Сценарий конкурсной программы по экологии для 8 класса
Конкурс юных экологов для учащихся 8-10 классов
Цели: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.
Условия конкурса включают 6 этапов, которые построены на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов.
Для всех участников конкурса обязательны I-V этапы. Каждый участник по своему желанию выбирает один из разделов VI этапа. Ответы участников оцениваются по пятибалльной системе.
I этап. Абиотические факторы среды.
Составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений:
1) отношение к свету (гелиофиты, гелиосцифиты, сциофиты);
2) отношение к температуре (термофиты, психрофиты);
3) отношение к влажности (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты);
4) характеристика растительного покрова: лугов и степей; каменистых обнажений; лиственных лесов.
II этап. Биотические факторы среды.
1. Выберите в гербарии 6 видов растений, оказывающих полезное или вредное влияние на растение. Расскажите о влиянии растений на растения.
2. Определите 5 видов насекомых. Расскажите о значении животных в жизни растений (полезное и вредное влияние животных на растения).
III этап. Жизненные формы организмов.
1. Определите жизненные формы 5 видов растений.
2. Определите, в чем отличие жизненных форм организмов от экологических групп организмов.
3. На примере жизненных форм покрытосеменных растений охарактеризуйте основные жизненные формы растений, их многообразие в растительном покрове.
IV этап. Экология популяции животных.
1. Расскажите об экологических популяциях животных, о популяции лосей в нашей области, их образе жизни. Сезонные изменения популяций. Количественные изменения популяции (размножение, гибель животных).
2. Зависимость численности популяций от условий существования (корма, теплообмена, водного обмена, плотности, структуры и др.).
3. Регулирование численности популяции.
4. Охрана животных. Заказники области (края).
V этап. Антропогенные факторы.
1. Расскажите о воздействии антропогенных факторов на живую природу. Прямое и косвенное влияние на живую природу. Роль человека в сокращении видов растений и численности животных.
2. Что вы знаете о загрязнении окружающей среды? Как осуществляется контроль за окружающей средой?
3. Для чего создаются заповедники, заказники, памятники природы?
4. Назовите не менее 2 животных, охраняемых Международным союзом охраны природы, занесенных в Красную книгу, укажите, в каких регионах они встречаются.
5. Определите 3 вида охраняемых растений области (края), занесенных в Красную книгу РСФСР (1982).
6. Представьте, что вас выдвинули кандидатом в народные депутаты. Составьте краткую предвыборную программу.
VI этап. Биоценозы (луг, степь, водоем, лес).
Раздел 1. Луг как биоценоз
1. Расскажите о структурных компонентах луга и их роли в формировании лугового биогеоценоза. Охарактеризуйте типы наших лугов, ярусное строение фитоценоза.
Определите 5 видов растений луга, назовите их характерные признаки.
Расскажите о структуре лугового фитоценоза (обилие, степень покрытия, надземная и подземная ярусность).
2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.
Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.
Определите 3 вида насекомых луга, 2 вида пресмыкающихся
3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе. Составьте схему питания в биогеоценозе.
4. Назовите редкие и исчезающие виды растений луга. Расскажите о правилах поведения на лугу.
Раздел 2. Степь как биогеоценоз
1. Расскажите о местообитании (биотопе) степи (территории, занимаемой фитоценозом, комплексе экологических условий среды).
Дайте характеристику типов степей области (края), ярусного строения фитоценоза.
Определите 5 видов растений степи, назовите их характерные признаки.
Расскажите о структуре степного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, надземная ярусность, ярусность во времени).
2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.
Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.
Определите 3 вида насекомых, 2 вида земноводных или пресмыкающихся, назовите не менее 3 видов млекопитающих степи, их характерные признаки.
3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.
Составьте схему питания в биогеоценозе.
4. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных степи.
Расскажите о правилах поведения в степи.
Раздел 3. Водоем как биогеоценоз
1. Расскажите о местообитании (биотопе) водоема.
Особенности абиотических факторов водной среды: световой,
температурный режимы, содержание воздуха, движение воды и др.; состав биогеоценоза, ярусное строение фитоценоза водоема.
Определите 3 вида водных растений по гербарию. Назовите их характерные признаки.
Назовите 3 вида растений - индикаторов чистых водоемов.
2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.
Назовите 2-3 вида насекомых.
Определите 2 вида водных рептилий или земноводных.
Определите не менее 3 видов птиц водоемов, их характерные черты, связь с водной средой.
Определите 3 вида беспозвоночных животных водоема.
3. Назовите видовой состав рыб Волги, сроки нереста, проходных и полупроходных волжских рыб.
Определите хищных рыб, рыб-санитаров, промысловых рыб.
4. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.
Составьте схему питания в биогеоценозе.
5. Назовите рыб и водных животных, занесенных в Красную книгу.
Расскажите об охране рыбных запасов и водных бассейнов области (края).
Раздел 4. Лесной биогеоценоз
1. Расскажите о лесах области (края): территории, занимаемые лесом, комплекс экологических условий среды.
Охарактеризуйте типы (группы) лесов области (края), ярусное строение, видовой состав лесов.
Определите 3 вида деревьев, 3 вида кустарников, 5 видов травянистых растений. Назовите их характерные признаки.
Назовите 2 вида редких растений, занесенных в Красную книгу.
Расскажите о структуре лесного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, ярусность).
2. Расскажите о структуре животных сообществ. Доминирующие виды животных в биогеоценозе.
Определите 3 вида насекомых-вредителей леса.
Назовите не менее 3 видов лесных птиц, их характерные признаки.
Назовите 3-5 видов охраняемых животных области (края).
3. На рисунке в учебнике изображены ярусы лесного биогеоценоза. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.
Составьте схему питания в биогеоценозе.
4. Расскажите об охране леса, правилах поведения в лесу.
Задание 1: составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.
Экологическая характеристика растений
Тест |
Виды растений |
Отношение к свету: 1 - гелиофиты 2 - гелиосцифиты 3 - сциофиты Отношение к температуре: 4 - термофиты 5 - психрофиты Отношение к влажности: 6 - гидрофиты 7 - гигрофиты 8 - мезофиты 9 - ксерофиты Характеристика растительного покрова: 10 - растительность лугов и степей 11 - растительность каменистых обнажений, откосов 12 - растительность лиственных лесов 13 - растительность хвойных и лиственных лесов Диапазон высот: 14 - низменность 15 - холмистая местность 16 - возвышенность |
|
Задание 2: составьте экологическую характеристику растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.
Экологическая характеристика растений
Тест |
Виды растений |
1 |
2 |
Местообитание: 1 - вода 2 - заливные луга, болота, берега рек 3 - леса 4 - степи и полупустыни |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
Габитус (внешний вид): 5 - растения мощные 6 - растения слабые Ветвистость стебля: 7 - разветвленный 8 - слабо разветвленный Окраска наземных органов: 9 - светло-зеленая 10 - темно-зеленая Длина междоузлий: 11 - короткие 12 - длинные Ширина листовой пластинки: 13 - лист узкий 14 - лист широкий 15 - лист метаморфизирован Опушенность: 16 - сильное опушение 17 - слабое опушение 18 - восковой налет Разветвленность корневой системы: 19 - слабая 20 - сильная |
|
Рекомендуем посмотреть:
Экологические игры для школьников, 7-8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!