Занятие в средней группе на тему: Зима

Занятие в средней группе на тему: Зима

Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир

Тема занятия: Где зимуют снежные бабы?

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электроплита. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:

Заготовила хозяйка

Для природы много краски:

Полю -лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день она кует

На реке холодный лед!

- Кто эта хозяйка? (зима)

- Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)

- Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, медведь с ежиком спят и т.д.)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода.

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду –

Будешь мокрым ты до нитки.

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость - речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом.

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость - речка или газ?

Ты ответь нам тот же час.

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда!

А. Туктаров

Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.

Проводится опытническая работа «Каким бывает снег?»

Цель: Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.

Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электроплита.

Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим (можно использовать снег со стенок холодильной камеры)

- Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)

- Сколько летает снежинок? (много)

- Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)

- Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)

- Я попробую сейчас слепить из этого снега снежок. Почему у меня не получился снежок? (потому что снег очень холодный, он рассыпается)

- Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.

- Олег, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)

- А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)

- Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)

- Аня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.

- Получилось или нет? (получилось слепить снежок)

- Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)

- Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)

- Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)

- Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)

- Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.

- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)

- Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)

- Что происходит с нашими снежинками? (они тают)

- Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)

- Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)

- Воду можно разломить? (нет)

- Потрогайте воду, какая она? (теплая)

- Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках- капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)

- Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.

- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрическая печка? (ответы детей обсуждаются)

- Давайте проверим. Возьмем снег и поставим на электроплиту.

- Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)

- А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).

- Если вода закипела, то что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрическая печка? (электрическая печка)

В этот момент над лотком поместить кусочек ваты.

- Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)

- Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)

- Что дальше происходит с водой? (вода исчезла)

- Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)

- Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)

- Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)

- Итак, наши снежинки сначала превратились в ... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в ...(воду)

- А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)

- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:

Что случилось? Что такое?

Небо снова голубое,

Ходят в небе облака,

Солнце сушит им бока.

Горько плачет снеговик: -

К лужам с детства

Не привык!

Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко

Подморозь!

Может быть, ты болен?

Мною недоволен?

- Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)

- Вот что рассказывает нам поэт дальше в этом стихотворении:

Отвечает тихо вьюга: -

Дед не болен, не сердит

Просто он в гостях

У друга...

В холодильнике сидит!

Г. Лагздынь

- Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)

- Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки... Что? (вода)

- О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект экскурсии в средней группе зимой

Зимняя сказка для детей 5-6 лет

Зимнее развлечение в старшей группе детского сада на улице

Прогулки в декабре в средней группе по ФГОС с целями

Прогулки в феврале в средней группе. Картотека с целями по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!