Классный час на тему: ЗОЖ, 9 класс

Конспект классного часа для старшеклассников. Тема: «Пища настоящего и будущего»

Цели:

• донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), имеющих как положительное действие, так и опасное влияние на организм человека;

• показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора, что употреблять в пищу.

Форма проведения:

Беседа с элементами обсуждения. Игровое состязание.

Подготовка:

1. Заранее собрать банки, этикетки от жвачек, чипсов, кетчупов, маойнезов, различных напитков.

2. Подготовить стенд «Есть или не есть? — Сделай свой выбор!».

3. Подготовиться к конкурсу «Экологически чистый бутерброд».

4. Подготовиться к конкурсу «Не красна изба углами, красна — пирогами».

5. Сформировать две команды для участия в конкурсе «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос...»

Часть первая

ИНФОРМАЦИЯ К ОБСУЖДЕНИЮ

(выступления учащихся с краткими сообщениями)

Доклад № 1. Пищевые добавки

Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Разрешенные к применению, не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются.

Натуральные или аналогичные им синтетические добавки не имеют пищевой ценности и вводятся в продукты питания для придания им нужной консистенции, цвета, увеличения срока хранения и т.д.

В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е», что значит «европейская» и соответствующим цифровым индексом.

Красители

Находятся в диапозоне от Е-100 до 199. У людей с аллергической предрасположенностью причиной крапивницы, слезоточения, отеков, приступов астмы могут быть азотокрасители, имеющие обозначения Е-102, 110, 122—124, 127—129 и 151. Эти вещества добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и др. продукты.

Консерванты

Увеличивают срок хранения продуктов и кодируются номерами Е-200—299. С точки зрения вероятной провокации аллергической реакции наиболее безопасны сорбиновая (Е-200—203) и муравьиная (Е-236—238) кислоты. А вот от бензойной кислоты и ее солей (Е-210—217), а также двуокиси серы (Е-220) и сульфитов (Е-221—226, 239) людям с предрасположенностью к аллергии лучше отказаться.

Антиокислители

Защищают продукты от повреждающего действия кислорода и имеют индексы Е-300—399. Витамин С (Е-300) не представляет опасности, но так называемые галлаты (Е-311—313) могут стать причиной головной боли, кожных реакций. Эти вещества применяются в изготовлении бульонных кубиков, жевательной резинки, мороженого.

Стабилизаторы

Эти вещества (Е-400—499) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них являются производными метилцеллюлозы и, употребленные в большом количестве, вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта.

Эмульгаторы

Используются для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов (Е-500—599). Чаще всего в качестве эмульгатора применяют натуральное вещество лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем, у кого на яйца аллергия.

Усилители вкуса и ароматизаторы

Глютамат (Е-620), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты, бывают причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.

Доклад 2. Опаснейшие консерванты!

В связи с массовым наплывом импортных товаров в нашу страну следует предупредить об одной серьезной опасности.

Для увеличения срока годности продуктов питания в них добавляют так называемые консерванты. На упаковке товара они обозначаются буквой Е с соответствующим номером.

Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, какие консерванты в нем использованы. Многие из них вредны (и очень) для здоровья, с такими добавками в развитых странах продавать продукты запрещено, поэтому производители сбывают эти продукты в других странах, где не столь строго законодательство, защищающее потребителя, а покупатели не избалованы выбором продуктов или просто не знают о вредных добавках.

Приведем перечень наиболее опасных консервантов, вызывающих:

• злокачественные опухоли (рак): Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, ЕЗЗО, Е447;

• заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221, Е222, Е223, Е224, Е225, Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341, Е405, Е407, Е461, Е462, Е463, Е464, Е465, Е466;

• заболевания печени и почек: Е171, Е172, Е173, Е320, Е321, Е322.

А вот другие консерванты, употребление которых в пищу также запрещено в развитых странах: Е102—405, Е110—111, Е120—127, Е130, Е141, Е150, Е180, Е212, Е215—216, Е230— 232, Е238, Е241, Е250, Е311, Е312, Е313, Е450, Е477.

Если на упаковке продукта отсутствует перечисление входящих в него пищевых добавок (а они всегда используются!), это является грубейшим нарушением защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производители посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки.

К сожалению, 80% импортных продуктов питания, сигарет и напитков содержат перечисленные вредные консерванты. Будьте бдительны!

О «родной» колбасе

Вредные консерванты (и красители) содержит и такой многими любимый продукт, как колбаса. Любовь к колбасе — это чуть ли не общенациональная идея. Хотя колбаса — та, что мы едим, — является одним из самых вредных продуктов для человека. (Обратите внимание, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы, особенно от вареной.)

Почему же колбаса так популярна? По-видимому, кроме убогого в целом ассортимента, предлагавшегося «плановым хозяйством», сыграла роль социальная структура нашего общества. Когда в большинстве своем стала нормой работа и мужа, и жены, остро встал вопрос о быстром завтраке. К тому и свелось, что самое быстрое — кусок колбасы на кусок хлеба с маслом или на сковородку — и залить яйцом. Тем более это пришлось по душе холостякам, не желающим утруждать себя приготовлением пищи. Нарезал — и сыт.

Жвачка: польза или вред?

Практически вся продаваемая в СНГ жевательная резинка содержит консерванты из вышеприведенного «черного» списка. Но кроме этого в последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших (в смысле консервантов) ее сортов, продаваемых в Европе и США.

Несколько американских групп защиты потребителей вновь выступили с критикой вещества аспартам, ссылаясь на новое исследование, указывающее на возможную связь между этим искусственным заменителем сахара и опухолями головного мозга. Аспартам используется в различных жевательных резинках, не содержащих сахара.

Американский Общественный институт питания и Центр за науку в общественных интересах призвали правительство провести дополнительные испытания аспартама, в безопасности которого ранее уверяло государственное Ведомство по контролю за продуктами питания и лекарствами (ВКППЛ).

Очередная волна интереса к этой теме возникла после опубликования результатов нового медицинского исследования в «Журнале невропатологии и экспериментальной неврологии». Автор исследования, доктор Джон Олни из Вашингтонского университета в Сант-Луисе, утверждает, что в США количество больных раком головного мозга подскочило на 10% вскоре после того, как аспартам был одобрен ВКППЛ для широкого использования в 1983 г.

В исследовании говорится, что хотя нет прямого доказательства существования связи между аспартамом и увеличением количества заболеваний раком мозга, однако это увеличение вызывает подозрения, особенно в свете предыдущих исследований, в результате которых выяснилось, что у крыс, которым давали аспартам, развивалось необычайно высокое число опухолей мозга.

Понятно, что ВКППЛ и компании-производители оспаривают это утверждение. И пока нет окончательного решения этого вопроса, потребителю приходится самому решать, кому верить.

Часть вторая

ИГРОВАЯ

Конкурс «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос...»

Формируются две команды по 5 человек.

Выбираются заранее двое ведущих (юноша и девушка).

Жюри: завуч, директор, классный руководитель, учитель биологии, родитель.

Приглашаются гости: родители, учащиеся из параллельных классов.

Ведущий: Приветствуем вас, дорогие едоки!

Ведущая: Слушай, а как-то поприличнее нельзя было обратиться?

Ведущий: Ну, тогда мясоеды и вегетарианцы, обжоры и чревоугодники!

Ведущая: Еще лучше придумал! Излишества — это смертный грех...

Ведущий: А как наш конкурс называется, ты забыла?

Ведущая: Да, конечно, помню: «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос...»

Понимаешь, все мы здесь собравшиеся — потребители пищи, то есть едоки! И пока человечество еще не придумало, как обходиться без пищи! Физиологи говорят, что человек и отличается от животного тем, что любит покушать по-человечески.

Ведущая: Да, конечно, приличная, уважающая себя кошка не ест нашу вареную колбасу!

Ведущий: Действительно, так, человек научился готовить пищу, сохранять ее, сдабривать различными специями и даже украшать! Это естественно, так как эстетика употребления еды — это и есть отличие от животных в употреблении еды. Я слышал, что пища, съеденная без аппетита, усваивается организмом только на 50%.

Ведущая: Ты совершенно прав, что проблема питания очень важна. Тем более, в наше время синтетическая пища стала очень популярной, дешевой и доступной, а ее эффект не всегда благоприятен для человека.

Ведущий: Абсолютно с тобой согласен. Но не кажется ли тебе, что наши рассуждения несколько затянулись.

Ведущая: Пора начинать соревнования, тем более, что команды готовы к предстоящим испытаниям.

Ведущий: Наше первое испытание называется «Найди опасные БАДы».

Ведущая: А все знают, что такое БАДы?

Ведущий: Еще бы, наши докладчики сообщили столько ужасно интересного, что аж аппетит пропал: это нельзя — краситель, то не ешь — окислитель! БАДы — это и есть биологически активные добавки, которые отмечаются различными «Е» с цифрами...

Ведущая: Итак, уважаемые участники, от каждой команды выделите по два игрока и послушайте, что вам надо сделать, чтобы с честью выдержать первое испытание.

Условия конкурса:

Участникам команды раздаются упаковки от различных продуктов, напитков, жвачек.

Задача — за 5 минут необходимо выделить наиболее опасные «Е» и классифицировать их, т.е. определить, какие из них относятся к стабилизаторам, красителям, эмульгаторам, ароматизаторам. Конкурс оценивается в 10 баллов.

Ведущая: Итак, начали! Время пошло.

Ведущий: Вы прекрасно справились с этим заданием!

Ведущая: Второе испытание называется «Губа не дура».

Ведущий: А кто знает продолжение этой русской пословицы?

Ведущая: В этом продолжении и заключаются условия нашего следующего испытания:

Ведущий: Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Ведущая: Прошу от каждой команды по два человека.

Условия конкурса:

• На столы ставятся блюдечки со специями и сухими продуктами: соль, сахар, перец черный, красный, крахмал, сода, хмели-сунели и т.д.

• Игрокам завязываются глаза.

• Игрокам за 5 минут нужно определить данные продукты на ощупь, вкус и запах.

• Конкурс оценивается в 5 баллов.

Ведущий: Замечательно справились наши конкурсанты с этим испытанием!

Ведущая: Следующее наше испытание очень приятное. Участникам состязания заранее было дано домашнее задание: приготовить блюдо для команды соперника, используя различные специи. Рецепт приготовления представить жюри. И называется третье испытание «Гурман».

Условия конкурса:

• Игрокам необходимо определить, какие компоненты были использованы в приготовлении представленного блюда.

• Поощрительный балл дается команде, если она угадает рецепт изготовления данного блюда.

• Время на дегустацию — 5 минут.

• Конкурс оценивается по 10-балльной шкале.

Ведущий: Прошу жюри также продегустировать предложенные блюда и вынести свой вердикт по этому конкурсу.

Ведущая: Настало время посмотреть на слаженность действий и творческий подход участников команды в решении проблемы века!

Ведущий: Ничего себе глобальное вступление!.. К чему такой пафос?

Ведущая: К нашему четвертому испытанию, а называется он «Бутерброд-чемпион!»

Ведущий: И что в этом особенного — известны биг-мак, чизбургеры, хот-доги...

Ведущая: В том-то и вся суть нашего испытания, придумать свой неповторимый, экологически чистый, полезный бутерброд!

Условия конкурса:

Команды заранее готовят необходимые продукты для бутербродов.

Задача: За 10 минут приготовить оригинальные бутерброды, назвать их рецептуру и доказать, что это действительно самый экологически чистый, полезный бутерброд! А главное — очень вкусный!

Жюри оценивает последний конкурс. Подводятся итоги. Участники состязания награждаются медалями: «Супер-дегустатор», «Искусный кулинар».

Ведущий: У меня после этого конкурса слюнки потекли, так все красиво и аппетитно представили наши ребята.

Ведущая: Готовясь к этой игре, мы предвидели такой эффект. Это естественная реакция организма, при виде красивого блюда, привлекающего запаха, у человека выделяется желудочный сок, появляется аппетит.

Мы приглашаем всех гостей на заключительную часть нашего праздника, которая называется: «Не красна изба углами, красна пирогами»!

Все участники соревнования и гости приглашаются на чаепитие с пирогами, которые испекли сами учащиеся.

Заключение.

Учитель: Ребята, мы с вами не только выяснили, что такое биологически активные вещества, но и ознакомились с вредным влиянием некоторых из них на организм человека. Конечно, рекламные кампании на жвачку, чипсы, приправы вызывают в нас желание все попробовать... Надеюсь, что информация, которую вы почерпнули из нашего общения, поможет вам сделать правильный выбор, ведь знания, правда о качестве продуктов — это ваше здоровье!

Полезная информация о пище

Тем, кто работает головой...

Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса человеческого мозга составляет 2—3% от массы тела, мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Какие продукты стимулируют те или иные виды умственной деятельности?

Улучшают память. Морковь стимулирует обмен веществ в мозгу, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом (без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества — бета каротина — резко снижается).

Ананасы давно используют театральные и музыкальные звезды, коим приходится много заучивать. Для желающих поддерживать форму немаловажна и чрезвычайно низкая калорийность этого продукта. Одного стакана ананасового сока в день вполне достаточно для получения эффекта.

Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять ее в свежем или замороженном виде.

Помогают сконцентрировать внимание. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Желательно съедать ежедневно не менее половины луковицы.

Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуются при длительной напряженной деятельности.

Абитуриентам рекомендуется. Капуста снижает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает «мандраж».

Лимон освежает восприятие информации за счет большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занятию иностранными языками.

Рецепты Г.С. Шаталовой

Упомянем несколько блюд по рецептам известного специалиста по питанию, кандидата медицинских наук Г. С. Шаталовой. Она строго придерживается режима ограничений в комфорте вообще и в комфортном питании в частности, при оптимальном уровне физических нагрузок. Блюда, которые она рекомендует, почти не засоряют организм шлаками, отлично усваиваются и, следовательно, активизируют жизнедеятельность всех функций организма.

1. Листовой салат. 200 г салата, листья капусты, сельдерея, петрушки, киндзы, 2—3 листа одуванчика, зеленый лук. Все это нарезать, смешать с заправкой (3—4 помидора очистить от кожицы, растолочь, добавить 4 ст. ложки сливок или подсолнечного масла, смешанных с чайной ложкой меда).

2. Салат из сырых овощей. Свеклу и морковь натереть на крупной терке, нарезать огурец, два листа капусты, листья и корни сельдерея или петрушки, зеленый лук, укроп, киндзу. Все смешать, заправить сметаной или подсолнечным маслом.

3. Бутерброды с огурцом. Огурец разрезать вдоль или наискосок на несколько ломтей. На ломтик положить: 1) кусочек сыра, на него зелень, редис, обернуть листом капусты или салата; 2) фарш из мелко нарезанной зелени, помидора и густой сметаны; 3) фарш из тертого сыра с чесноком, со сметаной и соком лимона; 4) фарш из рубленых яичных желтков с зеленью и сметаной.

4. Тушеные овощи. Нарезать в кастрюлю свеклу, морковь, репу, кабачок, корни сельдерея или петрушки, поставить без воды и масла на слабый равномерный огонь минут на 30—40. За 10 минут до готовности добавить крупно нарезанную репчатую луковицу, за 5 минут — несколько зубчиков чеснока. Сняв с огня, посыпать зеленью, заправить сметаной или подсолнечным маслом.

5. Гречневая каша. С вечера замочить ядрицу, утром в той же воде кипятить 3—4 минуты, сняв с огня, заправить маслом и зеленью.

6. Пшенная каша. Замочить крупу за сутки, в той же воде кипятить 3—5 минут.

7. Мясо, а) Нашпиговать чесноком, обмазать сметаной, присолить и завернуть с зеленью в фольгу. Запекать в духовке 30—40 минут; б) вымочить 3—4 часа в сухом вине, сварить на пару.

Если нервы расшатались... К сожалению, зачастую конфликты, особенно длительные, вызывают тягостные переживания, нервозность, бессонницу. Стремясь избавиться от этих расстройств, люди хватаются за валидол, элениум, радедорм. Однако длительный прием «химии» разрушительно действует на различные системы жизнеобеспечения организма. Поэтому целесообразнее в такой ситуации прибегнуть к помощи следующего успокоительного напитка.

Пустырник — 40 г, шишки хмеля — 20 г, листья мяты перечной — 15 г, корень валерианы — 15 г, корень солодки — 10 г.

10 г сбора помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл кипяченой воды, нагревают в водяной бане 15 минут, затем 45 минут настаивают при комнатной температуре и процеживают. Оставшееся сырье отжимают, полученный объем настоя доводят кипяченой водой до 200 мл.

Принимают настой внутрь за 20—30 минут до еды, в теплом виде по 1/3 стакана 2 раза в день. Курс лечения — 2—4 недели.

Бутылка воды на парте поможет ребенку учиться. В школах города Брайтон проводится акция, организаторы которой полагают, что бутылка ключевой воды поможет улучшить успеваемость школьников.

Школьная учительница Хилари Рид считает, что дегидратация связана с учебной неуспеваемостью и плохим поведением школьников.

«Каждый день я нахожусь среди уставших, вялых и раздражительных детей, которые не могут сконцентрироваться, чаще всего из-за недостатка жидкости в организме», сообщила она в интервью ВВС News.

«Я также была свидетелем, когда дети шли в медпункт школы с жалобами на боли в животе или головные боли, и чаще всего это вылечивалось стаканом воды», — добавила она.

В Брайтоне решили проверить эту теорию, позволив детям свободно употреблять воду в течение дня. Эта акция проводилась в большей части начальных школ города, а также в некоторых старших классах.

Позднее исследователи хотят определить, имеется ли какой-либо положительный эффект от этих мероприятий.

У каждого ребенка на столе стоит бутылочка с водой, из которой они могут пить в любое время.

Многие приносят воду с собой, однако спонсоры дополнительно обеспечивают школы водой, чтобы все дети могли принять участие в исследовании.

Организаторы стремятся, чтобы каждый ребенок до пяти лет выпивал не менее полутора литров воды ежедневно, а дети до 10 лет — не менее 1,75 литра.

Недостаток жидкости, по мнению Хилари Рид, приводит к вялости, раздражительности и заболеваниям. По ее словам, уже через две недели после начала мероприятия отмечаются видимые улучшения, дети днем стали гораздо бодрее.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему ЗОЖ, 10 класс

Классный час на тему ЗОЖ, 9 класс

Внеклассное мероприятие на тему Пасха, 9-10 класс

Классный час «Можно ли изменить свой характер», 10 класс

Классный час о любви в 10 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!