Подготовка детей 4-5-6 лет к школе
Развивающие игры для детей 4-5-6 лет
Ласточка или цапля
Цель игры: развитие координации, чувства равновесия, вестибулярного аппарата, укрепление мышц тепа и мышечного корсета позвоночника.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкая игрушка, небольшой мешочек с песком.
Рекомендации: первое время будьте рядом с ребенком, чтобы в любой момент можно было поддержать малыша, чтобы он не упал. Цапля или ласточка стоят то на одной ноге, то на другой.
Ход игры: предварительно сыграйте в игру «Зарядка», чтобы ребенок немного размял мышцы.
1-й вариант: попросите ребенка изобразить, как стоит на болоте цапля на одной ноге. Пусть он застынет в этой позе. Затем предложите ему сделать ласточку (условное изображение полета ласточки), вновь попросите малыша зафиксировать эту позу.
2-й вариант: когда ребенок освоится, задача усложняется: попросите изобразить цаплю на болоте, а затем перейти к летящей ласточке без промежуточной фиксации позы (будьте рядом, чтобы поддержать малыша в нужный момент) и обратно в позу цапли (цапля стоит на одной ноге, ласточка летит, цапля вновь стоит на одной ноге). Можно начинать с позы ласточки, затем перейти в позу цапли и вновь в позу ласточки (ласточка летит, цапля стоит на одной ноге, ласточка летит).
Задание довольно сложное, поэтому ребенка не нужно торопить, играйте медленно, чтобы у него выработалась уверенность в том, что он способен выполнять задания спокойно, а в дальнейшем — и легко.
Обязательно хвалите малыша за его успехи. Игра проходит более непринужденно, если кто-нибудь из взрослых тоже выполняет задания. Ребенок в этом случае будет видеть, что трудно освоиться не только ему, но и другому, более взрослому человеку.
3-й вариант: на голову ребенка положите мягкую игрушку или мешочек с песком, попросите его выполнить задания: ласточка летит, цапля на одной ноге стоит, вновь ласточка летит, цапля на одной ноге стоит, ласточка летит, цапля на одной ноге стоит, так, чтобы игрушка или мешочек с песком не падали с головы малыша. Игрокам даются три попытки. Кто использует меньшее число предоставленных попыток, тот и победитель.
Раз, два, три — фигура, замри
Цель игры: развитие контроля над своими действиями, умения вовремя останавливаться не только в физическом смысле, но и в психическом (что предотвращает развитие конфликтов), совершенствование воображения, налаживание эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением различных животных и предметов.
Рекомендации: играют все члены семьи.
Ход игры: при помощи считалочки (варианты считалок вы сможете найти в главе « Бабушкин сундук ») выбираются ведущий, судья (игрок, который оценивает выполнение задания), остальные играющие — участники конкурса застывших фигур.
Ведущий начинает игру словами:
Волны свободно плещутся в море,
Волны играют на широком просторе.
В это время играющие могут бегать, просто ходить, заниматься «своими делами».
Ведущий продолжает:
Ветер поднялся, бушует и стонет,
К берегу он фигуру нам гонит.
Раз, два, три, в виде фигуры лошадки замри.
При этом ведущий показывает игрокам, в какой п°зе нарисована лошадка на рисунке. Играющие должны замереть в той позе, в которой изображено животное на картинке.
Судья выбирает самую удачную картину и самую непохожую. Тот, чья фигура была удачной, продолжает играть, другой игрок выбывает из игры. И так играют до того времени, когда останется один игрок, который и становится победителем.
Четвереньки
Цель игры: развитие координации, вестибулярного аппарата, ловкости, эмоционального настроя, соревновательного духа, разгрузка мышц позвоночника.
Необходимые материалы и наглядные пособия: легкий надувной мяч, свисток, секундомер.
Рекомендации: рекомендуется проводить матчи продолжительностью 10-20 мин (время засекается по секундомеру) с перерывом на 10 мин между таймами.
Ход игры: попросите ребенка встать на четвереньки и немного поползать по полу, причем двигаться необходимо как вперед, так и назад, как вправо, так и влево. Дайте малышу мячик и попросите докатить его головой до противоположной стены комнаты. Как только ребенок освоится с элементарными приемами игры, можно приступать к игре в футбол головой на четвереньках.
Выбирается судья, при помощи считал очки делящий участников игры на две команды (в каждой команде из-за малой площади только один игрок), каждая из которых защищает свои ворота (роль ворот играют противоположные стены) и должна забить мяч в ворота противника. Участники команд-соперниц встают на четвереньки посередине комнаты, по свистку мяч вводится в игру. Противники пытаются докатить мяч до ворот соперника. Кому это удается, тот получает очко. Матч заканчивается по свистку.
Если у малыша нет партнеров для игры, можно проиграть и с ним одним: прокатить мяч головой от одной стены комнаты до другой на время. Даются три попытки, лучший результат становится ориентиром для игр в последующие дни.
Быстрый и медленный
Цель игры: развитие контроля над движениями, умения вовремя остановиться в трудной ситуации.
Необходимые материалы и наглядные пособия: сантиметровая лента.
Рекомендации: игру лучше всего проводить на детской площадке, в лесу.
Ход игры: при помощи считалочки выбирается ведущий, все участники игры выстраиваются на одной линии, ведущий просит изобразить, как передвигаются некоторые животные.
Черепаха ползет медленно-медленно (ребенок передвигается очень маленькими шажками).
Лошадка бежит быстро (ребенок бежит).
Улитка ползет медленно.
Заяц бежит быстро.
Чередование движений медленно и быстро закрепляет внутренний контроль над движениями, дает возможность малышу проанализировать свое поведение, обдумывая ситуацию.
В игру вводите и фактор неожиданности:
Улитка ползет медленно,
Черепаха ползет медленно,
Страус бежит быстро,
Леопард остановился.
В предложенных заданиях фактор неожиданности играет роль дополнительного рычага контроля, чередование движений «быстро» и «медленно» приводит к закреплению последовательности движений, «медленно» и «медленно» на этом фоне воспринимается как неожиданность, требующая решения, а остановка воспринимается как полная неожиданность (стресс, шок), и решение может приходить либо в одно мгновение, либо с опозданием.
Игра-тренировка позволяет ребенку адаптироваться к неожиданностям окружающего его мира, приобрести устойчивость и определенный опыт.
Если малыш долгое время не может приспособиться к чередованию ритмов, то нужно прийти ему на помощь. «Медленно» можно определить как передвижение маленькими шагами, наглядно показать и измерить длину шага черепахи или улитки сантиметровой лентой. Подобное можно проделать и с шагами леопарда, страуса. После объяснения и наглядного показа необходимо, чтобы ребенок потренировался и попытался пройти шагами черепахи, улитки и т. д. Далее необходимо вернуться к игре, следуя вышеописанному.
Ловкий и сообразительный. Шарик на ложке
Цель игры: развитие ловкости, координации движения, умения принимать решения, эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: пустые коробки, мячики для пинг-понга, деревянные ложки, табуретки, свисток, секундомер.
Ход игры: на небольшом расстоянии друг от друга доставьте табуретки, на них положите коробки, в одну из которых поместите 4-6 мячиков для пинг-понга. В руки ребенку дайте 2 ложки. Задача: перенести шарики из одной коробки в другую при помощи ложек. Игра начинается по свистку. Наблюдайте за ребенком, что он будет делать, какое применение найдет ложкам. У детей практически никогда не возникает вопроса, как использовать одну ложку, но что делать со второй? Некоторые пустую ложку не применяют вообще, оставляют на табурете, другие продолжают носить ее с собой, третьи переносят мячики в обеих ложках одновременно, причем двигаются несколько медленнее, чем другие, зато попыток у них бывает в два раза меньше, чем у остальных. В любом случае следует уважать принятое малышом решение.
Победителем в игре становится тот, кто быстрее всех перенесет шарики из одной коробки в другую. Могут быть победители и в других номинациях: самый сообразительный, самый ловкий, самый быстрый.
Родителям на заметку. Когда пытаешься разрешить что-то очень долго и безрезультатно, обязательно подвернется случай, который натолкнет на верный путь и решение.
Жмурки
Цель игры: развитие интуиции, слухового, вестибулярного анализатора, совершенствование ловкости, координации, тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: плотный платок.
Рекомендации: старайтесь проводить игру в просторной комнате или на свежем воздухе.
Ход игры: при помощи считалочки выбирается водящий, которому завязывают глаза. С завязанными глазами водящий должен поймать других игроков и постараться узнать, кто попался, ощупывая одежду, задавая вопросы и получая на них ответы. Тот, кого поймали, становится водящим, и игра начинается сначала.
Можно усложнить задания: водящего перед началом игры вращают на 360°, пойманный игрок молчит, не отвечает на вопросы. Хвалите водящего за сообразительность, умение сосредоточиться, остальных игроков — за быстроту и ловкость.
Родителям на заметку. Основное лечение от эгоизма — научить ребенка управлять своими желаниями.
Чехарда
Цель игры: развитие координации движений, мышц тела, умения преодолевать препятствия, эмоционального контакта, способности играть в команде.
Рекомендации: будьте рядом с ребенком, в случае необходимости поддержите его, чтобы он не упал.
Ход игры: при помощи считалочки выберите игрока, который начнет игру (назовем его игрок № 1). Все игроки, кроме того, кто начинает игру приседают на небольшом расстоянии друг от друга. Игрок № 1 разбегается и перепрыгивает поочередно через сидящих партнеров, после чего на небольшом расстоянии от последнего игрока приседает и сам. Игра начинается сначала, следующий за первым игрок начинает прыжки через игроков. И так продолжается до тех пор, пока игрок № 1 не станет вновь первым.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие логического мышления для детей 5-7 лет в детском саду
Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!