Конспект внеурочного занятия по окружающему миру в 4 классе

Внеурочное занятие по окружающему миру для учащихся 4 класса. Тема: Мир игрушек. Кукла

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей о знакомых с детства игрушках.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: образцы кукол (приносят дети).

Ход занятия

I. Сообщение темы заседания.

- Сегодня мы поговорим об игрушках, узнаем их истории. А были ли игрушки в древние времена? Археологи раскопали в руинах древних городов такие игрушки, как колокольчики, погремушки, крохотные горшки, фигурки животных, сделанные из глины, бронзы и свинца. Среди раскопок древнего персидского города они обнаружили льва, стоящего на колесах. В основании игрушки нашли дырку для веревки, чтобы за нее тянуть льва, совсем как в игрушках наших дней. А этому льву 3000 лет.

Среди руин Древнего Египта были найдены мячи, волчки, куклы. Мы знаем, что дети греков и римлян играли погремушками и повозками. На Кипре были обнаружены игрушечные винные повозки, в которые играли дети, совсем как мальчишки играют с автомобилями сейчас.

В эпоху Средневековья дети играли вооруженными рыцарями, глиняными лошадьми, луками и стрелами. Во времена Ренессанса игрушки часто были сделаны умелыми мастерами. Они были уменьшенными копиями оружия или предметов домашнего обихода того времени.

Одна из причин, почему мы не можем обнаружить более ранних игрушек, та, что они обычно изготовлялись из дерева. Дерево быстро разрушается в земле, поэтому игрушки самых древних времен до нас не дошли.

II. Отгадывание ребуса.

(Кукла.)

III. Рассказ об истории куклы.

Любимой игрушкой девочек всегда была кукла. Неважно, из чего она сделана, лишь бы можно было ее укачать, повозить в коляске, накормить.

История создания кукол берет своё начало в далеком прошлом. В течение времени кукла изменялась не только внешне, она меняла и дополняла свое предназначение. Первые миниатюрные изображения прообраза человека были связаны с культовыми обрядами и отображали основы мировоззрения древнего человека.

Некоторые исследователи предлагают считать началом истории куклы находку в Чехословакии, когда в захоронении «Брно-2» была найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости с подвижно прикрепленными конечностями, которой, по приблизительным подсчетам, около 30-35 тысяч лет. Известно, что у древнеегипетской царицы Клеопатры была целая кукольная коллекция. По эскизам кукольных нарядов царица заказывала себе облачения для различных торжественных церемоний.

В древнем Риме для демонстрации мод в провинцию отправляли небольшие глиняные фигурки (фигурины), раскраска которых соответствовала последним направлениям в стиле одежды. С XVII века во Франции для этих целей использовались Пандоры - фарфоровые куколки, по пропорциям близкие фигуре взрослой женщины.

Во все времена к кукле было особое отношение. В Японии и Китае существовал своеобразный ритуал обращения с куклой. Детям запрещалось играть с ней, они могли только любоваться ею и прикасаться особым образом. Такие куклы оберегались и передавались из поколения в поколение. А вот, например, в странах Востока, где основной религией был Коран, изготовление кукол запрещалось под страхом смерти.

Принято считать, что первой художественной куклой была «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), выполненная Эдгаром Дега в 1881 году и представленная на выставке импрессионистов в Париже. Прекрасная восковая статуэтка, одетая в тканевое платье, покорила тогда сердца публики. В России авторские куклы начали изготовлять в XVII веке, а к XIX столетию они стали известными во всем мире. Это были изысканные фарфоровые красавицы, призванные воспитывать хороший вкус и бережливость.

Современные технологии и синтез искусств породили многообразные направления и жанры в создании кукол, способствовали появлению новых видов и форм. Но из всего этого множества выделяются уникальные куклы, живущие по законам высокого искусства, - коллекционные. Долгое время коллекционеры увлекались только антиквариатом, но последние десятилетия современная художественная кукла заняла своё достойное место в их коллекциях.

Авторская работа - это продуманный до мельчайших деталей образ, в который вложен глубокий смысл, основанный на замысле мастера. Как правило, такие куклы изготавливаются в единственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind, эксклюзив, иногда ограниченным тиражом. Каждая из них имеет маркировку с указанием имени автора, тиража и порядкового номера. Со временем каждая из них имеет все шансы стать антикварным произведением.

Предназначение коллекционной куклы уже заключено в самом её названии. Безусловно, в первую очередь она служит предметом для коллекционирования. Но в последнее время стало употребляться и другое её название - «интерьерная». И действительно, художественная кукла может украсить любое пространство, привнести уют и гармонию в жилое или офисное помещение. Авторская кукла может стать оригинальным, утонченным подарком, не оценить который просто невозможно.

В наше время это удивительное и впечатляющее искусство не обделено вниманием. Создаются музеи и галереи художественной куклы, проводятся семинары и конференции, открываются общества и любительские клубы.

IV. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Кукла».

Тихо входит синий вечер

В комнату мою,

Спите, куклы-человечки,

Баюшки-баю.

 

Уложу вас всех в кроватку,

Песню вам спою.

Спите, детки, сладко-сладко,

Баюшки-баю.

 

Понимаете вы сами,

Как я устаю.

Целый день вожусь я с вами,

Баюшки-баю.

 

Уложила, укачала

Кукол всю семью,

И сама я задремала,

Баюшки-баю.

V. Расскажи о своей кукле.

Дети приносят свои куклы и рассказывают их истории.

VI. Итог занятия.

- Что вы узнали на занятии?

- Что запомнилось?

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Интеллектуальная игра по окружающему миру, 4 класс

Внеклассное мероприятие на тему Осень, 1-2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!