы работы учащихся и учителя, а также методику контроля за правильностью чтения и понимания содержания прочитанного.

Одна из задач учителя на уроках чтения добиваться навыка полноценного чтения, а это — выразительное, беглое, правильное, сознательное чтение.

Выразительность, беглость и правильность чтения учитель может слышать на уроке. А сознательность чтения проверить сложнее. И я долго искала, как можно объективно сделать вывод о сознательности прочитанного текста. Один из возможных подходов в работе над содержанием текста это информационно-ценностный подход. Этот подход рекомендует проводить тестирование, с целью проверки сознательности прочитанного текста.

Начиная с первого класса, как только дети начали читать маленькие тексты, можно уже вводить иформационно-ценностный подход в обучении чтению, который разработан кандидатом психологических наук Кушниром М.А. При использовании данной методики необходимо вносить коррективы с учетом особенностей учащихся конкретного класса.

Процесс обучения чтению понимается не только как воссоздание звукового образа слова, а овладение познавательной, коммуникативной деятельностью. В центре урока стоит содержание текста, его огромный воспитывающий потенциал. Функции урока — максимальное извлечение информации.

Огромной развивающей и обучающей силой обладает тестирование. Тестирование является одним из приемов проверки качества усвоения читаемого произведения. Тестирование можно использовать, как для индивидуального опроса, так и одновременно предлагать всем учащимся.

Для проверки усвоения различного рода материала можно использовать несколько видов тестовых заданий:

• Тестовые задания на определение усвоения содержания.

Тестовые задания на усвоение содержания могут быть составлены на основе произведения любого жанра или его части. Такие тестовые задания используются при проверке осознанности, начиная с 1 класса.

Все вопросы в 1 классе задаются с вопросительной интонацией, затем вопросительные предложения заменяются повествовательными предложениями, а дети должны согласиться с утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1 класса учащиеся научаются тестированию и, начиная со 2 класса, необходимо использовать для составления теста повествовательные предложения, читая их с соответствующей интонацией, без выделения слова, несущего основную смысловую нагрузку.

Например: Русская народная сказка «Яичко» — 1 класс.

Задание: Отметить знаком «+» верные высказывания.

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая курочка (пестрая окраска, «рябой» — с примесью рыжего) (+)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-)

Учащимся можно предложить таблицу для заполнения ответов:

№1

№2

№3

 

 

 

Тестовые задания на усвоение описания

Тестовые задания на усвоение описания могут быть использованы, если в тексте имеется описание литературного героя, предмета или явления.

Тестовые задания могут состоять из вопросов, утверждений, загадок, пословиц, поговорок, определении.

• Тестовые задания на основе пословиц, поговорок

Тестовые задания, составленные на основе пословиц и поговорок, связаны с усвоением описания и используется в том случае, если требуется оценить поступки одного или нескольких литературных героев, раскрыть их характер.

Возможный вариант для таких заданий: соответствует ли смысл данной пословицы (поговорки) характеру данного героя. Ученики должны подумать над смыслом пословицы, над поступками и характером героя и решить, подходит ли она к данному герою.

• Тестовые задания, составленные на основе загадок

Данные задания используется для проверки понимания произведения. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

Например: Загадки о временах года.

Установите соответствие между загадкой и временем года.

Загадка                                                                                      Время года

1. Сердита матка, да прикрыла деток                                      1. Осень

до красного дня пуховым одеяльцем.

2. Прилетела пава, села на лаву, распустила

перья для всякого зелья.                                                          2. Зима

                                                                                                    3. Весна

                                                                                                    4. Лето

Ответ: 1 — 2; 2 — 3.

• Тестовые задания на усвоение лексического значения слов

Цель данных заданий расширять словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов.

Тестовые задания на усвоение лексического значения слов служат для проверки качества усвоения лексического значения слов, умения правильно объяснить лексическое значение данных слов.

Например: П.П. Ершов «Конек-горбунок».

Установить соответствие между словом и объяснением значения этого слова.

Слово                                              Значение этого слова

1. Соглядать                                     1. Глаза

2. Малахай                                        2. Шалаш, сарай

3. Очи                                                3. Длинная, широкая одежда без пояса

4. Балаган.                                        4. Подсмотреть

Ответ: 1— 4;2 — 3; 3 — 1; 4 — 2.

Тестовые задания на соотнесения содержания названию произведения

Цель данного вида заданий упорядочение знаний по прочитанной литературе. Учащимся предлагают список прочитанных произведений какого-либо автора. Затем предлагают по порядку отрывки из произведений. Ученики должны сопоставить отрывок с произведением, из которого он взят.

Например: Установите соответствие между названием произведения и отрывком из произведения.

Название произведения

Отрывок из произведения

1. Сказка о рыбаке и рыбке.

1. Свойство зеркальце имело — говорить оно умело.

2. Сказка о царе Салтане

2. И за ними во дворец полетел наш удалец.

3. Сказка о мертвой царевне.

3. Не хочу быть вольною царицей.

4. Сказка о попе... .

4. Видит, бьется петушок, обратившись на восток...

5. Сказка о золотом петушке.

5. Щелк щелку ведь рознь.

Ответ: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 5; 5 — 4.

Установите соответствие между отрывком из произведения и названием этого произведения и его автором.

Отрывок из произведения

Автор и название произведения

1. Вот и стали Иван да Марья куклу из снега лепить

1. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»

2. Вышел старик. Стал он махать рукавом и пускать птиц

2. Русская народная сказка «Снегурочка»

3. Как вихрь помчалась Маленькая Баба-Яга на новой метле

3. В.И. Даль «Старик-годовик»

Ответ: 1 — 2; 2 — 3; 3 — 1.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Кроссворды по сказкам для детей начальной школы с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!