Если ребёнок до двух лет не начинает активно осваивать новые слова, а ограничивается лишь несколькими известными ему словами, то можно сделать вывод об определённом отставании его речевого развития.
Вот как это может выглядеть.
Андрейке два с половиной года, это весёлый, подвижный и общительный мальчик. Но говорит он всего три слова («мама», «папа» и «блюблю», что означает «люблю»), а ещё от нескольких слов он произносит отдельные звуки, как правило, начальные, которые члены семьи обычно понимают. В основном же Андрейка общается не очень членораздельными звуками и жестами: например, он показывает на колбасу и мама тут же делает ему бутерброд. В свои два с половиной года Андрейка ещё не проявляет никакой активности в освоении речи, а продолжает запоминать слова пассивно, как делал это и раньше. В его поведении нет ничего, хотя бы отдалённо похожего на первые вопросы.
В целом то, как он общается, напоминает развитие речи у детей в возрасте около полутора лет - пока перелом в освоении речи ещё не произошёл. Особенно бросается в глаза практически полное отсутствие комментирующей речи - он играет молча, никак не комментируя своих действий (например, даже не говорит «пиф-паф», стреляя из игрушечного пистолета) и только имитируя в игре колыбельную песенку («бай-бай»).
При этом Андрейка довольно хорошо воспроизводит в игре различные действия: подстригает ножницами и машинкой волосы куклам, укладывает мишку спать, укрывает одеялом и поёт ему песенку. Он умеет прощаться с гостями (провожает, помогает подать пальто, целует в щёчку, машет ручкой), умеет сам пользоваться пультом от телевизора, сам вставляет ключ и заводит машинку. Знает (т.е. узнаёт) и несколько букв, которые «изучает» с мамой.
Ситуация речевого развития Андрейки в значительной мере определяется тем, что мама очень мало разговаривает с ним. Это не значит, что она с ним не занимается - она его учит (например, тому, как называются изображённые на картинках предметы, тому, что нельзя лазить в чужие карманы и сумки, брать чужие вещи и тому подобное), старается, чтобы он «общался» на прогулке с другими детьми, читает ему несколько одних и тех же книжек («Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая Красавица» и ещё одна или две сказки). Причём, почитав ребёнку книжку, её туг же убирают от него, чтобы он её не помял.
Ни мама, ни кто-либо другой из взрослых с ребёнком практически не играют.
Полностью отсутствует комментирующая речь взрослых - ребёнок что-то делает, а мама либо не обращает на него внимания, либо просто смотрит и ничего не говорит, либо, не произнося ни звука, останавливает его.
Поведение Андрейкиной мамы говорит о том, что мама не испытывает никакой радости от этого общения и делает только то, что считает нужным: учит его названиям предметов, учит себя вести и так далее. В этом случае Андрейке эмоционально заражаться нечем.
В целом складывается впечатление, что постоянное молчание мамы (а больше всего времени с Андрейкой проводит именно она) загасило возникавшую было речевую активность в самом зародыше, не дав ей как следует проявиться.
Но вот когда мальчику пошёл третий год, взрослые начали беспокоиться и учить его словам «по книжке». Мама или бабушка показывали картинку и называли то, что на ней нарисовано, прося ребёнка повторить. А тот «почему-то» не повторял, демонстрируя полную неэффективность попыток просто учить маленького ребёнка словам, не включённым в контекст его жизни.
Дело в том, что такой способ обучения годится, хотя и с оговорками, для детей более старшего возраста, например, для первоклассников, изучающих иностранный язык. Малышам же такое обучение либо не даёт совсем ничего, либо приводит их к тому, что они запоминают некоторое количество отдельных слов, но в речи их всё равно не употребляют, а в лучшем случае воспроизводят, когда видят ту же картинку.
Главный «двигатель» освоения речи - это радость говорения, которой малыш заражается от близких взрослых. Причём очень важно, чтобы слова связывались с конкретными бытовыми ситуациями и действиями - только в этом случае звучание слова соединяется с его смыслом.
Помимо «обучения по картинкам» родители, обеспокоенные отставанием развития речи своего сына или дочери, нередко прибегают к искусственному созданию «ситуации непонимания» - делая вид, что не понимают экспрессивные жесты малыша, и надеясь, что это подтолкнёт его к освоению слов. Этот способ лучше, чем обучение по картинкам, но он плодотворен лишь в том случае, если дополняется радостью разговора и постоянной комментирующей речью взрослых, - иначе говоря, он даёт эффект в качестве вспомогательного приёма, а никак не основного.
Вот ещё один пример нарушенного речевого развития, спровоцированного самими родителями:
Ники три с половиной года. Он практически не говорит, часто вообще не слышит маму и бабушку. Ники плохо понимает обращенную к нему речь, например, на просьбу папы: «принеси яблоко со стола» - приносит стакан. Но мальчик оживляется сразу, как только включают телевизор, - он бурно радуется, подбегает к телевизору и начинает произносить разные звуки. Иногда он очень быстро воспроизводит целые фразы рекламы: «Ням-ням Микоян!», «Нескафе! Кафе классик!».
Что же к этому привело? Родители рассказали, что в семь-восемь месяцев, когда Ники только начал ползать, его вместе с сестрёнкой (она на полтора года старше) оставляли в комнате с включённым телевизором, а мама занималась другими делами. Таким образом, с ребёнком «сидел» телевизор. Взрослые радовались, считая, что ребёнок очень умный, раз в таком возрасте ему нравится смотреть телевизор. И вместо запечатления образа родителей и эмоциональной «настройки» на них у Ники произошла «настройка» на телевизор...
Что делать, если развитие речи у вашего ребёнка запаздывает?
По сути, делать надо всё то же самое, что и для развития речи в благополучной ситуации, но только более интенсивно.
Во-первых, надо играть с малышом в простейшие ролевые игры с игрушками («еда», «укладывание спать», «гости» и так далее) и проговаривать за кукол, что они делают и что говорят.
Во-вторых, всем взрослым, когда они находятся с малышом или что-то делают вместе с ним, надо все свои действия сопровождать речью, т.е. постоянно проговаривать вслух, что они делают и что собираются делать.
В-третьих, надо как можно чаще разговаривать с малышом - обращаться к нему, спрашивать его о чём-то и даже отвечать за него («так ты думаешь, что папа скоро придёт, да?»).
При этом ни в коем случае не надо «подгонять» ребёнка и требовать, чтобы он заговорил, ибо в этом случае вы можете спровоцировать в нём неуверенность в себе.
Особые случаи задержки речевого развития
Бывают случаи, когда мама много разговаривает с малышом и вообще всё делает «правильно», а ребёнок - обычно мальчик - всё равно отстаёт по развитию речи от сверстников. Это может быть связано с неравномерностью развития различных психических функций. Например, ребёнок в два с половиной года намного лучше сверстников бегает и катается на лыжах, но при этом ещё не говорит. В такого рода случаях через какое-то время ребёнок довольно быстро проходит путь от момента начала активного освоения речи к первым несовершенным предложениям.
Развитие речи может серьёзно запаздывать и в случае сильного эмоционального шока на первом или втором году жизни. Например, начавший говорить малыш может прекратить все попытки разговаривать, если он вдруг теряет родителей или если происходит какое-то другое катастрофическое изменение его жизни. В этом случае необходимо прежде всего работать с последствиями эмоционального шока, и здесь вам будет необходима помощь психолога.
Наконец, задержка развития речи может быть проявлением общего отставания развития - в силу длительных и тяжёлых заболеваний в младенческом возрасте или нарушений развития мозга.
Во всяком случае, если вы много разговариваете с малышом, играете с ним, поёте ему песенки, читаете и рассматриваете с ним книжки, а он в речевом развитии сильно отстаёт от сверстников, вам имеет смысл проконсультироваться и с педиатром, и с детским психологом.
Речь-клише
Не очень успешное речевое развитие может проявляться не только в том, что малыш начинает говорить намного позже сверстников и говорит очень мало, но и в складывании у него особой клишированной речи, т.е. в формировании привычки воспроизводить одни и те же готовые фразы и подменять ими процесс активного построения высказывания.
Есть дети, у которых такая «клишированная» речь развивается очень ярко и отчасти заменяет собой нормальную ситуативно-бытовую речь. Такие дети обычно очень общительны и могут казаться весьма разговорчивыми, но их «разговорчивость» основывается не на развитии умения говорить
(т.е. выражать словами свои чувства, желания, впечатления и мнения), а на запоминании и воспроизведении чужих готовых фраз - привлёкших их внимание высказываний родителей или фраз из мультиков или телерекламы. Например, четырёхлетний Тимур любит подбегать к другим детям и гордо сообщать им: «я - суперкабан!», но при этом не умеет играть ни в какие ролевые игры.
Клишированная речь отчасти заменяет обычную - вместо того чтобы сложить свою фразу, малыш повторяет звучную чужую (часто к радости взрослых). Но при этом ребёнок не учится строить своё высказывание и вскоре начинает резко отставать по развитию речи от сверстников.
Дети, с которыми мало разговаривают, но которые много смотрят телевизор, иногда начинают без разбора воспроизводить отдельные фразы из мультиков или даже из рекламы. Это может выглядеть очень забавно, и взрослые, вольно или невольно, часто поощряют ребёнка к этому. Но такое повторение засоряет формирующееся сознание малыша и тормозит развитие и собственной речи ребёнка, и его мышления.
Развитие комментирующей речи
Человеческая речь - это средство общения. Но не только. Одновременно она является ещё и средством мышления, самоорганизации и управления своим поведением.
Владея речью, мы можем ставить цели и достигать их, несмотря на разного рода препятствия. Можем намечать план действий и осуществлять его. Можем осознавать встретившиеся трудности и искать способ их преодоления. Можем приказывать себе сделать то, что нам неприятно, и выполнять свой приказ.
Путь к освоению всех этих умений начинается с комментирующей речи, т.е. с речевого сопровождения действий, с простого называния того, что мы делаем, в момент самого действия.
Первое. Комментирующая речь является важным шагом не только в развитии мышления ребёнка, но и в освоении умения действовать целенаправленно и преодолевать трудности.
Второе. Если мама и другие взрослые члены семьи достаточно много разговаривают с малышом, но не играют с ним и не называют словами ни свои действия, ни действия ребёнка, то при нормальном общем речевом развитии у него может совсем не сложиться комментирующая речь и он будет отставать от сверстников по умению думать, преодолевать препятствия и достигать цели.
Первые попытки рассказа
Наша способность к речевому общению многослойна. В предшествующих главах мы уже говорили о самых первых, доречевых её уровнях - непосредственно-эмоциональном и экспрессивно-знаковом общении. Далее идёт ситуативно- бытовая речь, которую большинство детей осваивает, хотя бы в первом приближении, в период от полутора до трёх лет.
Ситуативно-бытовая речь - это умение объясняться в простейших бытовых ситуациях, т.е. связно выражать словами свои желания, впечатления и мнения, понимать высказывания других людей и адекватно на них реагировать.
Освоив этот уровень, ребёнок может высказывать свои желания и поддерживать элементарный диалог с другим человеком. Но развитие речи на этом не заканчивается. Следующий уровень — это освоение умения связно рассказывать. Если речевое развитие вашего малыша идёт успешно, то параллельно с развитием бытовой речи его можно понемногу учить и умению рассказывать.
Рассказывание предполагает умение определённым образом упорядочивать свой опыт - последовательно переходить от одного события к другому, помнить, что было в начале, а что потом, и выстраивать причинно-следственные связи между событиями.
Чтобы научиться рассказывать, малыш должен, прежде всего, слушать рассказы - не только сказки и истории, но и рассказы взрослых, например, о том, что они сегодня делали и что делал сам малыш. Чуть позже стоит рассказывать, например, папе, о событиях дня вместе с малышом. Важную роль в освоении умения рассказывать играет и комментирующая речь - ведь она уже содержит зачаток рассказа, поскольку называет действия.
Анна, но ведь если обратиться к спецеалисту вовремя, то можно эту проблему и решить с помощью назначений врача. Вот я именно так и поступила. А принемали мы Пантокальцин, строго как врач назначил. Так теперь у меня ребенок разговаривает гораздо лучше, чем до того как пришли к врачу.
У меня сын тоже сейчас курс Пантокальцина проходит. Тоже именно с таким диагнозом - ЗРР. Когда пришли к врачу, разговаривали по минимуму - мама, баба, ав-ав. После курса Пантокальцина существенные сподвижки в сторону улучшения речи произошли. Но врач говорит, еще курс через время нужно будет пропить.
Только от лекарств малыш не заговорит, но если к активным занятиям добавить ноотроп, мы кортексин кололи, то эффект становится гораздо лучше и речь появляется намного быстрее.