Развитие речи у ребёнка
Как создать благоприятные условия для развития речи у детей
Прежде всего - надо постоянно, начиная с самого рождения, разговаривать с малышом и петь ему песенки. Старайтесь как можно чаще называть словами то, что он делает, что вы делаете вместе с ним или что вы делаете в его присутствии («Сейчас мы с тобой оденемся и пойдём гулять», «Собираешь пирамидку? Молодец!», «Сейчас я тебе молочко погрею» и так далее).
Играя с малышом, рисуя или лепя с ним, старайтесь всё время проговаривать и комментировать и свои и его действия (называя словами то, что вы сейчас в игре делаете, что вы рисуете или лепите) и, когда он что-то вам показывает или пытается сказать, обязательно отвечать словами.
Слова - это символы, обозначающие людей, действия и предметы. Использование малышом местоимений («мне», «меня», «мой») и его собственного имени показывает, что он понял также, что можно обозначать словом и самого себя. Чтобы малыш мог научиться использовать слова как символы предметов, людей и действий, он должен встречаться с этим в своём повседневном опыте: родители должны так использовать слова в повседневных понятных малышу ситуациях, где они действуют вместе с ним, чтобы у ребёнка закреплялась именно связь между словом и действием или предметом. Поэтому просто просить его повторять за вами слова или показывать в книжке изображения предметов и называть их - недостаточно.
Большую роль в развитии речи играют разного рода речевые игры, стишки и прибаутки - такие как «Ладушки-ладушки, где были? - У бабушки...», «Сорока-ворона кашку варила...», «Гуси, гуси, га-га-га...». Сочетание ритмических движений с ритмом стишка помогает малышу почувствовать и воспроизвести эмоциональный смысл этих стишков и испытать особую «радость говорения», которая будет толкать его к дальнейшему освоению речи.
Петь малышу песенки и рассказывать детские стишки очень важно, поскольку стихи и песни представляют собой форму сохранения культурного опыта - прежде всего, опыта эмоциональных переживаний. Их воспроизведение позволяет человеку войти в то эмоциональное состояние, которое в них «заложено», и тем самым малыш начинает приобщаться к культурному опыту и его осваивать. Это относится и к самым простым детским стишкам, типа «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, в сумочку кладёт...». Самые первые стишки и прибаутки ребёнок может научиться воспроизводить ещё до того, как он вполне научится ситуативно-бытовой речи. По мере того как малыш учится говорить, можно рассказывать и разыгрывать с ним всё больше шуточных стишков и прибауток.
Начиная по крайней мере с года стоит рассматривать с ребёнком книжки с картинками и обязательно называть то, что там нарисовано. Это относится не только к картинкам-предметам, но и к картинкам-сюжетам. В это же время стоит начать читать простейшие малышовые книжки и рассказывать наиболее простые сказки (типа «Репки», «Колобка» или «Теремка»), при этом, как мы уже говорили, лучше придумывать им хорошие концы - например, как Колобок убежал от лисы.
Как только малыш начнёт «спрашивать», что и как называется, обязательно отвечайте на его «вопросы» и не уставайте радоваться им и хвалить малыша. И, конечно, активно выражайте свою радость по поводу каждого нового слова, которое он произносит.
Кроме того, постоянно давайте малышу «обратную связь» и правильно повторяйте, как звучит то слово, которое он хочет сказать. Но при этом не критикуйте его и не смейтесь над ним. И не переживайте, когда он «спотыкается» на каком-то слове и не может его сразу произнести или застревает на каком-то слоге и повторяет его несколько раз: это не заикание. Дело в том, что фиксация внимания на неудачах может привести к страху речи и, в результате, к задержке речевого развития и заиканию. Поощрение же создаёт уверенность в своих силах и желание говорить ещё и ещё.
Вот конкретный пример того, как может выглядеть успешный вариант развития речи:
Мама Лёши с самого раннего детства много говорит с малышом, проговаривает его действия и совместные действия с ним, рассматривает с ним малышовые книжки с картинками и называет то, что нарисовано на картинке.
Поэтому Лёша достаточно рано (в 18-20 месяцев) перешёл к активному освоению речи: начал сам «спрашивать» в той или иной форме, как называется привлекший его внимание предмет. Лёша постоянно получает ответы на свои «вопросы» и видит радостную реакцию матери, когда он задаёт вопрос. И довольно быстро, ещё не умея выговорить всех звуков и всех слов, он переходит к речи целыми предложениями, пытается высказать то, что его удивило, обрадовало или напугало. Так, в 1 год и 11 месяцев у Лёши стали появляться нераспространённые предложения («Пойдём гулять»), в 2 года и 4 месяца - осмысленные, хотя и несовершенные синтаксически, распространённые предложения (типа: «Пруд ути мы хлеп» - «Мы ходили на пруд и кормили уточек хлебом»).
Если ваш малыш осваивает речь примерно по этому варианту (девочки нередко могут и опережать эти сроки), продолжайте делать всё то, что вы делаете, и постепенно переходите к более сложным разговорам с ним, более сложным книжкам с картинками (но только не к страшным!) и песенкам.
Обратимся теперь к примерам менее благополучного развития речи.
Несколько запаздывающий вариант развития
Ребёнок начинает сам «спрашивать» у взрослых новые слова примерно в те же сроки (в период от 18 до 22 месяцев), но довольно долго - лет до трёх - удовлетворяется отдельными словами, радостно их повторяя, не пытаясь связать их в предложения и ограничиваясь самыми простыми высказываниями («дай куклу»).
Обычно это бывает связано с тем, что взрослые мало разговаривают с малышом, мало рассказывают и читают ему, ограничиваясь в общении с ним ситуативно-бытовой речью и несколькими речевыми формулами. Такой ребёнок может достаточно рано перейти к речи-клише32 (почти параллельно с первыми предложениями). Например, если он много смотрит телевизор, он может охотно воспроизводить отдельные фразы часто повторяющейся рекламы или реплики из любимого мультика. А вот рассказывать что-то он начинает поздно, иногда только уже в первых классах школы.
Если в этой ситуации оставить всё как есть, последует определённое отставание общего развития: ребёнок будет менее понятлив, чем многие из его сверстников, вам будет труднее с ним договариваться и он будет более склонен воздействовать на вас капризами или истериками.
Если это отставание не скомпенсировать до школы, ребёнку будет труднее учиться, чем многим его сверстникам, так что весьма вероятно, что он будет учиться хуже.
Что можно сделать, если ваш ребёнок обнаруживает признаки запаздывающего варианта развития? Исправить эту ситуацию можно, но это потребует от вас достаточно больших усилий и довольно много времени. Основное «лекарство» - как можно больше разговаривать с ребёнком, постоянно называть словами свои и его действия и обязательно каждый день играть с ним, проговаривая всё, что вы делаете в игре.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития речи ребёнка
Нет комментариев. Ваш будет первым!