Экологическая конкурсно-игровая программа, 7 класс

Внеклассное занятие по экологии для школьников 7 класса. Конспект

Экологическая конкурсно-игровая программа в 7-8-х классах «Веселый урожай»

Оборудование: красиво оформленный заголовок конкурса, выставка книг по славянской мифологии, репродукции картин по этой же тематике, выставка детских рисунков, цветные жетоны для вручения командам по итогам конкурсов, конверты с заданием к 5-му конкурсу, два больших листа ватмана или плотной бумаги, скотч, призы победителям и наиболее активным болельщикам.

Предварительная работа. Классный руководитель с группой ребят готовит реквизиты для конкурсов.

Ведущих может быть два человека — классный руководитель и активист класса. Формируется несколько микрогрупп по интересам, возможно участие двух команд — мальчиков и девочек.

Описание классного часа (внеклассного занятия)

Вступительное слово классного руководителя:

— Наш классный час посвящен представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далеких предках. Мы будем говорить о плодах щедрой земли русской, о травах, птицах, животных и о многом другом.

Но разговор мы будем вести не только серьезный, постараемся на некоторые вещи посмотреть с юмором и шуткой.

Начнем мы нашу встречу с разговора о самом главном — о Земле, которая давала и продолжает давать жизнь и силу всему, что окружало нашего далекого предка и окружает нас с вами, а это значит, что Земля дает жизнь и нам! Славяне благоговейно называли Землю «священной матушкой», «матерью плодов благовеянных». Наш первый конкурс так и называется ...

Перед каждым конкурсом можно вывешивать оформленный плакат с названием.

Конкурс «Глазами славян»

Ведущий: Наша задача — вспомнить, какой виделась Земля славянину в далеком прошлом. Это и есть вопрос.

Команды отвечают по очереди, не повторяя друг друга. Если в течение 30 секунд команда не готова дать ответ или ответ неверен, ход переходит к соперникам.

За каждый правильный ответ команда получает очко.

Варианты, ответов:

• Земля — самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии.

• Для славянина она была живым существом, которое производило на свет все, что есть живого, и создавала условия для его жизни.

• Деревья и цветы были ее волосами.

• Камни и горы были ее костями.

• Реки и озера были ее кровью.

• Она улыбалась, как человек, под лучами солнца.

• Она жалобно стонала от боли в бурю и непогоду.

• Она засыпала, укрытая снегом, и спала всю зиму.

• Она просыпалась к жизни весной.

• Если богатырь земли русской припадал к ней с любовью и благодарностью, она дарила ему силу для борьбы со своими врагами.

• Среди русских богатырей любимым у нее был пахарь — богатырь Микула Селянинович.

• Микулу Селяниновича никто не мог победить, так как его силой была тяга земная, а тягу земли не может победить ни одно живое существо на земле.

• Когда она просыпалась весной, у нее был особый день, когда нельзя было ни пахать, ни копать землю, так как земля была именинница и наказывала тех, кто нарушал этот запрет, чем проявлял неуважение к матери сырой земле.

Конкурс «Жар-птица»

Ведущий: Второй конкурс называется «Жар-птица». Жар- птица — воплощение лучезарного бога солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Нам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками-славянами.

Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ —- одно очко.

На размышление дается 30 секунд, после чего следует переход хода. Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, к игре приглашаются болельщики, которые также могут заработать за правильный ответ очко.

Варианты вопросов:

1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)

6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол)

Жюри подводит итоги первых двух конкурсов и вручает командам соответствующее количество жетонов.

Конкурс «Чудо-зверь»

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик-зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы конкурса «Чудо-зверь».

Команды, отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ в их активе появляются очки, как в предыдущем конкурсе.

Варианты вопросов:

1. По народным поверьям, он — олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк)

2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов — Велес. (Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор — его лютый враг. (Пес, собака)

6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса)

Конкурс «Славянский месяц»

Ведущий: Славяне, как и многие другие народы, еще в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счета. У них был календарный год, который делился на месяцы, и у каждого месяца было свое очень поэтичное название, часто даже не одно. Наш очередной конкурс будет посвящен знанию древнерусского календаря.

Конкурс будет проходить так: я называю месяц по григорианскому календарю, т.е. так, как мы привыкли, а команды называют этот же месяц так, как его называли наши предки. Ответы даются по очереди, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Если команда сможет дать два-три правильных названия месяца — все ответы засчитываются и приносят по очку.

• Январь — просинец, зимец.

• Февраль — снежень, лютый, бокогрей.

• Март — протальник, свистун.

• Апрель — березозол, цветень.

• Май — травень, росенник.

• Июнь — изок, липень.

• Июль — страдник, сеностав.

• Август — серпень, зорничник.

• Сентябрь — хмурень, ревун.

• Октябрь — грязник, листопадник.

• Ноябрь — полузимник, грудень.

• Декабрь — студень, волчий.

Болельщики передают жетоны командам, за которые они болеют. Жюри подводит итоги двух конкурсов.

Конкурс болельщиков «Знатоки старинных слов»

Ведущий: А теперь мы приглашаем к игре болельщиков и объявляем специальный конкурс — «Знатоки старинных слов». Я буду называть слово, а вы должны дать его определение, т. е. объяснить значение этого слова.

По своему желанию болельщики, заработавшие в этом конкурсе хотя бы одно очко, могут передать его любой из команд:

• Тризна — пир в память умершего.

• Чело — лоб.

• Кудесник — волшебник, колдун.

• Курган — холм над могилой знатного воина.

• Жребий — судьба, участь.

• Отрок — младший воин в дружине.

• Осенина — осеннее время года.

• Сеча — битва с врагом.

• Волхв — языческий жрец, служитель богов.

• Око — глаз.

• Веверица — белка.

• Недуг — болезнь.

Команды демонстрируют листы с прикрепленными табличками. Жюри подводит итоги игровой программы.

Награждаются команда-победительница и наиболее активные болельщики

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы по экологии для 8 класса

Экологический праздник для младших школьников. Сценарий

Внеклассное мероприятие по экологии, 9-11 классы

Игра по экологии для 5-7 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!