Папа, мама я - читающая семья. Сценарий для начальной школы

Конкурсная программа «Папа, мама, я - читающая семья», 4 класс

Составитель: Л.Н. Турлевич

Участники: учащиеся 4-го класса, их родители, классный руководитель, школьный библиотекарь.

Цели:

1) содействовать воспитанию интереса и любви к чтению у младших школьников и их родителей;

2) воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к книге.

Подготовительная работа

I. За две недели до конкурса проводится анкетирование детей и родителей.

Анкета для учащихся

Прочитай вопросы и подчеркни один из предложенных ответов.

1. Что ты любишь больше:

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

2. Читают ли в вашей семье книги вслух:

а) читают;

б) не читают.

3. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал:

а) да;

б) нет.

4. Кто обычно следит за тем, как ты читаешь:

а) родители;

б) брат, сестра;

в) никто.

Анкета для родителей

Выберите и подчеркните один из предложенных ответов.

1. Что предпочитает ваш ребенок:

а) любит читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

2. Принято ли в вашей семье читать книги вслух:

а) конечно, да;

б) нет.

3. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок:

а) безусловно, да;

б) нет.

4. Следите ли вы за тем, что и как читает ваш ребенок:

а) конечно, да;

б) нет.

II. Накануне конкурса обрабатываются и анализируются результаты анкетирования.

III. Учителем составляются памятки для родителей и детей.

IV. Совместно со школьным библиотекарем готовится выставка детских книг.

V. Ученики 4-го класса готовят инсценировку басни М. Ильина «Две книжки».

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) у доски — оформленная книжная выставка с подборкой детских книг для домашнего чтения, на доске — эпиграф;

б) расставленные столы для работы четырех команд;

в) распечатанные памятки для детей и родителей;

г) магнитофон с аудиокассетой для музыкального сопровождения конкурса;

д) карточки для конкурсов «Найди пару», «Разминка»;

е) набор «сказочных» вещей: сапоги, буденновка, туфелька, невод с рыбкой, корзиночка с пирожками, стрела, чемоданчик с красным крестом, цветик-семицветик.

* * *

I. Классный руководитель. He только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы привить своим детям интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

Книга — учитель,

Книга — наставник,

Книга — надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители и ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мама, я — читающая семья».

При входе родители и дети получили разноцветные билетики, в соответствии с которыми заняли места за столами. Таким образом, три-четыре семьи образовали одну команду (всего четыре команды). В состав жюри входят учитель, библиотекарь, двое родителей.

II. Первый конкурс — «Разминка». Командам предлагается составить новые слова из букв в слове «велосипедистка». Выигрывает команда, составившая больше слов.

III. Второй конкурс — «Из какой сказки этот предмет?». Каждая команда получает по четыре предмета и старается в течение 2 мин определить произведения, в которых они упоминаются. Дополнительные очки присуждаются в том случае, если команда назовет несколько произведений, где присутствует данный предмет, и их авторов.

Участникам конкурса предлагаются следующие предметы:

1) туфелька («Золушка» Ш. Перро);

2) чемоданчик («Доктор Айболит» К. Чуковский);

3) стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);

4) цветик-семицветик («Цветик-семицветик» В. Катаев);

5) сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);

6) буденновка («Сказка о Мальчише-Кибальчише» А. Гайдар);

7) невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин);

8) корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»),

IV. Третий конкурс — «Блиц». Конкурсанты должны ответить на вопрос: «Из каких произведений взяты эти “крылатые слова”, кто их автор?»

— А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет» И.А. Крылов);

— Свежо предание, да верится с трудом («Горе от ума» А. С. Грибоедов);

— Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська» И.А. Крылов);

— Рожденный ползать — летать не может («Песня о Соколе» А.М. Горький).

Побеждает тот, кто назовет правильный ответ первым.

V. Четвертый конкурс — «Народная мудрость». За 3 мин необходимо написать как можно больше пословиц и поговорок, в которых упоминаются числа «один» или «семь». Побеждает команда, вспомнившая больше пословиц, например: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Семь бед — один ответ», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Один с сошкой — семеро с ложкой» и др.

VI. Пятый конкурс — «Найди пару». Каждой команде выдается листочек, на котором нарисована таблица. В первом столбике указаны названия литературных произведений, а во втором — авторы. Команды должны быстро и правильно соединить пары стрелочками.

Название произведения

Автор

«Фантазеры»

В. Осеева

«Звездочки на земле»

Н. Артюхова

«Рассказ о неизвестном герое»

А. Барто

«Синие листья»

С. Маршак

«Совесть»

Н. Носов

«Трусиха»

А. Пушкин

«Золотой петушок»

А. Гайдар .

VII. Жюри подводит итоги конкурса, а учащиеся 4-го класса разыгрывают сценку из басни М. Ильина «Две книжки».

Входят две книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку; другая — чистая, аккуратная.

Библиотекарь. Однажды в нашем доме встретились две книжки. Разговорились они меж собой.

2-я книга. Ну, как твои делишки?

1-я книга (тяжело опускается на стул)

Ох, милая, мне стыдно перед классом...

Хозяин мой обложку вырвал «с мясом».

Да что обложка — оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?

2-я книга

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильных не увидишь точек.

Про кляксы я молчу,

О них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»!

1-я книга

Ну, мой на тройках едет еле-еле,

И даже двойку получил на той неделе.

Ох, милая, мне стыдно перед классом!

Первая книга уходит, опираясь на палочку.

2-я книга

В басне нет загадки:

Расскажут напрямик

И книги и тетрадки,

Какой ты ученик!

Библиотекарь

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Председатель жюри награждает команду-победительницу. Всем участникам раздаются памятки.

VIII. Классный руководитель. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из учебников по чтению и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии — вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении. Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» — вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо посещение школьных и сельских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

IX. Библиотекарь знакомит детей и родителей с выставкой книг, рекомендуемых для семейного чтения, понравившиеся книги он предлагает взять домой.

X. Заключительное слово классного руководителя.

Закончен праздник, он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год.

Приложение

Памятка «С чего начинать знакомство с книгой»

1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

4. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

Памятка «Как родители могут помочь ребенку в работе с книгой»

1. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал?

3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

4. Узнайте, какие слова или выражения запомнились ребенку.

5. Поговорите с ребенком о том, чему учит эта книга.

6. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка «Как правильно учить стихотворение»

1. Разделите стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучите первый отрывок.

3. Выучите второй отрывок.

4. Повторите первый и второй отрывок вместе.

5. Выучите третий отрывок.

6. Расскажите наизусть все стихотворение.

7. Повторите стихотворение еще раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитайте стихотворение по учебнику, а потом расскажите его наизусть.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Особенности в развитии детей

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание детей в семье

Родительское собрание - тренинг для родителей 1 класса

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями

Нет комментариев. Ваш будет первым!