Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Меры поощрения и наказания в современных семьях»
Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.
Задачи
• структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;
• создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;
• ознакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрений и наказаний.
Форма проведения: традиционное собрание.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительный этап: анкетирование учащихся.
Анкета
1. Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным;
в) редко;
г) никогда.
2. Едины ли родители в своих требованиях к вам?
а) да;
б) нет;
в) не совсем.
3. Принимаете ли вы во внимание мнение родителей при выборе друзей?
а) всегда;
б) никогда;
в) иногда.
4. Говорите ли вы родителям правду?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
5. Как часто родители вас наказывают?
а) систематически;
б) никогда;
в) иногда.
6. Какие меры наказания и поощрения используют ваши родители?
а) ласка;
б) поощрение;
в) разъяснения;
г) жесткие требования;
д) принуждение;
е) угрозы;
ж) ругань;
з) физическое наказание.
7. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
а) решает сообща жизненные проблемы;
б) занимается семейно-бытовым трудом;
в) вместе проводит досуг;
г) смотрит телепередачи;
д) обсуждает вопросы работы, учебы;
е) делится впечатлениями о прожитом дне;
ж) поет, музицирует;
з) каждый занимается своим делом.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты и определения на доске:
• «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными» (К.Д. Ушинский);
• «Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности» (А.С. Макаренко);
• «Поощрение - это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме» (И.Ф. Харламов);
• «Поощрение - положительная оценка действий воспитанников» {И.П. Подласый);
• «Поощрение - метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым». (Педагогическая энциклопедия);
• «Наказание - метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми»;
• «Наказание - метод разрешения конфликтов, могущих возникнуть на основе противоречий между требованиями педагогов и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей - с другой»;
• «Наказание - мера воздействия против совершившего преступление, проступок»;
• «Наказание - метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определенных прав или морального порицания»;
• «Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения»;
• «Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (русская пословица).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Поощрение и наказание - простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.
Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.
Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.
Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.
II. Анализ анкетирования учащихся
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных особенностей, А.С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.
Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.
В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том, что присутствует в арсенале наших родителей, подростки рассказали в ответах анкеты. Оказалось, что наиболее частым воспитательным воздействием в семье является - (вариант). Это отметили {число) % учащихся. В порядке убывания частоты применения поощрений и наказаний имеем следующие виды:
• (вариант) – (число) % учащихся;
• (вариант) - (число) % учащихся.
Наказывают родители систематически - (число) учащихся, иногда - (число) учащихся, никогда - (число) учащихся.
(Далее анализ строится таким образом, чтобы наблюдалась связь между результатами анкетирования. Следует указать зависимость единства родителей в требованиях и желания говорить родителям правду, или прислушиваться к мнению родителей в выборе друзей; частоты совместного времяпровождения и его видов.)
О формах и видах поощрений и наказаний нам расскажет психолог.
III. Выступление психолога
Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны:
• одобрение;
• ободрение;
• похвала;
• благодарность;
• предоставление почетных прав и т. д.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определенные требования к поощрению.
1. Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не только когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.
3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
5. Пожалуй, главное в воспитании - соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребенком.
- За что не следует его хвалить:
• за то, что получено от природы;
• из жалости (дети это чувствуют);
• второй раз за одно и то же достижение;
• за то, что достигнуто не своим трудом;
• из-за желания понравиться.
Наказание же, как утверждают педагоги, имеет тройное значение.
Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.
Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.
Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Важным условием развития самостимуляции в использовании наказаний является соблюдение меры.
Существует классификация видов и форм наказания.
1. Наказания, связанные с изменением в правах детей.
2. Наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) традиционные наказания;
в) наказания в форме экспромта.
Родителю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах наказания, используемых в воспитании детей и подростков, в т. ч. в школе. Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока. Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.
Весьма серьезная мера наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.
Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие меры наказания, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).
Другой мерой наказания является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами.
Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.
В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата - это в семье. В школе педагог может также отодвинуть по срокам какие-либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребенка. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна его справедливость.
Обратимся непосредственно к семейным мерам поощрения и наказания. Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить сына или дочку, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения - у школьника не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.
Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов сына или дочки является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил.
Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.
Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.
2. Ребенок может быть наказан только за свой проступок. Например, если один из братьев получил плохую оценку, не могут быть наказаны оба брата.
3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.
4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз - я тебя накажу», - гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.
5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.
Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо оттого, насколько серьезным был проступок. Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, вы способствуете формированию у него внутренней рефлексии - способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете неуспешность на успех.
Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.
Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет сыну или дочке понять и принять ваши требования, причины ваших воздействий и последствия своих поступков.
IV. Организация обсуждения эффективности поощрений
Мы убедились в необходимости поощрений в воспитании детей и подростков. В чем же заключается эффективность поощрительных воздействий? Для ответа на этот вопрос познакомимся с данными следующей таблицы.
(В зависимости от времени и активности родителей можно предложить к рассмотрению первый столбик таблицы и попросить заполнить второй).
Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.)
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
Осуществляется постоянно | Осуществляется от случая к случаю |
Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | Поясняется в общих чертах |
Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащихся | Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся |
Учитель поощряет достижение определённых результатов | Учитель отмечает участие в работе вообще |
Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов | Даёт учащемуся о его достижениях, не подчеркивая их значимость. |
Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
Учитель даёт сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других |
Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся условиям | Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимися |
Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может достигаться и впредь. | Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствие выполняет задание либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого процесса обучения | Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду |
V. Подведение итогов
Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от педагогов и родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Проект решения собрания
Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.
Дополнительный материал
Памятка родителям
Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен. Последовательно, шаг за шагом, оно стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли о том нет, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».
Януш Корчак
1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
5. Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
6. Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
Педагогические требования к поощрению
• Поощрение должно быть справедливым.
• Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
• Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
• Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
• Не злоупотреблять и не захваливать.
• Использовать различные меры поощрения.
• Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
• Поощрение должно быть в присутствии других детей.
• Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
Педагогические требования к наказанию
• Наказание должно быть строго субъективным.
• Сочетать наказание с убеждением.
• Отсутствие поспешности в применении наказания.
• Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.
• Наказание должно быть строго индивидуализировано.
• Не злоупотреблять наказанием.
Несколько слов о наказании
Наказывать и ругать ребенка нельзя:
• когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни;
• когда ребенок ест;
• после сна или перед сном;
• во время игры;
• во время учебы или работы;
• сразу после физической и (или) душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);
• когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком;
• когда ребенок проявляет неспособность, неловкость, бестолковость, т. е. во всех случаях, когда у него что-то не получается;
• когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребенка;
• когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.
Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: в день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы-поздравления и т. д.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от сумы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
12. Позволяйте ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком с вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
14. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Как дать ребенку почувствовать себя значимым
1. Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
2. Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
3. Спрашивать у детей совета.
4. Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
5. Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
6. Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
7. Давать посильные поручения с заведомым успехом.
8. Одобрение вообще (в целом).
9. Поддержка в трудной ситуации. (Привести пример из собственной жизни, найти 3 положительных момента - оптимистический взгляд на жизнь).
10. Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
11. Встречать как лучшего друга и провожать.
12. Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.
13. Если вы не правы, просить прощения.
14. Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
15. Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
16. Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
17. Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
18. Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день минимум).
Что нам мешает слышать ребенка?
1. Приказы, команды, отрицающие чувства. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы: «Прекрати плакать!» - обида у ребенка гарантирована.)
2. Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты еще раз так сделаешь...)
3. Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен... Учиться - это твой долг...- они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины.)
4. Советы и готовые решения. (Я бы на твоем месте... Не послушалась, вот и ... - Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
5. Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоем возрасте... - Вызывают борьбу и месть.)
6. Критика, выговоры, обвинения. (Все из-за тебя... Вечно ты... - Результат: избегание неудач, низкая самооценка.)
7. Оценочная похвала. (Не хвалить: Молодец!.. Надо: Я считаю тебя... Мне нравится...)
8. Обзывания и высмеивания (даже шутливые).
9. Догадки и интерпретация. (Небось опять... Я тебя вижу насквозь...)
10. Выспрашивание и расследование. (Где был? Что делал? - Это контроль.)
11. Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного...)
12. Отшучивание, уход от разговора (анекдот и т. п. - в этом есть пренебрежение).
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 5 классе. Конспект
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Родительское собрание «Психологические особенности подростка», 8 класс
Методика проведения родительского собрания в школе по ФГОС
Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек
Нет комментариев. Ваш будет первым!