Игры с буквами в 1 классе
Игры с алфавитом для детей 6-8 лет
Литературно-игровая гостиная о буквах алфавита для младших школьников и старших дошкольников
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Иван Бунин
Буквы выстроились в ряд — алфавит зовет играть!
Алфавит — фонетическая форма письменности, имеющая стандартный, так называемый алфавитный порядок знаков. Слово «алфавит» древнегреческого происхождения — от названия первых двух букв греческой азбуки «альфа» и «вита» (другое название — «бета»). По этому же принципу построено и знакомое нам слово «азбука» — от первых двух букв старославянского алфавита «аз» и «буки». Таким образом, алфавит — это установленный для определенного языка порядок букв.
Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв (72) содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее (11) — в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита, по мнению ученых, является буква «о», которая осталась неизменной в том лее виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.).
Принцип алфавита был изобретен семитскими народами в середине III тысячелетия до н. э. на территории современной Сирии. Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с середины II тысячелетия до н. э. К наиболее древним можно отнести финикийский и древнееврейский алфавиты. На рубеже II—I тысячелетий до н. э. финикийский алфавит из 22 букв был заимствован греками. Именно этот алфавит и стал в дальнейшем основой европейских алфавитов.
Интересна история и современного русского алфавита и азбуки. Старославянский язык (древнецерковнославянский язык) — наиболее старый из письменных славянских языков, распространившийся среди славян в IX-X вв. н.э. в качестве языка христианской церкви и литературы. Первоначально в качестве азбуки старославянский язык использовал глаголицу. О древнейшем виде глаголического письма можно судить лишь предположительно, т.к. дошедшие до нас глаголические памятники не старше конца X века. До глаголицы славянские церковные книги писались греческими буквами (у тех славянских народов, которые приняли христианство от греков) или латинскими буквами (у тех славян, которые были обращены в христианство западно-римской церковью).
В конце IX — начале X веков появилась вторая азбука — кириллица, названная так по имени просветителя Кирилла. Она создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Первоначально кириллица содержала 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков. Кириллица почти полностью совпадала с глаголицей по алфавитному составу и расположению, звуковому значению и названиям букв, но резко отличалась от нее формой букв.
До XI-XII вв. кириллица и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. Состав и форма букв кириллицы изменялись. С конца XIV века в бытовой и деловой переписке распространяется скоропись, а в книжных заголовках — орнаментальная вязь. На основе русского старославянского языка с течением времени сложился церковнославянский язык, бывший основным языком письменности на Руси до конца XVII века. В 1708-10 годах Петр I ввел в России близкий к современному «гражданский» шрифт, а вместе с этим появился и новый алфавит, приближенный к современному. В современном виде алфавит существует с 1918 года, хотя произношение некоторых звуков со временем также менялось.
Знание алфавита — объективная необходимость любого человека, владеющего русским языком. Поэтому именно с алфавита первоклассники начинают свое путешествие по удивительной и загадочной стране знаний. Вот как просто и доступно для детей сочинила азбуку для самых маленьких Тамара Маршалова:
Аист щи с утра варил,
Белку в помощь пригласил.
Воду лили в казанок,
Гриб бросали в кипяток.
Дров привез друзьям Бобер —
Ель, березу, осокорь.
Еж принес листочек мяты,
Жук — петрушки ароматной.
Зайчик что? Кочан капусты!
Иволга — сметаны вкусной.
Йогурт сделала Коза,
Кашу — рыжая Лиса.
Лук, морковь принес Мышонок,
Масло взбил им Кукушонок.
Носорог прислал приправу.
Окунь пробу снял на славу.
Петушок сзывал гостей.
Рыбок, птичек, всех зверей!
Стол накрыт, дымятся щи...
Тигра, правда, не ищи!
Утконос пришел и Утка,
Филин, Суслик и Мишутка.
Хомячок здесь, Барсучонок,
Цапля, Крот и Лягушонок …
Черепаха угощает,
Шершень щи все выхваляет.
Щука Шершня поддержала:
— Ъ!
— Ы!
— Ы
Эхо лесом побежало.
Юлой эхо закружило...
Язык Щука проглотила.
Давайте и мы попытаемся сочинить свою азбуку и, таким образом, не только освоим алфавит, но и легко его запомним.
От буквы «А» до буквы «Е» — поучаствуйте в игре!
Буквы встали по порядку,
Изучайте их, ребятки!
Как писать их, как читать,
Вы должны теперь узнать.
Начинается игра
С первой буквы, с буквы «А».
Буква «А» — всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит.
Эти добрые слова
Начинаются на «А»:
Аист гнездышко совьет,
Ананас стремится в рот.
Абрикосы, апельсины
Так и просятся в корзины.
Сел в автобус карапуз —
Круглый он, ну как арбуз.
А веселая акула
Альпинисту подморгнула.
Сколько ж слов на букву «А»?
Сосчитайте, детвора! (8 слов).
У тебя и у меня
Есть заветные слова.
Лишь начнем мы бормотать,
Сразу станем их мы- звать.
В двух словах по паре «А»,
Назовите их, друзья! (Мама и папа).
Слово это ты узнаешь,
Если птичек много знаешь.
В этом слове 40 «А»,
Как зовется птица та? (Сорока).
В этом слове дважды «А»
Появляется с утра.
Из него нам кашу варят,
И поесть ее заставят.
И едим мы спозаранку
Кашу вкусную из ... (манки).
Все запомнили слова,
Начинающиеся на «А»?
Кто из вас еще готов
Ряд назвать подобных слов?
Учитель проводит собеседования с ребятами о словах на букву «А» и объясняет правила ее написания.
Буква «Б» стоит за «А»
И гордится тем не зря.
Ведь и «азбука», мой друг,
Состоит из этих букв.
Сколько слов на букву «Б»
Повстречаем мы везде:
В огороде и на поле,
Можно их найти и в школе.
Только надо захотеть
Да вокруг лишь посмотреть:
Бегемот залез в болото,
Брату кушать неохота.
Бубен вместе с барабаном
Подружились вдруг с бараном.
Здесь барсук живет в бору,
Боровик прилип к кусту.
Борька вытащил ботинок,
На лугу расцвел барвинок,
Брусья, балки нужны нам,
Чтоб построить балаган.
Под распевы балалайки
Рассказал я бабке байки.
Обращаюсь я к тебе:
«Сколько ж слов на букву «Б»?» (18 слов).
Постарайтесь, поспешите
И еще мне назовите
Все слова на букву «Б»...
Кто же выиграл в игре?
* * *
Появилась буква «В»:
Два бугра видны, везде.
И запомнить вас попросим:
Буква «В» почти что «8».
Прямо палочку поставим,
Справа горбики прибавим,
И получим букву «В» —
Будем так писать в письме.
Имена на букву «В»
Подружились на Земле:
Валя с Вовкой, Вера с Владом
Помогать ребятам рады.
Валерьян сдружился с Витей,
С Васей, даже с Вероникой.
А Виталик — наш сосед,
Дал Вагану свой мопед.
В летний день на всей планете
Вышли из дому все дети.
Посмотрели там, и тут:
«Что на «В» еще зовут?».
Веник спрятался за валик,
Ванька-встанька просто шарик.
Вор в вокзале воск приметил,
Ворота захлопнул ветер.
Волк под вязом злобно рыщет,
Букву «В» в кустах он ищет,
Буква «В» ушла гулять,
Где теперь ее искать?
Запрягли вола в повозку,
Ворон ищет себе тезку:
«Есть варан, а ворон я —
Мы с ним старые друзья!».
Приглашаем в разговор:
«Сколько здесь собралось слов?» (25 слов)
* * *
Гордо голову подняв,
Буква «Г» приходит к нам:
«Я на кран чуть-чуть похожа,
И с углом немного схожа.
Гвоздь и гусь мои друзья,
Вот какая буква я!».
Да, действительно, на «Г»
Много слов живут везде:
Галка села на гараж,
Гусь взобрался на гамак,
На газон упали гвозди,
Гость увидел где-то грозди,
В город гальку завезли
И гармошку привезли.
Гусары летом под горой
Грибы сбирали всей гурьбой.
Лежит гитара на газете,
Гигант купил гуляш в буфете.
Так сколько ж слов вы. здесь нашли?
А ну, ответьте, малыши! (22 слова).
Загадаем вам загадку,
А начнем все по порядку:
В поле слово замечаем,
Сто раз «Г» мы. называем.
Кто смышленый, отгадай,
Слово быстро называй! (Стог).
А теперь стихи читаем,
И где надо — продолжаем.
«Га, га, га — смеется... (гусь)
Я собой всегда горжусь!».
И, расставив лапки шире,
Взял с земли большие ....(гири).
В синем небе, взгляни скорей,
Стайка белых (голубей).
Да, вот это высота,
Аж кружится.... (голова).
* * *
Эта буква для друзей,
С буквой «Д» сдружись скорей!
С этой буквой целый день
Нам играть с тобой не лень.
«Д» похожа на колпак,
Изобрази ее вот так:
На скамейку встань в квартире,
А теперь и ноги шире.
Получилась буква «Д»,
Угадай ее везде:
Дед с друзьями строил дом,
Дружно жить нам в доме том.
Во дворе дымит дымок,
Долбит дятел там дубок.
Дровосек взял долото,
Старый дрозд полез в ведро.
В дудку дует домосед,
Думу думает сосед.
Допризывник дрожжи взял,
А дуршлаг детям отдал...
Вот такие небылицы
С буквой «Д» на всей странице.
С буквой «Д» легко прожить,
Если вместе нам дружить:
Димке с Дашей и с Данилой,
А Денису с тетей Диной,
Дусе с песиком Дружком,
Вот как дружно мы живем!
А теперь играть пора —
Отгадайте здесь слова:
Перед школой каждый рад
Был ходить в наш... (детский сад).
В красной шапочке без пятен
Стучит упрямо клювом .... (дятел).
На траве лежат (дрова),
В речку влезла .... (детвора),
Нагибать пришлось нам спину,
Чтоб сорвать на бахче .... (дыню).
* * *
Буквы «Е» и «Ё» похожи,
Одинаковы, но все же...
Те же палочки, а справа
Три ручонки для начала.
Только «е» живет без точек —
Не к лицу такой платочек.
«Ё» теперь мы нарисуем,
Не спешим и не малюем:
Прямо палочку поставим,
Справа ручки к ней прибавим,
Но не две, а сразу три,
Словно ветки, посмотри!
А слова на букву «Е»,
Пригодятся нам везде:
Ёжик с ёлки нес иголки,
Видит егерь — мало толку,
В ельник ёжика зовет,
Там Емеля помощь ждет.
Дед Егор нашел енота.
Что же делать? Вот забота!
Тот енот как ёрш ершист —
«Вот егоза, банный лист!
Отнесу тебя домой,
Накормлю тебя едой».
Если долго-долго думать,
Можно вместе нам придумать
Много слов на букву «Е»,
Поучаствовать в игре.
Изучаем алфавит: что за чем теперь стоит?
На шести коротких ножках
Буква «Ж» ползет в окошко:
«Пожалейте, не ж-ж-журите,
И со мною по друж-ж-жите».
Удивительная буква —
Вроде жук, а вроде бука.
Но она везде нужна,
Без нее никак нельзя!
Как же пишется она?
Это просто — ерунда:
Нарисуем прямо палку,
Дорисуем слева галку,
То же самое и справа —
Буква «Ж» теперь в оправе.
А теперь попробуй сам
Показать ее друзьям:
Прикоснулись к косяку,
Руки вверх, а не в дугу,
Ножки мы расставим шире —
Буква «Ж» в твоей квартире!
Только буква зажужжит,
Жук от страха задрожит,
Жаба спрячется под жбан,
Жало вылезет из ран.
Буква «Ж» живет в журнале,
И в железе без оправы.
Ржой ее тогда зовут,
Ох и вредина, аж жуть!
Дружит «ж» и с желудями,
И с жаровней, с жерновами.
«Ж» бывает на столе,
В сладком мамином желе.
Подружитесь с буквой, детки,
Не держите букву в клетке.
Это буква, а не жук,
И не ужас, не паук!
Не страшилище она —
Папе вашему — жена,
Жизнь она и ваш живот...
Пусть себе она живет!
* * *
Зазнается иногда
Буква «3»: «Да я — звезда,
Без меня никак нельзя.
Вот такая я, друзья!».
Часто может быть заглавной,
Вот и ставит себя главной.
Только в азбуке она,
Просто буква, не звезда.
Эта буква тут и там
Делит «8» пополам:
Взяли справа половинку,
Дважды, выгнули ей спинку.
Полукруг теперь рисуем,
И еще раз подрисуем:
Друг на друге два серпа —
Буква «3» — не ерунда.
Знает заяц, что зима
Нам приносит холода.
С этой буквой и зазнайка —
Наш известнейший Незнайка
В сказке часто по утрам
С Знайкой спорил тут, и там.
Есть еще слова такие:
Зной и засуха в пустыне.
Зебра знает злак особый.
Зайка мне дружок прихожий.
Загадал загадку зубр.
На заре заныл мой зуб.
Злой злодей закрыл замок,
Завезли зерно на ток.
Зазвонил звонарь: «Затор!»,
Кот забрался на забор.
Нас заждался званый ужин:
Здесь застолье — ножик нужен.
Кто еще искать готов
С буквой «3» полсотни слов?
* * *
Вот теперь, друзья мои,
Познакомьтесь — буква «И».
Прямо чертим мы черту,
Чуть поодаль — еще одну.
Снизу вверх их меж собой
Соединим еще чертой.
А теперь запомним букву:
Шьем иголкой платье кукле,
В институт ушел сосед,
Иностранцам шлем привет.
Извещенье отправляем,
Игрока в избе встречаем.
Сколько добрых слов на «И»
Знает Ира с Игорем. А ты?
* * *
Эта буква — буква «К» —
Кукарекует с утра.
Слышно рано поутру:
«Ку — ка — ре — ку!».
Вновь поставим мы черту,
Справа — ручку ей одну,
Ниже — ножку пририсуем:
Букву «К» с тобой рисуем.
С этой буквой много слов
Я назвать тебе готов:
Кот с котенком съели кашу,
Куклу Катю любим нашу.
С коромыслом и ведром
До колодца шел козел.
Кол проткнул мне колесо,
Укусил комар в лицо,
Коротышка-карапуз
Колесо сломал, конфуз!
Карусель катает деток,
А те кушают конфетки.
Ну-ка, вспомните, друзья,
Все слова на букву «К»!
* * *
Букву «Л» легко запомнить,
Лишь шалаш придется вспомнить.
Руки вверх мы поднимаем,
Пальцы к пальцам прижимаем.
Получилась буква «Л».
Что, запомнили теперь?
А рисуем — как шалаш:
Взяли в руки карандаш,
Нарисуем крышу дома,
Все, вот «Л» уже готова!
Сколько слов на букву «Л»?
Вспоминаем мы теперь:
Ластик — это просто «стерка»,
Лень не любит очень ловких.
Летом лютик на лугу,
Лешка ест свою лапшу.
Льется ливень — всюду лужи —
Людям летом дождик нужен.
А в лесу живет лиса,
Очень льстивая она.
Леший в сказке луч поймал,
Лапой лев лису ласкал.
А под лестницей лежит
Лодырь лысый и храпит.
Интересно поиграли?
Сколько ж слов на «Л» назвали? (25 слов).
* * *
Букву «М» мы очень любим,
Обижать ее не будем.
Дважды букву назовем,
Песню маме мы споем.
Вот заветные слова:
«Мама милая моя!».
В букву «М» мы поиграем:
Все попарно дружно встанем,
Друга за руку возьмем:
Буква «М» у нас вдвоем!
Эту букву надо знать,
Ежедневно повторять.
И гордится ей пока
Неслучайно вся страна,
Ведь с нее у нас в России
Начинается Москва.
Мир и мама — нет милей
Этих слов, ты. мне поверь!
Перечислить десять слов
Ты теперь всегда готов:
Мама мылом мыла Машу,
Мышка с мушкой ела кашу.
В море светится маяк,
По маршруту шел моряк.
Малышу подали манку,
Мурзик пробует сметанку.
Заигрался в мяч малыш,
Под мохер залезла мышь.
А теперь к двум буквам «ма»
Прибавляем мы слова.
Можно буквы, можно слоги —
Это сделать нам несложно.
Кто составит больше слов?
Кто со мной играть готов?
(Например, ма — зь, ма — кароны, ма — трос, ма - узер, ма — зила, ма — ятник и т. д.).
* * *
«Н» идет за буквой «М»,
Открывает тихо дверь.
«Проходите, буква «Н»,
В алфавите вы теперь».
Встаньте все опять попарно
(Никогда играть не рано).
Протяните руки другу,
Посмотрите друг на друга.
Вот какие молодцы —
С буквой «Н» теперь на «ты»!
Можно «Н» и рисовать.
Это просто, как кровать:
Между черточками — планка —
Мостик новый над канавкой.
Поиграть опять в слова
Вы готовы, детвора?
«Н» бывает отрицаньем:
Не хотим мы и не знаем.
Здесь отдельно «не» поставим —
Это правило мы. знаем.
Но, заметьте, никогда
С буквой «и» пиши всегда!
Носорог играет в нарды,
Нептуну ребята рады.
Нос завидует насосу,
А носкам нет просто сносу.
Ночью негр зажег ночник,
Нет невесты, вот и сник.
Не хотим мы все ненастье,
Нашатырь достала Настя.
Николай с подружкой Надей
Встретить Нюру очень рады.
Вот теперь нам буква «Н»
Стала ближе насовсем.
* * *
В алфавит заходит «О»
Через старое окно.
«Заходите, буква «О»,
Вы несете нам добро».
Ох, уж древнее оно,
Это чудо, буква «О».
Но зато для всех ребят
Его просто написать:
Кругляшок иль колесо.
Очень просто — вот и все.
Самой круглой буквой «О»
Называется давно:
Окулист берет очки,
Осень любит огурцы,
В океан залез омар,
А осел идти устал.
Очень нравится окрошка
Нашей Ольге и Олежке.
* * *
А за «О» идет и «П»
С толстой сумкой на ремне.
Присмотритесь, буква «П»
С перекладиной везде.
Два столбца мы нарисуем
Сверху крышу пририсуем,
Получаем букву «П» -
Узнаем ее везде.
Папа с этой буквой дружит,
Папа маме очень нужен.
В поле мчится паровоз,
А по морю — пароход.
Вот перо, а вот панама.
Здесь петух и пилорама.
Там пустыня, и пилот
Отправляется в полет.
Посмотри, увидишь ты:
Помидоры и плоды,
Петуха или пожар,
Пешехода иль подвал.
Сколько слов на букву «П»
Затерялось на земле!
* * *
Буква «Р» вдруг зарычала:
«Разберитесь вы сначала
И запомните, что я
Рядом с «П» стоять должна».
Мы с тобою, «Р», не спорим
И, естественно, усвоим,
Что стоишь ты после «П»
В нашей азбуке-игре.
Познакомьтесь, буква «Р»
С животом проходит в дверь.
Видишь, палочка стоит,
Справа к ней кружок прилип.
Эта буква всем грозит,
На ребят порой рычит:
«Разгоню всех, разлучу,
Если только захочу!».
Чаще буква не страшна —
В слове «мир» стоит она.
Слово «разум» с этой буквы,
Репа с рисом есть на кухне.
Рысь по лесу разбежалась,
Рожь на поле закачалась.
Роза с ирисом растет,
А Роман разинул рот.
А известный детям Грека
Сунул как-то руку в реку.
Рак за руку Греку — хвать!
Долго ране заживать.
Русло речка поменяла —
Начинаем все сначала.
Помогите мне, друзья,
Перечислите слова!
* * *
Буква «С» приходит к нам:
Кругляшок — и пополам.
Левой частью кругляшка
Загордилась здесь она.
Мы. рисуем букву справа —
Полкружка иль пол-овала.
С «С» слова мы. вспоминаем
И играть мы продолжаем.
Сено знаем, и солому,
Соль и скатерть — все готовы
С буквой «С» слова назвать?
Начинаем: раз, два, три, четыре, пять!
Солнце светит на село,
Старый сом залез в седло,
Санки снегом замело,
А Сергею все смешно.
Сколько слов вот в этих строчках?
Назовите, только точно. (10 слов).
* * *
Буква «Т» надела шляпу:
«Только так, мои ребята,
Я похожа на тебя.
Познакомьтесь, это я».
Мы согласны, буква «Т»
Ходит в шапочке везде.
Тра — тa-тa и тpa-тa-тa —
Отворяйте ворота!
Букву «Т» в слова впускайте
И слова те называйте:
Тополь любит летом тень,
Тузик прячется под тент.
Проглотил Тимур таблетки,
Трубадур уехал к тетке.
Тазик с тюбиком пропали,
Тройки в табель мне попали.
У меня есть талисман —
Это аленький тюльпан.
Таракана мы. не любим,
А Тарзана приголубим.
Торт в тарелке ест таксист,
А туман окутал лист.
В теремке живет тюлень —
Нам слова искать не лень!
Мы запомнили, что тут
«Т» стоит меж «С» и «У».
* * *
Улыбнулась буква «У»:
«Ой, ребята, не могу!
Ну, куда вы, без меня,
Буква «У» главней, друзья!».
Спору нет, без буквы «У»,
Мы, порой, ни «гу», ни «му».
Только встаньте, буква, в ряд,
В алфавитный наш отряд.
С буквы «У» начнем урок.
Что учитель задает?
Уточним, потом усвоим,
Тут уменьшим, там умножим.
Нам учиться всем не лень,
Учим азбуку весь день.
Узнаем мы букву эту
У умельца на портрете.
Улетают утки стаей,
Поселился уж в сарае.
Там утюг стоит в углу,
А Ульяна ест уху.
Шепчет на ухо улитка:
«Я живу под той калиткой.
Утром очень устаю,
Очень медленно ползу».
Нам запомнилась она,
Молодцы мы все! Ура!
* * *
«Фу ты, — фыркнула на в всех
Буква «Ф» — какой успех
Без меня здесь в разговоре?
Не согласны? Кто поспорит?».
Мы не спорим, только вы
После «У» стоять должны.
В нашей азбуке не зря
Вы стоите перед «X».
Пишем букву эту так:
Ставим палочку — пустяк.
Слева — справа к ней прибавим
Полукруг — ив жизнь отправим.
Подбоченилась буква «Ф»,
Узнаем ее везде:
«Ф» фасоль ужасно любит,
Фельетоны не забудет.
Флаг и факел в дружбе с ней,
Фестиваль зовет друзей.
Форму новую пошили,
И фонтаны подключили.
Филин смотрит на фазана,
А Федот — на Феофана.
Приготовит мама фарш,
И фужер поставит вам.
Футболист в футбол играет,
И футболку не снимает.
А факир в большом фойе
Фантик спрятал в рукаве.
* * *
Эта буква хороша,
Назовем ее мы «X».
Просто крестик, убедись,
Напиши, не поленись!
Хорошисты, с этой буквой
Подружились неспроста.
Потому что хорошисты.
Учат азбуку с утра.
Много слов на букву «X»
Знает наша детвора:
Хлеб и холст, халва и хвост,
Хобот, даже хоровод.
Кто еще подобных слов
Нам сейчас назвать готов?
* * *
Цыпленок встал на цыпочки
И цыкнул на цыгана.
Наверно, с новой буквой
Знакомиться пора нам.
«Ц» — буква интересная
Для азбуки полезная.
Ее мы будем изучать,
Стараться правильно писать.
Сказки Пушкина начало
Вы запомните сначала:
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна».
В сказках с этой буквой часто
Вы встречались многократно:
Царь с царевичем, царица,
Цепь златая да жар-птица.
Вам встречалась буква «Ц»
И в яйце, и на крыльце,
И в цветах, и на цене,
В цапле и на целине.
* * *
А за «Ц» идут три буквы
Очень схожие по звуку:
«Ч» — согнула в угол ручку,
«Ш» — шалунья, просто шутка,
«Щ» — за щукой поплывет.
Кто три буквы назовет?
Чешет «Ч» себе чулок,
«Ш» шуршит здесь под шумок,
«Щ» захочет вдруг борща.
Ты запомнил «Ч», «Ш», «Щ»?
Часовщик увидел чайку:
«Слушай, чайка, выручай-ка!
Чаю хочется попить —
Где бы чайник раздобыть?».
Шкода-школьник в шесть утра
Шорты мерил неспроста.
Посмотрел в окно сквозь шторы
На стекле везде узоры.
Стал быстрее собираться,
Потеплее одеваться:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шел до школы и вспотел.
Щука щи всю ночь варила,
Щавель кислый положила,
Наварила вкусных щей —
Стала звать к себе гостей.
* * *
Дальше буква «Ы» идет:
Это «Р» наоборот.
Справа палочка стоит
И тихонько говорит:
«В русском языке, увы,
Не бывает слов на «ы».
* * *
А за «Ы» стоят два знака.
Их запомните, ребята.
Мягкий знак и твердый знак —
Не прожить без них никак.
Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!».
Эти знаки, там где надо,
Приставляем к слову сзади.
В середину слова вставим
И ошибочку исправим.
Например, «ученье — свет»,
«Предъявите мне билет».
* * *
Наконец, мои друзья,
Появились «Э», «Ю», «Я».
Эти буквы в алфавите
На конце, вот посмотрите:
«Э» — повернутое «е»,
«Ю» — юлит всегда, везде.
«Я» — считается звездой,
Любит хвастаться собой.
Этажерка, экипаж,
Эгоист и Эрмитаж.
Эталон, эквилибрист,
И эстонец — экономист.
Юный Юра взял юлу,
Юля прячется в углу.
Юнга очень любит юмор,
А юрист шутить не любит.
В ясли Яша поспешил,
А японец яму рыл.
Ящик ямщики нашли
В Ялту ящик понесли.
* * *
Вот и закончилась наша игра в алфавит. Постарайтесь предложить ребятам другие варианты увлекательных игр в буквы и составление слов с различными буквами. Именно в игровой форме малышам будет занятнее не только изучать буквы алфавита, но у них появится интерес и к приобретению знаний, что немаловажно для деятельности любого учителя и воспитателя.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие задания для детей 6-7 лет в картинках
Игры в слова для детей 8-10 лет
Игровой классный час в 1 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!