Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Лекарственные растения
Занятие в ДОУ. Конспект. Старшая группа. Тема: «Зеленая аптека»
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т.д.
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет. (крапива)
- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».
Подружись с крапивой
- Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
- Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
(А. Плешаков)
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:
«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- Это растение всем знакомо. Отгадайте:
Выпускает он листы
Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь.
На себе их все найдешь. (лопух)
- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.
Мох, клюква и морошка –
Жильцы лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растет.
- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит - корень одуванчика.
Заболел желудок - тысячелистник.
Простуда - душица.
Рана на руке - подорожник.
Ангина - мать-и-мачеха.
Ожог ноги - зверобой.
Пятна на коже - чистотел.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Рекомендуем посмотреть:
Беседа по ПДД в старшей группе детского сада
Занятие по основам безопасности в старшей группе
Беседа в старшей группе детского сада на тему «Русские народные праздники»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Москва – столица нашей Родины
Нет комментариев. Ваш будет первым!