Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Урок литературного чтения в 3 классе. Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Цели: познакомить с творчеством Ю. Коваля; формировать нравственные ценности; учить распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям, осознавая характер каждого героя, использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: выставка книг и портрет Ю. Коваля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку самостоятельно. Отгадайте ее.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза.)
— Как вы догадались, что это береза?
- Прочитайте загадку, разделив слова на слоги (шепотом; громко; с ускорением; быстро, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайте наизусть стихотворение Тима Собакина.
— Какие еще стихотворения вы прочитали?
IV. Актуализация знаний
— Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор?
— Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?
- Что вы знаете об авторе? Какие произведения Юрия Коваля читали?
V. Работа по теме урока
Краткий обзор биографии и творчества автора
Юрий Иосифович Коваль (1938—1995), российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью. Подружился со многими дртелями искусства, в числе которых были стихотворец и бард Ю. Ким, будущий сценический режиссер П. Фоменко и др.
В начале 1960-х гг. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известными из них станут «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987). Увлекательные сюжеты (в частности, ’'Приключения Васи Куролесова» написаны в жанре детектива для детей) Усиливали интерес юных читателей к произведениям Коваля. Вернувшись из Татарии в Москву, Коваль интенсивно работал как профессиональный художник и литератор. При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение сказки на с. 120—127 учебника учителем и учащимися.)
— К какому жанру относится данное произведение? Найдите подтверждение в тексте. (Это сказка.)
(Учащиеся называют признаки сказки.)
— Найдите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение этих слов.
— Найдите в сказке предложения, в которых дано описание главного героя. Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату? Выпишите их в «Творческую тетрадь» на с. 53, продолжив ряд.
Доброта, чуткость, отзывчивость...
— Как поступал солдат в каждой ситуации: служил по душе; служил за деньги; служил по совести; служил — не тужил; поступал, как сердце прикажет; поступал, как приказывали; старался всем помочь; думал только о своей выгоде?
— Пользуясь выбранными выражениями, устно опишите главного героя сказки — солдата.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
IX. Подведение итогов урока
(Работа по вопросам и заданиям № 5, 6 на с. 127 учебника.)
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Пересказать текст от лица солдата. Продумать план, выбрать интонацию.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Толстой «Как гуси Рим спасли»
Интегрированный урок по литературе и музыке, 3 класс. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!