Прогулки в феврале в средней группе. Картотека с целями по ФГОС

Зимние прогулки в феврале. Средняя группа. Конспекты

Прогулка №1 «Наблюдение за солнцем»

Цели: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; прибавляется световой день (чем выше солнце, тем день длиннее).

Приметы: утренняя зорька быстро гаснет - на холод; кольцо вокруг солнца - к ненастью; звезды ярко блещут - к морозу; сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками - к снегу.

Поговорки и пословицы: зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет; луна взошла - солнцу отдых; взошло ясно солнышко - прощай светел месяц.

Стихотворения.

СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон - минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцинкявичус

 

НОЧЬ ЗИМОЙ

Лишь ночь зимняя наступает,

На небе звезды высевает,

Месяц ясный по небу катается,

Снег на дорожках лежит, переливается.

Загадки.

В золотой карете царь,

Ездит так же, как и встарь.

Хоть зима, хоть лето, - ездит на карете.

Любят все того царя: люди, звери, вся земля.    (Солнце.)

 

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому, что мать - луна,

А дочурки ... (звезды).

Опыт «Свойства солнечных лучей».

Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Дидактические игры «Найди ошибку», «Будь внимательным».

Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике».

Прогулка №2 «Наблюдение за оттепелью»

Цель: уточнить представления о свойствах снега.

- Обратите внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотрите сосульку. (Твердая, хрупкая, прозрачная.) Отгадайте загадку:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

Сосульки появляются на южной стороне домов. Снег тает, образуется вода, которая потом снова замерзает, но уже превращаясь в лед. Возьмите сосульку в руки, потрогайте. Какая она? (Холодная, гладкая, скользкая, твердая.) Так и хочется ее попробовать на вкус, но этого делать нельзя, так как, во-первых, она грязная, так как стекала с крыши, во-вторых, холодная, можно застудить горло и заболеть.

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.

Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.

Приметы: если зимой шумят деревья - ожидай оттепели; иней на деревьях - к морозу, туман - к оттепели; начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую; теплый февраль принесет весну с заморозками.

Поговорки и пословицы: не бойся зимы, бойся отзимка; коли в январе март, бойся в марте января; февральская ростепель ничего не значит; звезды на небе тусклые - жди оттепели.

Стихотворения.

ВЕСЕЛЫЕ ЛЬДИНКИ

Под самым карнизом,

Над самым оконцем,

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки...

И тают сосульки - веселые льдинки.

И. Демьянов

Загадки.

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

 

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода? (Сосулька.)

Дидактические игры «Выдели слово», «Кто кем будет?».

Зимняя забава «Берегись, заморожу».

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Прогулка №3 «Наблюдение за ветром»

Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор.

В ветреную погоду понаблюдайте за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Определите силу ветра. (При слабом ветре раскачиваются только тоненькие веточки, при более сильном ветки потолще, при сильном - самые толстые ветки.) Посмотрите, как ветер срывает последние оставшиеся на ветках листья. Откуда дует ветер? Определите его силу по качающимся веткам деревьев. Проведение эксперимента по определению направления ветра с помощью вертушек.

Приметы: холодные северные ветры в феврале - к урожаю; безоблачно, ветер северный - морозы усилятся; дует ветер, а инея нет - быть бурану; если ночью был иней - к ветру.

Поговорки и пословицы: береги нос в большой мороз; будет зима - будет и лето; растет день - растет и зима; в сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Стихотворения.

Дуют ветры в феврале,                     Тихо падают снежинки,

Воют в трубах громко,                       Легкий ветер гонит их.

Змейкой мчится по земле,                То построит хороводы,

Легкая поземка.                                 То, как в вальсе, закружит.

С. Маршак

 

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются,

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Загадки.

Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает.

Кто о нем загадку, дети, отгадает. (Ветер.)

 

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. (Ветер.)

Дидактические игры «Доскажи слово», «Найди ошибку».

Зимняя забава «Снежки и ветер».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Прогулка №4 «Наблюдение за синицами»

Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела; напомнить названия птиц, прилетающих на участок.

- Обратите внимание на синичек возле кормушки. У этой маленькой птички оперение яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Особо любит синичка лакомиться салом. Поэтому старшие дети кладут в кормушку кусочки несоленого сала.

Приметы: если синички с утра начинают пищать - ночью бывает мороз; утром кричат синицы - к морозу.

Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою - послужат тебе весною; всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Стихотворение.

СИНИЦА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

 

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

А. Барто

Загадки.

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится -

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится... (Синица.)

 

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

А кого червяк боится?

Угадали? Это... (птица).

Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет?».

Подвижные игры «Птички и кошка», «Ловишки».

Прогулка №5 «Наблюдение за метелью»

Цели: расширять представления о явлениях неживой природы зимой; подвести к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

- Во время метели понаблюдайте, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Послушайте, как завывает ветер. Это метет метель.

Приметы: зимой вьюги - летом ненастье; дым из трубы стелется по земле - к метели и снегопаду; если воробьи прячутся под крышу - будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра.

Поговорки и пословицы: метель в лесу идет - холсты стелет, а из лесу идет - перестилает; метель летит, крутит, на весь мир ворчит.

Стихотворение про зиму.

Загадки.

Каруселью ходит ветер,

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет...    (Вьюга, метель.)

 

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает,

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигает их с места на место? (Метель.)

Дидактические игры «Выдели слово», «Доскажи слово».

Подвижные игры «Дети и волк», «Найди себе пару».

Прогулка №6 «Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на участок»

Цели: уточнить названия птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

- Обратить внимание, что не все птицы садятся на кормушку. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Назовите, откуда вороны ведут свое наблюдение (с забора, дерева, с крыш соседних домов) и почему они себя так ведут (вороны - очень осторожные птицы, и, прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно проведут «разведку» и лишь потом спустятся к корму). А как ведут себя воробьи?

Расчистите метелкой пушистый снег, покрывающий кормушку. Насыпьте птицам разнообразное угощение. Понаблюдайте за поведением птиц. Одни уверенно прилетают на кормушку, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи клюют под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за происходящими событиями. Определите знакомых птиц. По следам возле кормушки определите, какие птицы прилетали днем.

Приметы: если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглаживает - к теплу; вороны и галки садятся головой к югу - к теплу, на север - к холоду; ворона ходит по дороге - к теплу; вороны и галки дружно вьются в воздухе - перед снегом.

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; у каждой пташки - свои замашки.

Стихотворения.

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели.

А Мороз - Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

Загадки.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

Дидактические игры «Подбери похожие слова», «Так бывает или нет?».

Подвижные игры «Воробушки и кот», «Совушка».

Прогулка №7 «Определение погоды по приметам»

Цели: воспитывать интерес к народному календарю; учить определять погоду по приметам.

- Люди давно научились определять погоду по поведению животных и птиц, по состоянию растений, по природным явлениям. Давайте попытаемся проверить некоторые из них: дым из трубы столбом - к морозу; дым стелется - к оттепели; птица хохлится - к непогоде; собаки валяются в снегу - к метели; ярко сверкают звезды - к морозу; если окна начинают потеть при двойных рамах - к усилению мороза; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде. Если месяц в тусклой дымке, будет продолжительное ненастье. Луна ярка - к ведру, бледна, мутна - к дождю, зимой - к снегу; красновата - к ветру, сильно блестят зимою звезды - к морозу; мало звезд на небе - к ненастью; луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами - завтра будет ясный морозный день; луна ночью будто покраснела - жди завтра ветра, тепла и снега; ночное небо звездное - будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке - к ненастью.

Приметы: зимой солнце садится в облака - к снегопаду; солнце всходит красное - на метель; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю; чистый закат солнца в морозную погоду свидетельствует о том, что морозы еще продержатся.

Поговорки и пословицы: мороз не велик, да стоять не велит; не страшен мороз, когда тепло укрыт нос; не пугай зима, весна придет; не велик мороз, да краснеет нос.

Стихотворения.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

 

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Загадки.

В этот месяц, что ни год,

День и ночь метель метет –

Заметает путь-дорогу,

Вкривь и вкось ее ведет.

 

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня... (зима).

Дидактические игры «Кто больше назовет действий?», «Подскажи словечко».

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Зимняя забава «Найди Снегурочку».

Труд на участке: уборка дорожек от снега и льда.

Прогулка №8 «Наблюдение за березой»

Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать различные виды деревьев; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

- Обратите внимание на красоту заснеженных деревьев. Найдите березу по ее белому стволу и тонким веточкам, свисающим вниз. Рассмотрите дерево, притроньтесь к коре, погладьте, пожалейте. Береза - единственное дерево на Земле с белой корой. За красоту береза выбрана символом России. Послушайте стихотворение А. Фета:

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

Береза приносит большую пользу человеку, она не только радует глаз своей красотой, дает тень, но и используется человеком для лечения многих заболеваний, из ее коры изготавливают различные красивые изделия.

Приметы: если зимой шумят деревья - ожидай оттепели; в феврале много инея на деревьях - будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях - к морозу, туман - к оттепели.

Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает - его убивает; не суди о дереве по коре; растение - земли украшение; старые деревья молодые охраняют.

Стихотворение.

БЕРЕЗА

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине.

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есении

 

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза - частица России моей.

Загадки.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

 

Вы меня узнаете по простой примете:

«Нет дерева белей на свете». (Береза.)

Дидактическая игра «Прятки».

Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на одного из них и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Причем названия не должны повторяться. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Подвижная игра «Улиточка».

Зимняя забава «Снежки и ветер».

Труд на участке: уборка снега.

Прогулка №9 «Наблюдение за следами на снегу»

Цель: развивать любознательность, наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

- Обратите внимание на следы на снегу, узнайте, чьи они, куда ведут. Могут быть следы дворника, ведут к дворницкой, а рядом следы от лопаты (зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин). Отличите свежий след от оставленного давно. Сравните следы людей на рыхлом снегу и утоптанном. Для этого походите на нетронутом снегу, а затем на утоптанной площадке. Посмотрите, где лучше видны следы от подошв.

Пройдя по территории детского сада, отыщите различные следы на снегу, от машин, привозящих продукты и убирающих мусор, от метлы дворника, детских лопаточек. Поиграем в игру «Кто больше найдет и отгадает следов на снегу».

Приметы: теплый февраль предвещает холодную с заморозками весну; туманы в феврале предвещают дождливый год; февраль холодный и сухой - август жаркий; февральская ростепель ничего не значит.

Поговорки и пословицы: снега нет, и следа нет; бежит вьюга по снегу, а следу нету.

Стихотворение.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист.

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

 

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

И. Никитин

Загадки.

Белые пчелы на землю сели,

Пришел огонь, их не стало. (Снег).

 

Идет, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Легкий, а крыши ломит. (Снег.)

Дидактические игры «Где что можно делать?», «Подбери похожие слова».

Подвижные игры «Мы веселые ребята».

Зимняя забава «Берегись, заморожу».

Прогулка №10 «Наблюдение за деревьями»

Цели: уточнить представления о деревьях зимой; развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений.

- Посмотрите на деревья с голыми ветками, хорошо заметными на фоне неба и белого снега. Обратите внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие; на ветках нет листьев. (Если удастся найти поломанную ветку, осторожно срезать ее и принести в группу, поставить в теплую воду и понаблюдать, как она оживает: на ней начинают набухать почки, а затем появляются листья.) Вывод: деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые - и играть около них нельзя, можно поломать ветки, очень хрупкие зимой.

Приметы: снег прилипает к деревьям - тепло будет; если зимой шумят деревья - ожидай оттепели; в феврале много инея на деревьях - будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.

Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает - его убивает; не суди о дереве по коре.

Стихотворения.

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

В. Степанов

 

ДЕРЕВЬЯ

Деревья - украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Загадки.

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

 

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево зимой.)

Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Кто больше назовет действий?».

Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».

Подвижная игра «Лягушки».

Прогулка №11 «Наблюдение за облаками»

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

- В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный быстро. Сравните облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Представьте, на что похожи облака. Каким окажется облако, если его потрогать? В какую же сторону движутся облака? Над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдаем? (Тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется, налево ши направо. Туда и дует ветер.) Понаблюдайте не только за направлением, но и за силой ветра.

- Обратите внимание на вечерние облака. Сравните их с дневными. Что изменилось на небе? Полюбуйтесь красотой вечерних облаков, озаренных лучами заходящего солнца. Отметьте количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами «ясно», «облачно», «пасмурно». Пофантазируйте: все вы сидите на разных облаках, свесив ножки. Что же можно увидеть с высоты.

Приметы: облака движутся с севера на юг — к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; облака идут низко - к снегопаду; облака движутся против ветра - к метели.

Поговорки и пословицы: февраль силен метелью, а март капелью; февраль зиму выдувает, а март ломает; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу - не быть хлебу.

Стихотворения С. Михалкова «Облака».

Облако за облаком по небу гналось:

За облаком-мишкой - облако-лось.

А ветер гонит, гонит, торопит облака:

То с налета тронет, то шевельнет слегка.

Загадка.

Посмотрел я утром ввысь –

Горы в небо поднялись!

Эти горы не стоят,

А летят, летят, летят... (Облака.)

Дидактические игры «Закончи предложение», «Где что можно делать?».

Подвижные игры «Пузырь», «Кот на крыше».

Прогулка №12 «Наблюдение за снегом»

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

- Обратите внимание на погоду. Стало значительно теплее, снег не скрипит под ногами. Цвет его уже не белый, а серый. Возьмите в руки снег и слепите из него снежки. Какой снег? (Мягкий, рыхлый, хорошо лепится.)

Приметы: если окна начинают потеть при двойных рамах - к усилению мороза; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде; заходящее солнце красное - будет солнечная морозная погода; утренняя зорька быстро гаснет - на холод.

Поговорки и пословицы: зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу - не быть хлебу; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле-кормилице - теплый кожух.

Стихотворения.

ФЕВРАЛЬ

Снег мешками валит с неба,                   По ночам мороз силен,

С дом стоят сугробы снега.                     Днем капели слышен звон.

То бураны и метели                                 День прибавился заметно.

На деревню налетели.                             Ну, так что за месяц это?

 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

Загадки.

Жил я посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снег.)

 

Летит - молчит, лежит - молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

Дидактические игры «Какое что бывает?», «Какая, какой, какое?».

Подвижные игры «Повар», «Зайка».

Прогулка №13 «Наблюдение за почками на деревьях»

Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам; развивать наблюдательность и любознательность.

- Обратите внимание на растения. Назовите основные части растения, расскажите, для чего они нужны растению. Где же сейчас находятся листочки? Рассмотрите крупные почки тополя и сирени. Почки - это туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные, темные чешуйки. Чтобы «пальто» не раскрывалось под ветром, вместо пуговиц у него имеется липкая смола. Придет время, смола исчезнет и почки раскроются. Найдите сломанную веточку. Мы поставим ее в группе в воду и будем наблюдать за распусканием почек.

Приметы: в феврале много инея на деревьях - будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.

Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает - его убивает; не суди о дереве по коре; срубили кусты - прощай птицы; кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Стихотворение.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев

Загадки.

Эти маленькие бочки

Распечатает весна,

А пока в них спят листочки

И растут во время сна. (Почки.)

 

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

Дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Закончи предложение».

Подвижные игры «Жадный кот», «Охота на зайцев».

Прогулка №14 «Наблюдение за льдом на лужах»

Цели: продолжать знакомить с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь.

- Рассмотрите тонкий лед замерзших луж. Какой лед?

Воспитатель рассказывает о превращении воды в лед и наоборот.

По льду надо очень аккуратно ходить, можно поскользнуться и упасть.

Опыт со льдом.

Цель: познакомить со свойствами льда.

Разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.

Приметы: если февраль будет погодливый, то предвещает засуху; в феврале много инея на деревьях - будет много меда; длинные сосульки в конце февраля - к долгой весне; сильные морозы в феврале бывают только ночью.

Поговорки и пословицы: август собирает, а зима поедает; береги нос в большой мороз; мороз и железо рвет и на лету птицу бьет; летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Стихотворения А. С. Пушкина «Под голубыми небесами...», «Снежок порхает, кружится...».

Загадки.

Угадай, когда и где

Ходят люди по воде?

Неподвижна та вода,

Не стремится никуда,

И не плещет, и не льет,

Потому что это... (лед).

 

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает,

От матери рожден

И сам ее рождает. (Лед.)

Дидактические игры «Кто больше вспомнит?», «Какое что бывает?».

Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Зайка».

Прогулка №15 «Наблюдение за сосульками»

Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений.

- Обратите внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась сосулька? (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотрите сосульку. (Твердая, хрупкая, прозрачная.)

Приметы: в феврале много инея на деревьях - будет много меда; длинные сосульки в конце февраля - к долгой весне.

Поговорки и пословицы: февральская ростепель ничего не значит; в феврале зима с весной встречается впервой; февраль воду подпустит, март подберет; февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.

Стихотворение И. Демьянова «Веселые льдинки».

Загадки.

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.            (Сосулька.)

 

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода?      (Сосулька.)

Дидактические игры «Придумай другое слово», «Что умеют делать звери?».

Подвижные игры «Дети и волк», «Лягушки».

Прогулка №16 «Наблюдение за воробьями»

Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное и заботливое отношение к птицам.

- Обратите внимание на изменения в поведении птиц. Едва пригревает солнышко, воробьи оживляются, собираются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают. Если найдет озорной воробей небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь - поплещется в холодной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется. Начинаются воробьиные ссоры и драки - у них в конце февраля происходит разбивка на пары. Эти озорные птахи уже начинают вить первые гнезда.

Приметы: если воробьи прячутся под крышу - будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра; если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают - это к метели; воробьи дружно чирикают - к теплу.

Поговорки и пословицы: глупа птица, которой свое гнездо не мило; всякая птица своим клювом сыта; покорми птиц зимою - послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет.

Стихотворение.

- О чем кричат воробышки

В последний день зимы?

- Мы выжили, мы выжили!

Мы живы, живы мы!

Загадки про птиц.

Дидактические игры «О чем я сказала?», «Кто больше вспомнит?».

Русские народные игры «Пчелки и ласточка», «Утка и селезень».

Прогулка №17 «Наблюдение за обледенением деревьев»

Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Если в морозную погоду выпадет дождь и деревья покроются сплошной коркой льда, организовать помощь деревьям.

- Осторожно постучите по веткам деревянными палочками, освобождая их от ледяного панциря. Это делается для того, чтобы веточки не ломались под тяжестью.

Обратите внимание на следы на снегу. Попробовать прочитать события по следам. («Цепочка» оборвалась - значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке - значит, несколько птиц кормились на этом месте.)

Приметы: снег прилипает к деревьям - тепло будет; если зимой шумят деревья - ожидай оттепели; в феврале много инея на деревьях - будет много меда; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.

Поговорки и пословицы: срубили кусты - прощай птицы; кто не сажал дерева, тому не лежать в тени; растение - земли украшение; старые деревья молодые охраняют.

Стихотворение М. Дудина «Деревья зимой».

Загадки.

И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. (Иней.)

 

В белом бархате деревня - и заборы, и деревья,

А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней.)

Дидактические игры «О чем еще так говорят?», «Придумай другое слово».

Подвижные игры «Охота на зайцев», «Зайка».

Прогулка №18 «Наблюдение за снеговиком»

Цели: продолжать знакомить со свойствами снега; развивать наблюдательность и любознательность.

- Сегодня на прогулке мы слепим семью снеговиков. Снег хорошо лепится в большие комья. Вспомните, какой снег был во время сильных морозов? (Пушистый и не лепился.) Сейчас потеплело, снег подтаял и хорошо лепится.

К вечеру снеговики оплывают, тают, делаются все меньше, снег стал совсем другой - темный и ноздреватый. Почему? (Весь день светило солнце, и снег стал подтаивать.) Попробуйте сделать снеговиков снова. (Снег в руках превращается в мокрую лужицу.) Таяние снега - это примета наступающей весны, на дорожках появляются лужи.

Приметы: длинные сосульки в конце февраля - к долгой весне; сильные морозы в феврале бывают только ночью; теплый февраль предвещает холодную, с заморозками, весну; туманы в феврале предвещают дождливый год.

Поговорки и пословицы: в феврале зима с весной встречается впервой; не пугай зима, весна придет.

Стихотворение.

СНЕЖНАЯ БАБА

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза угольки, губы - сучки.

Холодная, большая кто я такая?

Загадки.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик.)

 

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

Дидактические игры «Что это значит?», «О чем я сказала?».

Русская народная игра «Снежная баба».

Зимняя забава «Снежки и ветер».

Труд на участке: расчистка дорожек от луж, посыпание песком.

Прогулка №19 «Наблюдение за погодой»

Цель: развивать умение выделять первые признаки весны.

- Посмотрите на капель: с сосулек стекают капли воды и падают, образуя лужи. Послушайте, как звенят падающие капли. Как называется это явление? (Капель.) Какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька?

- Почему сосульки появляются на солнечной стороне дома? Чем выше поднимается солнце, тем теплее становится. С сосулек закапало, снеговик начал «худеть». Снег становится серым, оседает, наверху появляется ледяная корочка, которую можно поднять: под ней рыхлый, белый снег. Послушайте стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот: потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Приметы: безоблачно, ветер северный - морозы усилятся; снег прилипает к деревьям - тепло будет; красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду; небо кажется высоким - к ведру.

Поговорки и пословицы: как февраль аукнется, так осенью откликнется; февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет; коли капель - в весну раннюю верь; февраль воду подпустит, март подберет.

Стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев

 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится,

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

Загадки.

На крышу избушки легли белые подушки.

Только солнце припечет, пух водою потечет. (Снег.)

 

Шел, шел без дорог, где шел, там и лег.

До весны пролежал, а весной убежал. (Снег.)

Дидактические игры «Когда ты это делаешь?», «О чем еще так говорят?».

Подвижные игры «Зайцы и медведи», «Зайка».

Прогулка №20 «Наблюдение за солнцем»

Цели: формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; развивать умение выделять первые признаки весны.

- Самая главная примета приближающейся весны связана с солнцем. Солнце светит дольше, погода стала теплее, снег начинает таять, появляются первые проталины, больше становится солнечных дней, птицы становятся подвижнее, слышны птичьи трели. У растений тоже заметны изменения, начинают набухать почки у сирени. Сравните вечернюю погоду с утренней, чем она отличается, какие изменения произошли?

Наблюдение за одеждой людей

Цели: продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспосабливается к жизни в зимних условиях; закрепить классификацию одежды.

- Как одеты люди: вспомните классификацию одежды, обуви, головных уборов. Почему люди одеваются, как приспосабливались люди раньше к холодному периоду. Что животным заменяет одежду?

Приметы: снег прилипает к деревьям - тепло будет; если зимой шумят деревья - ожидай оттепели; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде; ясное небо - к морозу.

Поговорки и пословицы: зима лето пугает, да все равно тает; зимний тулуп всякому люб; февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает; не страшен мороз, когда тепло укрыт нос.

Загадки.

Пять мальчиков, пять чуланчиков,

Разошлись мальчики в темные чуланчики,

Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.)

 

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.   (Варежки.)

Дидактические игры «Придумай сам», «Будь внимательным».

Подвижные игры «Жадный кот», «Кот на крыше».

Рекомендуем посмотреть:

Наблюдение за животными зимой в средней группе

Конспект экскурсии в средней группе зимой

Занятие в средней группе на тему: Зима

Прогулки в декабре в средней группе по ФГОС с целями

Нет комментариев. Ваш будет первым!