Как играть с детьми группы раннего возраста

Как играть с детьми группы раннего возраста

Игровые приёмы с детьми раннего возраста

Ранний возраст — период быстрого формирования всех психофизиологических процессов человека. На втором-третьем году жизни совершенствуются основные движения, дети начинают координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок и в овладении родным языком. Особенно велика взаимосвязь физического и психического развития: в раннем возрасте дети отличаются эмоциональной неустойчивостью.

В первые годы жизни ребенку важно обеспечить:

— физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие;

— положительный эмоциональный настрой;

— условия для сохранения психического здоровья и предупреждения переутомления.

Но содержание, приемы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста!

В первые 2 — 3 мес. второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития ребенка, совершенствуются уже приобретенные навыки движений и действий с предметами, развиваются речевые реакции.

На этом этапе в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.

Основа двигательной активности в этом возрасте — самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает большую потребность в движении, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т.д.

Активные движения ребенка, развивающие его самостоятельность в окружающем пространстве, стимулируют развитие психических функций: ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления.

По мере того как навык ходьбы становится все более автоматизированным, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Условия для автоматизации ходьбы и координации движений рук и ног создаются взрослыми: мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и помещений (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны для детей.

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь игрушки:

— крупные мягкие животные, которые дети могли бы переносить в руках;

— куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.;

— машины, коляски, тележки и др., которые дети могли бы возить за тесьму;

— каталки, крупные игрушки на колесах и др., которые дети могли бы возить, подталкивая вперед.

Взрослый, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы все они были активны. Важно обеспечивать смену движений, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Обязательно проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность.

Для общего развития детей важны:

— подвижные игры с музыкальным сопровождением (например, притопывания);

— игры в такт музыке (например, приседания), которые развивают чувство ритма, гармонию движений.

В процессе предметной деятельности происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и самостоятельно ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один нужного цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастной) выбрать самую маленькую.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек, пособий и предметов. Все они должны быть:

— разные по одному из признаков (цвет, форма, материал);

— сходные по другому (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру).

Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Играя с ребенком, надо следить, чтобы каждая игрушка использовалась им по назначению. Если ребенок не умеет действовать с ней, необходимо обучать его, пользуясь методом пассивных движений. Для того чтобы избежать утомления от одних и тех же заученных действий, следует переключить ребенка на деятельность с другими игрушками.

Второй год жизни — важный период речевого развития. В ходе обучения и воспитания у годовалого ребенка развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Понимание речи окружающих дается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. В этот период надо учить детей отыскивать нужные им предметы.

После 1 г. 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или смысл нескольких взаимосвязанных действий.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность к обобщению. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и их объединение. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и т.д. Способность к обобщению формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Активная речь ребенка будет развиваться только в общении со взрослыми. Потребность в нем возникает, когда взрослый часто и по разным поводам обращается к ребенку. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт.

В конце второго года жизни в действиях детей можно заметить элементы сюжетной игры: действия выполняются в логической последовательности. Общаясь друг с другом, дети воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов.

Очень важно предъявлять малышу требования, которые соответствовали бы его возможностям. В противном случае ваши воспитательные приемы не будут эффективны, а иногда могут даже нанести вред. Так что будьте внимательны и терпеливы. Вы сможете добиться хороших результатов, учитывая возрастные особенности ребенка.

Развивающие игры с игрушками

Подбор игрового материала

• Приобретайте игрушки в специализированных магазинах.

• Зная, что маленький ребенок берет игрушки в рот, покупайте товары с сертификатом качества!

• Берите игрушки не слишком крупного размера, но и не очень маленькие.

• Игрушка должна быть похожа на реальный объект.

• Внимательно следите, чтобы игрушка не распадалась на мелкие детали, не имела острых частей и т.п.

Проведение игр

• Не предлагайте малышу сразу слишком много игрушек.

• Дайте ребенку подержать, потрогать игрушку, произвести с ней действия по желанию.

• Во время игры показывайте образец действия с игрушкой медленно, спокойно.

• Разговаривайте с ребенком во время игры легко, четко называя каждый из предметов и действия с этими предметами. «Куколка спит», «В домике мишка».

• Не произносите слишком длинных фраз.

• Помогайте ребенку в случае затруднения, но старайтесь не осуществлять все действия за него.

• Выполняйте задания в определенной последовательности, чтобы не запутать ребенка и себя.

• Следите, чтобы ребенок аккуратно обращался с игрушками, но не ругайте его, если он что-то делает неправильно или бросает игрушку.

Последовательность выполнения игровых заданий

1. Перед началом игры сложите в сундучок (большую коробку, корзинку) необходимые игрушки, список которых приводится в начале каждой игры.

Сундучок должен иметь крышку, которая легко открывается и закрывается.

2. Показывайте каждое действие последовательно, называя при этом игрушки и само действие.

Можете использовать стихотворения или детские потешки. Читайте их медленно, спокойно, показывая при этом игрушки.

3. После этого начинайте играть с ребенком, следуя рекомендациям.

По ходу выполнения игр-заданий можно придумывать действия по своему усмотрению, ориентируясь на способности вашего ребенка. Но не давайте слишком сложные задания с большим количеством игрового материала.

4. В конце каждой игры предоставляйте ребенку возможность выполнить самостоятельные действия с предложенным материалом.

Повторяйте игры.

5. После каждой игры вместе с ребенком обязательно складывайте предметы в сундучок.

Помните, что через игру и правильные действия с предметами, в спокойной обстановке вы сможете добиться хороших результатов, развить творческие способности малыша, найти взаимопонимание с ним и подготовить его к дальнейшему обучению.

Игры с детьми раннего возраста

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей 1-2 лет в домашних условиях

Развивающие упражнения для ребенка от 0 до 3 месяцев

Летние игры для детей 2-3 лет в детском саду

Игры на развитие речи у детей раннего возраста

Игры на развитие слухового восприятия у детей 1-3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!