Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьников», 11 класс
Разработка родительского собрания для 11 класса «Формирование осознанного отношения подростков к здоровому образу жизни»
Цели: поднять актуальную проблему алкоголизма и курения в юношеском возрасте; довести до сведения родителей законодательную основу административной родительской ответственности при нарушении Закона «Об ограничении курения табака» (запрете курения на рабочих и в общественных местах); пробудить интерес родителей в совместном решении проблемы детского и подросткового алкоголизма и курения.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от работы по данному направлению.
Форма проведения: конференция родителей.
Участники: родители учащихся, ведущий - классный руководитель, основной докладчик - учитель биологии, юрист, школьный врач, нарколог.
Подготовительный этап
I. Оповещение родителей о собрании за 1-2 недели.
II. Письменный опрос родителей по следующим вопросам:
- Как вы отнесетесь к тому, что ваш ребенок употребляет алкоголь или курит?
- Что вы предпримете в данной ситуации?
- Как вы считаете, с какого возраста можно употреблять алкоголь и курить табак?
- Какие вы видите пути решения проблемы юношеского курения и употребления спиртных напитков?
III. Проведение анкетирования учащихся.
1. Как вы относитесь к курению?
• Я не курю и никогда не пробовал.
• Я не курю, но мне приходилось пробовать.
• Я не курю, но мне хотелось бы попробовать.
• Я курю редко.
• Я курю постоянно.
• Я не могу не курить.
• Все через это проходят, а дальше все зависит от самого человека.
2. Как вы относитесь к употреблению алкогольных напитков (включая пиво и алкогольные коктейли)?
• Я не пью и никогда не пробовал.
• Я не пью, но мне приходилось пробовать.
• Я не пью, но хотел бы попробовать.
• Я пью только в компании моих друзей, чтобы поддержать их.
• Я пью только с друзьями и могу выступить инициатором этого.
• Мои родители употребляют алкогольные напитки, и у меня есть возможность их попробовать.
• Иногда я пью и в одиночестве.
• Я не могу не пить.
• Все через это проходят, а дальше все зависит от самого человека.
3. Мое отношение к курению и употреблению алкогольных напитков.
• В целом положительное.
• В целом отрицательное.
• Все через это проходят, а дальше все зависит от самого человека.
4. Хотел бы я, чтобы курили и употребляли алкогольные напитки в будущем мои дети.
• Да.
• Нет.
• Мне все равно.
• Все через это проходят, а дальше все зависит от самого человека.
IV. Учащиеся пишут сочинение на тему «Как я отношусь к курению и употреблению алкогольных напитков».
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены для работы родителей в группах.
2. На классной доске тема собрания. Стены кабинета оформляются рисунками, плакатами, тематическими газетами, сочинениями (до конференции целесообразно провести в классе конкурс плакатов, газет, наглядной агитации и сочинений по теме собрания).
3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Наша встреча сегодня обусловлена одной из главнейших составляющих жизни счастливого человека - его здоровьем. Как сохранить то, что дано природой для счастливой, здоровой жизни? Как помочь ребенку осознать ценность того, чем он обладает? Как не растратить здоровье на вредные привычки? Как привить навыки осознанного отношения к здоровому образу жизни? Ответы на все эти вопросы нам и предстоит сегодня найти. В этом нам помогут медицинские работники и преподаватель биологии, гости нашей встречи (классный руководитель представляет гостей родителям).
II. Анализ анкет родителей и детей
Классный руководитель. То, насколько актуальна проблема, поднятая нами, покажут выдержки из сочинений наших 11-классников и результаты проведенного анкетирования.
(Классный руководитель зачитывает выдержки из детских сочинений по теме «Как я отношусь к курению и употреблению алкогольных напитков». Все выдержки звучат анонимно. Также целесообразно привести полученные процентные данные анкетирования родителей и детей в классе.)
Итак, вы услышали результаты проведенного в классе анкетирования и выдержки из сочинений учащихся. Таким образом, проблема актуальна и в нашем классе. Сегодня перед вами выступят учитель биологии и нарколог. Возникающие в ходе выступления у вас вопросы вы можете передать им в письменной или устной форме. Итогом нашей встречи будет совместное решение по данной проблеме.
III. Основная часть. Выступление приглашенных специалистов
1. Основной доклад (в основной доклад включены выдержки из сочинений учащихся, с основным докладом выступает учитель биологии).
Учитель биологии. Человек и употребление алкоголя, человек и курение сигареты - это сочетание, не предусмотренное природой, а потому противоестественное. Алкоголизм и дети. Курение и дети. Понятия не совместимы - это явление крайне патологическое и даже трагическое.
Кто же приучает наших детей к алкоголю и курению? О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.
К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. В своем докладе мы подробно остановимся только на причинах ранней алкоголизации детей и подростков.
Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Основная причина развития алкоголизма кроется в семье. Это и педагогическая неграмотность родителей. Главными воспитателями, наставниками и учителями для ребенка являются родители. Многие родители считают, что небольшое количество алкоголя не приводит к развитию алкоголизма у ребенка. Но это не так.
Даже в 1 год ребенок, если легкомысленная кормящая мама решит выпить в Новый год. И если в 2-4 года «остроумные» родители «подшучивают» над ребенком, подливая ему в чашку вина и даже водки - от одной капельки до нескольких ложек.
Также именно семейные алкогольные традиции приводят к формированию интереса к спиртному. Ведь ни для кого не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляет алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного.
Нередко в семейном застолье подвыпившие родители или хмельные гости наливают подростку рюмку вина: «А ну-ка, давай приобщись за свое и наше здоровье!» И при этом многие посчитают, что от одной рюмки ничего не случится, а человек должен все испытать в жизни.
Многие сейчас могут заявить, что дети алкоголиков не всегда становятся алкоголиками. Да, и это так. В семьях, где алкогольная зависимость одного из членов семьи открыто признается, тем не менее существует отрицание того, что она может оказывать влияние на всех членов семьи. Подтверждением этого может служить следующий случай из жизни.
(Выдержки из сочинений.)
Второй причиной развития алкогольной зависимости у подрастающего поколения является позитивная реклама в средствах массовой информации. Волна пивного алкоголизма накатывает по нарастающей. Пиво - один из самых потребляемых в России напитков. На душу населения, включая немощных стариков и новорожденных младенцев, сегодня приходится более 40 л. По данным Минздрава России, частота употребления алкоголя детьми до 14 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое. Главный детский нарколог Минздрава России Алексей Надеждин предупреждает: «При начале систематического употребления алкоголя (пива) в 11 - 12 лет симптомы алкоголизма у подростка могут сформироваться к 14-15 годам. Как правило, это подростки, у которых семья неблагополучная, или это дети безнадзорные. Но если ребенок растет в нормальной семье, родители должны понимать, что для подростка и две бутылки пива в месяц - это уже очень опасная система!»
Сегодняшним растущим личностям со всех телеканалов красивые рекламы объясняют, как это хорошо и правильно - пить пиво! Наша задача как родителей контролировать, что смотрят наши дети и сколько времени просиживают они у телевизора.
(Выдержки из сочинений.)
Анализируя прочитанное, можно назвать другую причину ранней алкоголизации - это физическое, психологическое или сексуальное насилие, которому подвергался ребенок. Тем более если детям приходится переживать насилие молча. Иногда взрослые, даже зная о произошедшем, недооценивают тяжесть эмоционального состояния ребенка или просто стесняются обратиться за помощью. Дети самостоятельно ищут «лекарство от горя», и им становится алкоголь.
(Выдержки из сочинений.)
Еще одной причиной раннего употребления спиртных напитков является плохая информированность подрастающего поколения о влиянии алкоголя на организм человека, здесь вина ложится на нас с вами - и на родителей, и на учителей. Мы мало уделяем внимания этой проблеме. Мы просто запрещаем пить и курить, не разъясняя при этом, какое влияние оказывает алкоголь и курение на организм человека. А, как известно, запретный плод сладок.
(Выдержки из сочинений.)
Итак, из этих выдержек сочинений вытекает другая причина - пьющие сверстники. Это самая частая причина ранней алкоголизации детей и подростков. Особенно она характерна для мальчиков, которые начинают пить спиртные напитки под воздействием механизма подражания. Подростки, которые первыми приобретают «взрослые» манеры, вызывают восхищение, а тех, кто не пьет, считают «малышами». Следующей причиной является низкая самооценка и уровень социальных навыков. Неуверенный в себе подросток будет искать в алкоголе способ стать более раскрепощенным и интересным для окружающих. А также причинами ранней алкоголизации являются незанятость свободного времени, психологические особенности личности, самоутверждение. У детей и подростков происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка. Те же причины являются и причинами развития никотиновой зависимости у детей. Курение, так же как и алкоголизм, является бичом сегодняшнего времени. Курить сегодня стало модно. Все больше и больше к этой пагубной привычке привыкает детей и подростков.
2. Ознакомление родителей с законами. Выступление родителей, подготовивших сообщение по данной теме. (Знакомство с содержанием Федерального закона от 10 июля 2001 года «Об ограничении курения табака»).
3. Выступление нарколога.
4. Обсуждение проблемы родителями. Вопросы специалистам.
IV. Принятие решения собрания. Подведение итогов
(В качестве решения собрания могут быть приняты ряд мероприятий по профилактике здорового образа жизни и полезных привычек 11-классников. Хорошо если в этом примут заинтересованное участие и родители.)
Классный руководитель. Спасибо за сотрудничество! Я прошу вас отметить ваше настроение в Листе отзывов о нашей встрече. Здоровья вам и нашим детям!
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
Методика проведения родительского собрания в школе по ФГОС
Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание в 5 классе. Конспект
Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!