Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков», 9 класс

Разработка родительского собрания для 9 класса «Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Самоопределение и выбор жизненного пути.

Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования.

Форма проведения - консультативный пункт, встреча с методистами из центра профессиональной ориентации молодежи.

Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.

Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:

- остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни;

- оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь;

- подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали, советовались с ними;

- подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом реализации профессионального намерения.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии:

При выборе профессии необходимо учитывать:

- желания, интересы и склонности личности - «хочу»;

- человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья - «могу»;

- потребности рынка труда в кадрах - «надо».

Правила выбора профессии

1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка).

3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.

5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии.

6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.

7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д.). Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма - документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи города или района.

Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности; качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность выполняется, т. е. способностей человека.

Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.

Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову):

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Методические рекомендации

В качестве дополнительного материала и в качестве обсуждения можно использовать рекомендации по выбору профессии.

Ошибки при выборе профессии

Ваш выбор: могу+хочу+надо

Упражнение-разминка.

Называется профессия, все обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека.

Итак, вашим детям предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну - свою, которая, во- первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих - нужна людям, обществу.

В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

- социальный заказ, положение на рынке труда;

- уровень материального обеспечения семьи;

- возможности получения помощи в обучении;

- условия оплаты труда в данной сфере;

- местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):

- интересы, склонности;

- успехи в учёбе и потенциальные способности;

- свои сильные и слабые стороны;

- состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:

- на знаниях о мире профессий;

- знаниях о выбираемой конкретной профессии;

- изучении своих интересов;

- изучении своих способностей;

- знании своих сильных и слабых качеств;

- состоянии своего здоровья;

- учёте материальных условий семьи;

- учёте ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.

По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки или обсудить их в группах:

1. Рекомендации по выбору профессии:

* Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

* Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.

* Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

* Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.

* Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

* Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.

* Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

* Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

* Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.

* Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

* Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

* Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.

* Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.

* Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

2. Ошибки при выборе профессии:

- увлечение внешней или частной стороной профессии;

- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

- неумение разбираться в своих способностях;

- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;

- незнание пути получения профессии;

- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;

- перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на отношение к самой профессии;

- отождествление школьного учебного предмета с профессией;

- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей

Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек

Родительское собрание в 5 классе. Конспект

Методика проведения родительского собрания в школе по ФГОС

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Нет комментариев. Ваш будет первым!