Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Игры на развитие речи у детей раннего возраста

Игры на развитие речи у детей 1-3 лет

Цели: развитие познавательной активности; овладение произвольным дыханием.

«Кораблики»

Оборудование и материалы: таз или бассейн с водой: пластмассовые или бумажные кораблики и лодочки, импровизированные кораблики: поролоновые губки, крышки от банок, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры.

Описание игры. Предложить выбрать себе кораблик и отправить его в плавание.

«Мыльные пузыри»

Оборудование и материалы: емкость с мыльным раствором, трубочка.

Описание игры. Погрузить трубочку в мыльный раствор и дуть в нее, чтобы образовалась пена.

«Сдуй пушинки»

Описание игры. Предложить ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Постараться сделать это, дунув на цветок 3 — 4 раза.

«Снежинки»

Оборудование и материалы: небольшие рыхлые кусочки ваты.

Описание игры. Рассказать ребенку: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Оли ну варежку. Оля подула на нее (подуть на кусочек ваты) — и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?» Дать ребенку кусочки ваты и показать, как надо дуть.

Упражнение выполняется 2—3 раза.

«Сравни картинки»

Оборудование и материалы: картинки, на которой изображены предметы, различающиеся по отдельным признакам (большой и маленький грибочки, один и несколько зайчиков и т.д.).

Описание игры. Рассмотреть с ребенком картинки, обращая его внимание на сходство и различие изображенных предметов (по размеру, цвету и т. п.), и помочь подобрать нужные слова для обозначения сравниваемых признаков.

«Водичка»

Оборудование и материалы: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Описание игры. Открыть кран и обратить внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода (с-с-с). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Вместе с ребенком повторить 3 — 4 раза.

В заключение игры предложить ребенку «спеть» песенку водички, протяжно произнося звук [с].

«Пузырь»

Описание игры. Играют несколько человек. Они встают тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на другой). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят, выдувая воздух в свою «трубочку»: «Ф-ф-ф». Так повторяется 3 — 4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Взрослый дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят, изображая выходящий воздух: «Т-с-с-с-с». Затем игра возобновляется.

«Паровоз»

Оборудование и материалы: игрушечный паровоз или картинка с изображением паровоза.

Описание игры. Показать ребенку игрушечный паровоз или картинку с его изображением. Напомнить, как паровоз гудит: «У-у-у!» Предложить так же протяжно и громко повторить звук [у]. Следить, чтобы при воспроизведении звука ребенок складывал губы трубочкой. Затем вместе с ребенком пройтись по комнате «паровозиком», при этом предложить ребенку громко подражать гудку паровоза. В конце игры прочитать стихотворение:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чох-чох, чу-чу-у-у!

Я далёко укачу-у-у-у!»

«Капитаны»

Оборудование и материалы: газ с водой, бумажные кораблики.

Описание игры. На маленький стол поставить таз с водой, в него запустить бумажный кораблик. Ребенка посадить на стульчик и попросить подуть на кораблик, произнося звук [ф] или [п] Затем предложить «покататься на кораблике» из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Пояснить ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука [ф|.

Примечание. Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая теки. Кораблик при ровном «ветре» будет двигаться плавно и уверенно плыть к пели. Но когда налетает порывистый ветер, он дует неровно: «П-п-п». Предложить ребенку повторять звук до тех пор, пока кораблик не пристанет к определенному месту.

Нужно следить за тем, чтобы при произнесении обоих звуков ребенок не надувал щеки, а звук [п] произносил на одном выдохе 2—3 раза. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер-ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

«Песня-песенка»

Оборудование и материалы: игрушки — большая кукла, петух, кошка, медведь, лягушка.

Ход игры

Взрослый показывает игрушки-персонажи, четко произнося звукоподражания и добиваясь того же от ребенка при ответах на вопросы по сказке.

Взрослый. Запела девочка песенку, пела, пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой! — сказала она.

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу-мяу, —  спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— А ты. Мишка?

— Ряв- ряв-ряв, — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Ква-ква-ква, — проквакала лягушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-ма, ма-ма!

— Складная песенка!

(Задать ребенку вопросы: «Как поет кошечка? Как рычит мишка?» (И т. д.))

«Мышка»

Оборудование и материалы: игрушечная мышка.

Ход игры

Взрослый (изображая мышку). «Пи-пи-пи». Слышишь,

прибежала мышка. Но где она? Давай поищем.

(Ребенок заглядывает под стул.)

Взрослый (изображая мышку). А кот ушел? Ты его не зови, я кота боюсь!

Попробуй попишать, как мышка. (Ребенок выполняет.) Мышонок любит играть в прятки. Сейчас я спрячу его в ладошке и спрошу: «Где мышонок?» А он ответит мне: «Пи-пи-пи».

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4—5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра.

Взрослый (отвечает за мышонка). Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А ты что любишь есть? Ты. наверное, очень любишь суп? Давай скажем: «Уп-уп-уп — мы любим суп!»

Ребенок повторяет.

Взрослый.

Мышка, мышка, на горошку,

Вылей воду на дорожку!

Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно.

«Барабан»

Оборудование и материалы: игрушечный барабан.

Описание игры. Показать барабан, побарабанить, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спросить у ребенка: «Как поет барабан?» Сначала вместе с ребенком, а затем ребенок самостоятельно воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Нужно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звуки [б] и [б'].

«Отгадай, кто к нам пришел?»

Оборудование и материалы: домашние животные — игрушки или картинки с их изображениями, машинка, барабан.

Описание игры. Показать корову (картинку) и предложить вспомнить, как она мычит. После того как ребенок произнесет звукосочетание, показать следующую игрушку и спросить: «А как блеет коза9» Ребенок произносит: «Ме-е-е-е». Затем предложить ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Нужно следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания.

Далее предложить ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы.

• Му-у-у, му-у-у... Кто это мычит?

• Мяу-мяу... Кто это к нам пришел?

• Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?

• А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-гш»?

• К о-ко-ко... Кто это остановился рядом с Катей?

• Ква-ква-ква... А это кто?

• Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?

• Тик-так, тик-так... Что это? (И т.д.)

Меняя высоту голоса, попросить определить, какая мышка пищит, какая машина гудит — большая или маленькая.

Нужно добиваться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.

Вариант игры. Предложить ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».

«Стоит домик»

Оборудование и материалы: игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображениями.

Ход игры

Взрослый (показывает). Вот домик. В нем живет маленькая Оленька. Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!» Как и что они кричат?

Ответ ребенка.

Взрослый. «Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной!» — просит гусей Оленька, но гуси уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!» Как и о чем переговариваются утки?

Ответ ребенка.

Взрослый. «Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной!» — просит уточек Оленька, но утки ее не понимают. Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» — сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка! Бал-бал-бал!» И ушел. Что кричал сердитый индюк?

Ответ ребенка.

Взрослый. Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем.

«Нарисуй дорожку (домик)»

Оборудование и материалы: карандаш, бумага.

Описание игры. Дать ребенку лист бумаги и карандаш и попросить: «Нарисуй дорожку», «Нарисуй домик».

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей от 2 до 2,5 лет дома

Игры на развитие слухового восприятия у детей 1-3 лет

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет

Игры для развития речи ребёнка 3, 4 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!