Физкультминутки в начальной школе, 1 класс

Картотека физминуток для младших школьников

Упражнение «Было тихо и тепло»

Цель: развитие ритмики движений, слуховой памяти.

Было небо голубое. (Разводят руки куполообразно.)

Было солнце золотое. (Правой рукой в воздухе чертят круг, улыбаются.)

На крылечке кот лежал. (Кладут правую руку на левую, а на левую - голову.)

Мальчик деревце сажал. (Имитация движений посадки дерева.)

Время медленно текло, (покачивающиеся плавные движения всем корпусом справа налево)

Было тихо и тепло. (Указательный палец подставляют к сомкнутым губам, произносят: тсс...)

 

Упражнение «Справа и слева»

Цель: развитие пластики рук, координации движений.

Это правая рука. (Поворачивают кверху ладонями, машут кистями рук с растопыренными пальцами.)

Это левая рука. (Поворачивают кверху ладонями, машут кистями рук с растопыренными пальцами.)

Справа - шумная дубрава. (Показывают вправо, одновременно наклоняя туловище, и шепчут на ушко друг другу: ш-ш-ш, подражая шелесту листьев.)

Слева - быстрая река. (Показывают влево, одновременно наклоняя туловище. Волнообразные движения руками - течет река.)

Обернулись мы - и вот (поворачиваются в обратную сторону)

Стало все наоборот: (разводят недоуменно руками в стороны, плечи приподнимаются, голова слегка покачивается)

Слева - шумная дубрава. (Показывают вправо, одновременно наклоняя туловище, и шепчут на ушко друг другу: ш-ш-ш, подражая шелесту листьев.)

Справа - быстрая река. (Показывают влево, одновременно наклоняя туловище. Волнообразные движения руками - течет река.)

Неужели стала правой моя левая рука? (Крутят перед собой ладонями рук.)

 

Упражнение «Роса»

Цель: развитие пластики рук, координации движений.

Я росу собрал в лесу. (Опускаются вниз, к полу, имитируют движения сбора росинок.)

Я домой ее несу. (Ходьба на месте.)

На ладошке и в лукошке. (Руки повернуты ладонями вверх, смотрят в воображаемое лукошко.)

На щеках (круговые движения указательными пальчиками вокруг щек)

И на носу (показывают на нос).

Солнце встретилось в пути (описывают круг правой рукой)

В золотой косынке. (Движения, напоминающие надевание платочка и завязывание его концов под подбородком).

Мне теперь не донести

Ни одной росинки. (Знак отрицания.)

 

Упражнение «Качели»

Цель: развитие пластики рук, координации движений.

Полетели, полетели, (маховые движения крыльев -рук)

Как на крыльях, на качелях. (Плавные движения руками, вытянутыми вперед, слева направо и обратно.)

Все деревья стали ниже. (Руки вытянуты вперед, ладонями вниз, постепенно опускаются книзу.)

Солнце дальше. (Руками указывают вдаль, вверх.)

Клумбы ниже. (Указывают руками вниз, полуприседая.)

Мы полета не боимся. (Руки распахнуты в разные стороны.)

Словно космонавты мчимся.

То к земле зеленой вниз, (указывают руками вниз)

То навстречу солнцу ввысь (указательный палец показывает вверх).

В небеса, как птицы, рвемся, (имитируют полет птиц)

Близко купол голубой. (Обеими руками показывают купол.)

И нам кажется, что солнце (рисуют в воздухе круг руками)

Рядом - вот подать рукой. (Движения рук на себя.)

 

Упражнение-инсценировка «Дождь идет»

Цель: развитие слуховой памяти, ритмики, внимания, фантазии.

Туча - кошка. (Говорят: мяу, мяу, мяу, пальцами изображают лапы кошки.)

Хвост - трубой. (На левый локоть согнутой руки ставят локоть правой руки, руки прямые.)

Туча с длинной бородой. (Поглаживания бороды до подбородка то правой, то левой рукой.)

Туча - лошадь. (Говорят: цок, цок, цок, стучат «копытами», щелчки пальцами.)

Туча - жук. (Произносят: ж-ж-ж - взмах руками.)

А всего их двести штук!

А потом заплачут вместе. (Закрывают лицо руками.)

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!» (Произносят: кап-кап-кап - стук пальцами о крышку стола.)

 

Упражнение «Помощники мои»

Цель: развитие пластики рук, моторики пальцев, координации движений.

Исходное положение: основная стойка - прямая спина, руки вытянуты вдоль туловища.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз.

Пальцы резко сжимать и разжимать в такт слога.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Руки вперед, вверх, вперед, в стороны, вперед.

Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть.

Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Четыре раза сжать и разжать пальцы рук.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И обратно в путь. (Шаги на месте.)

Четыре раза сжать и разжать пальцы рук.

Легкие взмахи кистью рук. Сесть, руки положить на стол.

Вот помощники мои,

Ты, дружок, их похвали.

Дружно хлопают в ладоши.

 

Упражнение-игра «Постовой»

Цель: развитие пластики рук, координации движений. Исходное положение: основная стойка - прямая спина, руки вытянуты вдоль туловища.

Вот стоит на мостовой

Рослый, стройный постовой:

«Всех прошу вас - проходите!

Путь сейчас для вас открыт.

Все прошли, теперь вниманье!

Знак другой. И путь закрыт.

Плечи развести, правую руку вытянуть вперед, левую прижать к бедру. Основная стойка.

Круговые движения головой.

Правую руку вытянуть вперед, левую прижать к бедру.

Правую руку согнуть, ладонь обращена вниз, кисть перед грудыо.

Ходьба на месте, свободное движение рук. Основная стойка.

Правую руку вверх, левую - перед грудью - знак, запрещающий движение пешехода.

Можно предложить другой вариант этого упражнения, когда роль постового выполняет назначенный ученик, который показывает с жезлом реальные движения рук милиционера-регулировщика, а все дети повторяют за ним эти движения. Кроме того, желательно, чтобы они назвали, что обозначают сигналы регулировщика для водителей и пешеходов.

 

Упражнение «Приподнялись и присели»

Цель: развитие координации и согласованности движений.

Встанем, дети, скажем тихо: (Прыжком встали.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Повторяют.)

Приподнялись, подтянулись, (Подняться на носки, руки вверх.)

Чуть присели и соседа не задели (Приседать постепенно, руки на колени.)

А теперь придется встать. (Прыжком встали.)

Тихо сесть. Начать писать.

 

Упражнение «Лисица»

Цель: развитие координации и согласованности движений.

Я рыжая лисица, (поглаживают себя по груди, довольное выражение лица, любуются собой)

Я бегать мастерица. (Бегут на месте.)

Я по лесу бежала,

Зайку догоняла. (Продолжают бег на месте, тянут руки вверх.)

И в ямку - бух! (Резко приседают.)

Упражнение повторить два-три раза.

 

Упражнение «Горох»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания.

Исходное положение: основная стойка — прямая спина, руки вытянуты вдоль туловища, ноги на ширине плеч.

Баба сеяла горох (показывают, как сеять) -

Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгивают).

Обвалился потолок (опускаются вниз) -

Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгивают).

Баба шла, шла, шла (ходьба на месте),

Пирожок нашла (выражают радость, наклоняются, поднимают пирожок).

Села, поела, опять пошла. (Присели, встали, зашагали на месте.)

Баба стала на носок (ставят ногу на носок),

А потом на пятку.

Стала русскую плясать,

А потом вприсядку. (Танцуют произвольно, движения выполняют самостоятельно, желательно под музыку - русскую народную мелодию.)

 

Упражнение «Совушка»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания.

Вот совушка-сова. (Обе руки вытянуты ладонями вверх, указывают на воображаемую сову.)

Большая голова. (Обеими руками, скрещенными над головой, создают впечатление большого шара.)

На дереве сидит (приседают),

Головой вертит (вращение головой вправо и влево),

Во все стороны глядит. (Козырек из рук подносят к глазам, смотрят, вращаясь по кругу.)

 

Упражнение «Бултых»

Цель: развитие координации к согласованности движений, внимания.

Поехали, поехали (Галопный шаг на месте, изображают езду.)

С орехами, с орехами. (Обе руки в кулачках держат орехи, или руки на плече — мешок с орехами за спиной держат.)

Поскакали, поскакали (Скачут рысцой на месте.)

С калачами, с калачами. (Рисуют в воздухе руками калачики.)

Вприпрыжку, вприпрыжку

По кочкам, по кочкам -

Бултых в ямку! (Резко приседают.)

 

Игра-шутка «И я тоже»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

Учитель.

Я буду рассказывать, говорить.

«Я тоже» - должны вы мне повторить.

К тому же желательно,

Чтоб вы были предельно внимательны.

Услышать хочу еще,

Как задание поняли?

Дети. Хорошо!

Учитель. Пошел я в дом. (Шагают на месте.)

Дети. И я тоже.

Учитель. Взял корыто, вынес во двор. (Воображаемое коромысло несут на плече.)

Дети. И я тоже.

Учитель. Налил помои. («Набирают» воду ведром.)

Дети. И я тоже.

Учитель. Свиньи стали есть. (Жевательные движения.)

Дети. И я тоже.

Учитель. Неужели? А вы что, свиньи?

 

Упражнение «Елочка»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания.

У маленьких детишек елочка большая. (Показывают руками маленький промежуток расстояния от пола, а затем поднимают руки высоко, как могут.)

Огоньками, шариками елочка сверкает. (С кулаков пальцы резко и легко расцепляют, всплескивая.)

Ай да елочка, погляди, погляди (хлопают в ладоши),

Детям, елочка, посвети, посвети. (Поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево.)

Не коли нас, елочка, веточкой лохматой (грозят пальчиком),

Убери иголочки дальше от ребяток. (Отодвигают от себя руки.)

Возле славной елочки мы попляшем (выполняют произвольные танцевальные движения),

Ножками потопаем, ручками помашем.

 

Упражнение «Зайчики»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания.

Трусишки-зайчики стоят, (Стоят с прижатыми к груди руками, «дрожат».)

Лапки на груди лежат.

Зайка серенький сидит (Сидят на корточках, руки у головы, шевелят указательными пальцами.)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть. (Встают прыжком.)

Надо лапочки согреть. (Поколачивают рука об руку.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Подскоки на месте.)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и бежал. (Бег на месте.)

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки. (Плясовые движения, изображая игру на дудочке.)

Гоп эй гоп, эй гоп, ца-цы -

Вот какие молодцы! (Дружно, весело хлопают в ладоши.)

 

Упражнение (дыхательная гимнастика) «Крылья»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания; тренировка дыхательных органов.

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны, вверх — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить пять-шесть раз в медленном темпе.

Крылья мы свои расправим

И дышать свободно станем.

Вдох глубокий, грудью полной,

Выдох плавный, экономный.

 

Упражнение «Лесная лужайка»

Цель: развитие координации и согласованности движений, тренировка мышц ног.

Мы к лесной лужайке вышли (ходьба на месте),

Поднимая ноги выше (высоко поднимаем колени),

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

 

Упражнение «Снег летит»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания.

Исходное положение: основная стойка - прямая спина, руки подняты вверх, кисти расслаблены, ноги на ширине плеч. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в исходное положение. То же выполняем в другую сторону. Тихо приседаем.

Снег кружится, снег искрится

И на землю тихо падает, ложится.

С рукавичек снег стряхнем,

По снежку домой пойдем.

 

Упражнение «Часы»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, слуховой памяти, укрепление плечевых суставов.

Тик - так, тик - так - все часы идут вот так. (На слова «тик- так», повторяющиеся шесть-восемь раз, наклоны головы к одному и к другому плечу.)

Смотри скорей, который час - (круговые вращения глазами)

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вправо-влево.)

Налево - раз, направо - раз, (Повороты туловища в разные стороны.)

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вперед-назад.)


Упражнение «Попрыгушка»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, слуховой памяти.

Лягушка-попрыгушка (прыгают, руки на поясе),

Глазки на макушке (руки кладут на макушку, большой и указательный пальцы кружком).

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки. (Приседают.)

Упражнение повторить три-четыре раза.

 

Упражнение «Паровоз»

Цель: развитие координации движений, ритмической согласованности, внимания, слуховой памяти.

Наш паровозик-паровоз, (Произносят: чух, чух, чух; ходьба на месте.)

Куда же деток ты повез?

Я иду, иду, иду,

Покатать детей хочу.

А колеса стучат,

Они нам говорят:

«Так-так-так!

Тук-тук-тук!»

Нам приятен этот звук.

 

Упражнение «Листочки осенью»

Цель: развитие пластики, ритмичности движений.

Мы листики осенние, (Плавные движения.)

На веточках сидим. (Приседают.)

Дунул ветер - полетели (изображают полет).

Мы летели, мы летели (кружатся)

И на землю тихо сели. (Приседают.)

 

Упражнение «Пильщики»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, воображения.

Будем мы пилу точить,

Будем мы бревно пилить.

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова.

(Имитируют распиловку поленьев, рубку дров.)

К загороди чурки сложим (ходьба на месте)

И в поленницы уложим.

(Перебирают руками, будто укладывая дрова.)

Упражнение повторить три-четыре раза.

 

Упражнение «Зайцы скачут»

Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, воображения.

Зайцы скачут - скок-скок-скок!

Да на беленький снежок. (Подпрыгивают, руки на поясе.)

Приседают, слушают (Присели.)

И морковку кушают. (Жуют, «хрустят».)

Взяли по корзинке, (Шаг на месте.)

Подошли к осинке.

Стали лыко драть, (Руками имитируют царапание.)

Свои лапки согревать.

 

Упражнение «Кулик»

Цель: развитие пластики рук, ритмичности движений.

Не мал, не велик (показывают рукой, наклоняясь к полу, маленькую величину, подняв руку на высоту груди - большую величину)

Летит кулик (взмах обеими руками, развести руки в стороны).

Летит деньком (взмахи руками)

С большим замком (круговые вращения руками).

Замок на клеть (выполняют жест набрасывания замка на петлю),

Чтобы зиму запереть. (Имитируют повороты ключа в замке.)

Рекомендуем посмотреть:

Игры с буквами в 1 классе

Развивающие игры для учащихся 1-4 классов

Игра викторина по литературному чтению, 1 класс

Развивающие задания для детей 6-7 лет в картинках

Игровой классный час в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!