Игры на развитие речи у детей раннего возраста

Игры на развитие речи у детей 1-3 лет

Цели: развитие познавательной активности; овладение произвольным дыханием.

«Кораблики»

Оборудование и материалы: таз или бассейн с водой: пластмассовые или бумажные кораблики и лодочки, импровизированные кораблики: поролоновые губки, крышки от банок, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры.

Описание игры. Предложить выбрать себе кораблик и отправить его в плавание.

«Мыльные пузыри»

Оборудование и материалы: емкость с мыльным раствором, трубочка.

Описание игры. Погрузить трубочку в мыльный раствор и дуть в нее, чтобы образовалась пена.

«Сдуй пушинки»

Описание игры. Предложить ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Постараться сделать это, дунув на цветок 3 — 4 раза.

«Снежинки»

Оборудование и материалы: небольшие рыхлые кусочки ваты.

Описание игры. Рассказать ребенку: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Оли ну варежку. Оля подула на нее (подуть на кусочек ваты) — и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?» Дать ребенку кусочки ваты и показать, как надо дуть.

Упражнение выполняется 2—3 раза.

«Сравни картинки»

Оборудование и материалы: картинки, на которой изображены предметы, различающиеся по отдельным признакам (большой и маленький грибочки, один и несколько зайчиков и т.д.).

Описание игры. Рассмотреть с ребенком картинки, обращая его внимание на сходство и различие изображенных предметов (по размеру, цвету и т. п.), и помочь подобрать нужные слова для обозначения сравниваемых признаков.

«Водичка»

Оборудование и материалы: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Описание игры. Открыть кран и обратить внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода (с-с-с). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Вместе с ребенком повторить 3 — 4 раза.

В заключение игры предложить ребенку «спеть» песенку водички, протяжно произнося звук [с].

«Пузырь»

Описание игры. Играют несколько человек. Они встают тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на другой). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят, выдувая воздух в свою «трубочку»: «Ф-ф-ф». Так повторяется 3 — 4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Взрослый дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят, изображая выходящий воздух: «Т-с-с-с-с». Затем игра возобновляется.

«Паровоз»

Оборудование и материалы: игрушечный паровоз или картинка с изображением паровоза.

Описание игры. Показать ребенку игрушечный паровоз или картинку с его изображением. Напомнить, как паровоз гудит: «У-у-у!» Предложить так же протяжно и громко повторить звук [у]. Следить, чтобы при воспроизведении звука ребенок складывал губы трубочкой. Затем вместе с ребенком пройтись по комнате «паровозиком», при этом предложить ребенку громко подражать гудку паровоза. В конце игры прочитать стихотворение:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чох-чох, чу-чу-у-у!

Я далёко укачу-у-у-у!»

«Капитаны»

Оборудование и материалы: газ с водой, бумажные кораблики.

Описание игры. На маленький стол поставить таз с водой, в него запустить бумажный кораблик. Ребенка посадить на стульчик и попросить подуть на кораблик, произнося звук [ф] или [п] Затем предложить «покататься на кораблике» из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Пояснить ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука [ф|.

Примечание. Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая теки. Кораблик при ровном «ветре» будет двигаться плавно и уверенно плыть к пели. Но когда налетает порывистый ветер, он дует неровно: «П-п-п». Предложить ребенку повторять звук до тех пор, пока кораблик не пристанет к определенному месту.

Нужно следить за тем, чтобы при произнесении обоих звуков ребенок не надувал щеки, а звук [п] произносил на одном выдохе 2—3 раза. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер-ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

«Песня-песенка»

Оборудование и материалы: игрушки — большая кукла, петух, кошка, медведь, лягушка.

Ход игры

Взрослый показывает игрушки-персонажи, четко произнося звукоподражания и добиваясь того же от ребенка при ответах на вопросы по сказке.

Взрослый. Запела девочка песенку, пела, пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой! — сказала она.

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу-мяу, —  спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— А ты. Мишка?

— Ряв- ряв-ряв, — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Ква-ква-ква, — проквакала лягушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-ма, ма-ма!

— Складная песенка!

(Задать ребенку вопросы: «Как поет кошечка? Как рычит мишка?» (И т. д.))

«Мышка»

Оборудование и материалы: игрушечная мышка.

Ход игры

Взрослый (изображая мышку). «Пи-пи-пи». Слышишь,

прибежала мышка. Но где она? Давай поищем.

(Ребенок заглядывает под стул.)

Взрослый (изображая мышку). А кот ушел? Ты его не зови, я кота боюсь!

Попробуй попишать, как мышка. (Ребенок выполняет.) Мышонок любит играть в прятки. Сейчас я спрячу его в ладошке и спрошу: «Где мышонок?» А он ответит мне: «Пи-пи-пи».

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4—5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра.

Взрослый (отвечает за мышонка). Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А ты что любишь есть? Ты. наверное, очень любишь суп? Давай скажем: «Уп-уп-уп — мы любим суп!»

Ребенок повторяет.

Взрослый.

Мышка, мышка, на горошку,

Вылей воду на дорожку!

Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно.

«Барабан»

Оборудование и материалы: игрушечный барабан.

Описание игры. Показать барабан, побарабанить, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спросить у ребенка: «Как поет барабан?» Сначала вместе с ребенком, а затем ребенок самостоятельно воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Нужно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звуки [б] и [б'].

«Отгадай, кто к нам пришел?»

Оборудование и материалы: домашние животные — игрушки или картинки с их изображениями, машинка, барабан.

Описание игры. Показать корову (картинку) и предложить вспомнить, как она мычит. После того как ребенок произнесет звукосочетание, показать следующую игрушку и спросить: «А как блеет коза9» Ребенок произносит: «Ме-е-е-е». Затем предложить ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Нужно следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания.

Далее предложить ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы.

• Му-у-у, му-у-у... Кто это мычит?

• Мяу-мяу... Кто это к нам пришел?

• Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?

• А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-гш»?

• К о-ко-ко... Кто это остановился рядом с Катей?

• Ква-ква-ква... А это кто?

• Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?

• Тик-так, тик-так... Что это? (И т.д.)

Меняя высоту голоса, попросить определить, какая мышка пищит, какая машина гудит — большая или маленькая.

Нужно добиваться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.

Вариант игры. Предложить ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».

«Стоит домик»

Оборудование и материалы: игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображениями.

Ход игры

Взрослый (показывает). Вот домик. В нем живет маленькая Оленька. Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!» Как и что они кричат?

Ответ ребенка.

Взрослый. «Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной!» — просит гусей Оленька, но гуси уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!» Как и о чем переговариваются утки?

Ответ ребенка.

Взрослый. «Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной!» — просит уточек Оленька, но утки ее не понимают. Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» — сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка! Бал-бал-бал!» И ушел. Что кричал сердитый индюк?

Ответ ребенка.

Взрослый. Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем.

«Нарисуй дорожку (домик)»

Оборудование и материалы: карандаш, бумага.

Описание игры. Дать ребенку лист бумаги и карандаш и попросить: «Нарисуй дорожку», «Нарисуй домик».

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры для развития речи ребёнка 3, 4 лет

Игры на развитие слухового восприятия у детей 1-3 лет

Развивающие игры для детей от 2 до 2,5 лет дома

Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!