Интегрированный урок по литературе и музыке, 3 класс. Школа России
Конспект урока по литературному чтению и музыке в 3 классе. Тема: Рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Цели: провести обобщающий анализ частей рассказа; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и умение формировать идею произведения, творческое воображение через слово, музыку.
Оборудование: портреты К. Паустовского и Э. Грига; картины горного осеннего леса, дома композитора, зимнего города, опорные слова для пересказа; записи музыки Э. Грига, творческие работы ребят, план рассказа на доске, плакат с эпиграфом урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.
- У вас хорошее настроение?
- Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
- С произведением какого писателя мы сегодня будем работать? (К. Г. Паустовского.)
Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига (учитель показывает портрет). Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волн моря, горное эхо и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Эпиграфом нашего урока будут слова: «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден».
III. Вступительное слово учителя.
1. Беседа о прочитанном.
- Дома вы прочитали рассказ. Скажите, менялось ли настроение, когда вы дочитывали это произведение? Ожидали ли вы такую концовку? Какую концовку вы ждали?
- Можно ли по-другому назвать это произведение? Предложите свои варианты. («Встреча с незнакомкой», «Прекрасная музыка».)
- По какому заголовку легче определить тему текста?
- Ответьте на вопрос, почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?
Учитель. Мир вокруг нас удивителен и красив, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее и лучше.
- Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ - великие мастера: один - словами, другой - музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
- Сегодня на уроке мы оформили выставку ваших работ.
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
- Какой эпизод она изображает?
- Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
2. Инсценирование эпизода «Встреча Э. Грига и Дагни» под музыку.
3. Анализ инсценированного действия.
- Так что же в диалоге самое главное?
- Как вы думаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?
- Что же вдохновило Грига? (Норвежская природа, девочка.)
- Почему композитор отсрочил свой подарок? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением?
4. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Э. Грига.
5. Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему?
- Мы узнали о жизни Э. Грига, можно ли сказать, что он ушел из жизни или присутствует?
- Что же сделало его бессмертным? (Музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить свою душу.)
6. Работа с текстом. Конкурс «Внимательный читатель».
- Мне хочется думать, что вы внимательные читатели, и мы проведем конкурс «Внимательный читатель».
- Найдите отрывки, показывающие, как относился Григ к жизни, зачитайте.
- Да, действительно, счастлив тот человек, который отдает все на благо другим.
- Согласны ли вы с Григом?
- А все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?
- Всем ли приятнее отдавать, чем брать?
- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу?
IV. Прослушивание и анализ музыкальной композиции.
- Действительно, было прекрасно дарить людям доброту, хорошее настроение. Если мы говорим о композиторе, наверное, вам хочется услышать музыку?
Играет музыка.
- Вы услышали мелодию, какая она?
- Можно ли мелодию объединить с отрывками из текста? И Дагни услышала такую же музыку, как и вы сейчас.
- Скажите, есть ли разница между эстрадной и классической музыкой?
- Почему же люди слушают классическую музыку?
- Как композитор передает картины природы в музыке? А какие инструменты звучали? Расскажите о своих впечатлениях.
V. Составление плана. Пересказ.
- Мы очень внимательно читали рассказ. На сколько частей мы разделили?
Составим план, озаглавим каждую часть.
- Какие названия дадим каждой части рассказа?
ПЛАН (на доске)
1. Встреча Э. Грига и Дагни.
2. В доме композитора.
3. Дагни в гостях у дяди и тети.
4. Дагни в театре и на концерте.
- Подготовить рассказ «Дом композитора» (I группа).
Опорные слова:
• ковры;
• портьеры;
• легкая мебель;
• диван;
• жилище;
• рояль.
- О чем рассказывает читателю описание дома композитора?
- Подготовить пересказ «Зимний город» (II группа).
- Зачем Паустовский включил описание зимнего города? Выборочное чтение.
- Прочитайте, кто и как слушал создаваемую Григом музыку.
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту. Дети выполняют движения, стоя друг напротив друга.
Мы бросали мяч друг дружке.
Имитация бросания мяча.
Мячик прыгал, как лягушка.
Прыжки на месте.
Укатился он куда-то.
Наклоны туловища вправо-влево.
Не найдут его ребята.
Поднять плечи вверх, опустить вниз.
Расскажите о новой встрече с Дагни (III группа).
- Что изменилось в ее жизни?
- Кем были родственники девушки?
- Что особенного было в комнате тети Магды?
VI. Анализ IV части.
- Куда любила ходить Дагни в городе?
- Как она чувствовала себя после спектаклей?
- Почему она плакала?
- Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли или читали книгу?
- Вот Дагни собирается на концерт. Нарисуйте ее словесный портрет.
- Прочитайте, в какой необычной обстановке проходил концерт.
- Кто знает, что такое «белые ночи»? Вы их видели? Где? В каком городе России бывают белые ночи?
А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса».
Итак, девушка красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Все так чудесно и таинственно и ждешь, что произойдет чудо. И оно происходит.
- Какое?
Слушание музыки.
- Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочтем об этом.
- Как вы понимаете смысл предложения «Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности»?
- Какую главную мысль открыла для себя девушка, слушая музыку?
VII. Итог урока.
- Чему учит произведение?
- О чем этот рассказ?
- Сложно было отвечать на вопросы?
- Чем вам понравилась музыка Э. Грига?
- Какие произведения слушали?
Домашнее задание.
Подготовить несколько вопросов (перечитать и подготовиться к конкурсу «Хороший читатель»).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Толстой «Как гуси Рим спасли»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Нет комментариев. Ваш будет первым!