Развитие речи ребёнка 1, 2, 3 лет

Развитие речи ребёнка 1, 2, 3 лет

Речевое развитие ребёнка

Как развивать речь ребёнка от 1 до 3 лет.

Речевое развитие ребенка проходит много стадий: от агуканья, лепета, звукоподражания до первых слогов, слов, простых предложений... Современные психологи и педагоги отмечают, что у нынешнего поколения детей с каждым годом все больше нарушений речевого развития. Связано это не только с общим состоянием здоровья, но и с методами воспитания (точнее, их отсутствием).

Необходимо обращать внимание на то, как и что говорит ваш малыш с раннего детства. Тогда не придется долго и усердно заниматься с логопедом, а в школу идти «с кашей во рту». Как мы можем помочь малышам, которые начинают говорить?

Такие разные

Речевое развитие ребенка индивидуально! Кто- то начинает говорить предложениями в год, впечатляя окружающих своим красноречием. Кто- то в два, а кто-то и в три предпочитает язык жестов и мимики.

ЧТО МЫ УМЕЕМ?

В год. К этому возрасту (и раньше) дети хорошо копируют услышанное, произносят слоги и отдельные слова. Пока что это специфическая детская лексика: «бай-бай» (вместо спать), «ам» (вместо есть), «би-би» (вместо машина), «ав-ав» (вместо собака) и т. д. Чем заняться? Читайте как можно больше книжек, пересказывайте, повторяйте то, что говорит ваш ребенок, переводя его слова на «взрослый» язык, комментируйте все ваши действия. Станьте настоящими артистами, с богатой и живой мимикой.

В два. В этом возрасте активный и пассивный словарный запас малышей значительно обогащается. Они уже многое понимают, но пока выразить всю палитру чувств не могут. Дети перекручивают и сокращают слова, теряют звуки, изъясняются односложными предложениями, так называемым, «телеграфным стилем». В этот период малыши активно используют язык мимики и жестов. Чем заняться? Самое время разучивать песенки и петь их вместе.

В три. С малышом уже можно поговорить по душам. Его, прежде всего, интересуют те слова, которые обозначают предметы, связанные с его повседневными делами, желаниями и поведением. В его предложениях появляются прилагательные и наречия, он может давать качественные характеристики людям и предметам. Чем заняться? Продолжайте читать, петь и просто разговаривать с ребенком на самые разные темы: о погоде и природе, о людях и игрушках, о животных и птицах.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

◈ Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Сейчас идет естественный и активный процесс усвоения родного языка. У малыша еще не настолько развит артикуляционный аппарат и мышление, чтобы в три года превратиться в оратора. Придет его звездный час, и он научится красиво и грамотно изъясняться.

◈ Не спешите исправлять малыша, не говорите: «Это неправильно! Повтори за мамой!» Всего лишь пример, как надо: четко и внятно произносите все звуки в словах, правильно ставьте ударения и стройте предложения. Говорите с детьми медленнее, чуть громче, чем обычно, и эмоциональнее.

◈ Больше читайте, играйте в игры на развитие мелкой моторики, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми.

◈ Развивайте дыхание. Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох, на выдохе складывайте губы трубочкой. Не выдыхайте воздух в «щеки»!

◈ Пусть вашим другом станет зеркало. Вы можете гримасничать перед ним с пользой. Растягивайте губы, складывайте их трубочкой, широко открывайте рот, высовывайте язык, — таким образом, вы делаете артикуляционную гимнастику.

◈ Придумайте сказку о Язычке-работнике. Ротик — это дом, в нем нужно навести порядок: покрасить стены (щечки) и потолки (небо). А еще язык может превратиться в гриб, который растет-растет до самого неба (это упражнение хорошо растягивает уздечку языка).

МОЛЧУН. Если ребенок не говорит (произносит отдельные слова, но не строит предложения) до трех лет, это не считается патологией. Может, у вас растет глубокомысленный философ, и ему не за чем распыляться в словах. Если серьезно, то причины могут быть вполне нешуточные: черепно-мозговые травмы, физиологические дефекты речевого аппарата, проблемы психического и эмоционального характера. Поэтому не лишними будут консультации психолога, психиатра, невролога, отоларинголога и логопеда.

Рекомендуем посмотреть:

Задержка речи у ребёнка

Развитие речи у ребёнка

Как развивается речь ребенка

Игры для развития речи ребёнка

Как развивать речь ребенка дошкольника

Нет комментариев. Ваш будет первым!