Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Сценарий конкурсной программы по экологии для 8 класса

Конкурс юных экологов для учащихся 8-10 классов

Цели: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.

Условия конкурса включают 6 этапов, которые построены на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов.

Для всех участников конкурса обязательны I-V этапы. Каждый участник по своему желанию выбирает один из разделов VI этапа. Ответы участников оцениваются по пятибалльной системе.

I этап. Абиотические факторы среды.

Составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений:

1) отношение к свету (гелиофиты, гелиосцифиты, сциофиты);

2) отношение к температуре (термофиты, психрофиты);

3) отношение к влажности (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты);

4) характеристика растительного покрова: лугов и степей; каменистых обнажений; лиственных лесов.

II этап. Биотические факторы среды.

1. Выберите в гербарии 6 видов растений, оказывающих полезное или вредное влияние на растение. Расскажите о влиянии растений на растения.

2. Определите 5 видов насекомых. Расскажите о значении животных в жизни растений (полезное и вредное влияние животных на растения).

III этап. Жизненные формы организмов.

1. Определите жизненные формы 5 видов растений.

2. Определите, в чем отличие жизненных форм организмов от экологических групп организмов.

3. На примере жизненных форм покрытосеменных растений охарактеризуйте основные жизненные формы растений, их многообразие в растительном покрове.

IV этап. Экология популяции животных.

1. Расскажите об экологических популяциях животных, о популяции лосей в нашей области, их образе жизни. Сезонные изменения популяций. Количественные изменения популяции (размножение, гибель животных).

2. Зависимость численности популяций от условий существования (корма, теплообмена, водного обмена, плотности, структуры и др.).

3. Регулирование численности популяции.

4. Охрана животных. Заказники области (края).

V этап. Антропогенные факторы.

1. Расскажите о воздействии антропогенных факторов на живую природу. Прямое и косвенное влияние на живую природу. Роль человека в сокращении видов растений и численности животных.

2. Что вы знаете о загрязнении окружающей среды? Как осуществляется контроль за окружающей средой?

3. Для чего создаются заповедники, заказники, памятники природы?

4. Назовите не менее 2 животных, охраняемых Международным союзом охраны природы, занесенных в Красную книгу, укажите, в каких регионах они встречаются.

5. Определите 3 вида охраняемых растений области (края), занесенных в Красную книгу РСФСР (1982).

6. Представьте, что вас выдвинули кандидатом в народные депутаты. Составьте краткую предвыборную программу.

VI этап. Биоценозы (луг, степь, водоем, лес).

Раздел 1. Луг как биоценоз

1. Расскажите о структурных компонентах луга и их роли в формировании лугового биогеоценоза. Охарактеризуйте типы наших лугов, ярусное строение фитоценоза.

Определите 5 видов растений луга, назовите их характерные признаки.

Расскажите о структуре лугового фитоценоза (обилие, степень покрытия, надземная и подземная ярусность).

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.

Определите 3 вида насекомых луга, 2 вида пресмыкающихся или земноводных, 3 вида птиц. Назовите не менее 2 видов млекопитающих луга, их характерные признаки.

3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе. Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Назовите редкие и исчезающие виды растений луга. Расскажите о правилах поведения на лугу.

Раздел 2. Степь как биогеоценоз

1. Расскажите о местообитании (биотопе) степи (территории, занимаемой фитоценозом, комплексе экологических условий среды).

Дайте характеристику типов степей области (края), ярусного строения фитоценоза.

Определите 5 видов растений степи, назовите их характерные признаки.

Расскажите о структуре степного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, надземная ярусность, ярусность во времени).

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.

Определите 3 вида насекомых, 2 вида земноводных или пресмыкающихся, назовите не менее 3 видов млекопитающих степи, их характерные признаки.

3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных степи.

Расскажите о правилах поведения в степи.

Раздел 3. Водоем как биогеоценоз

1. Расскажите о местообитании (биотопе) водоема.

Особенности абиотических факторов водной среды: световой,

температурный режимы, содержание воздуха, движение воды и др.; состав биогеоценоза, ярусное строение фитоценоза водоема.

Определите 3 вида водных растений по гербарию. Назовите их характерные признаки.

Назовите 3 вида растений - индикаторов чистых водоемов.

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Назовите 2-3 вида насекомых.

Определите 2 вида водных рептилий или земноводных.

Определите не менее 3 видов птиц водоемов, их характерные черты, связь с водной средой.

Определите 3 вида беспозвоночных животных водоема.

3. Назовите видовой состав рыб Волги, сроки нереста, проходных и полупроходных волжских рыб.

Определите хищных рыб, рыб-санитаров, промысловых рыб.

4. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

5. Назовите рыб и водных животных, занесенных в Красную книгу.

Расскажите об охране рыбных запасов и водных бассейнов области (края).

Раздел 4. Лесной биогеоценоз

1. Расскажите о лесах области (края): территории, занимаемые лесом, комплекс экологических условий среды.

Охарактеризуйте типы (группы) лесов области (края), ярусное строение, видовой состав лесов.

Определите 3 вида деревьев, 3 вида кустарников, 5 видов травянистых растений. Назовите их характерные признаки.

Назовите 2 вида редких растений, занесенных в Красную книгу.

Расскажите о структуре лесного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, ярусность).

2. Расскажите о структуре животных сообществ. Доминирующие виды животных в биогеоценозе.

Определите 3 вида насекомых-вредителей леса.

Назовите не менее 3 видов лесных птиц, их характерные признаки.

Назовите 3-5 видов охраняемых животных области (края).

3. На рисунке в учебнике изображены ярусы лесного биогеоценоза. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Расскажите об охране леса, правилах поведения в лесу.

Задание 1: составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.

Экологическая характеристика растений

Тест

Виды растений

Отношение к свету:

1 - гелиофиты

2 - гелиосцифиты

3 - сциофиты

Отношение к температуре:

4 - термофиты

5 - психрофиты

Отношение к влажности:

6 - гидрофиты

7 - гигрофиты

8 - мезофиты

9 - ксерофиты

Характеристика растительного покрова:

10 - растительность лугов и степей

11 - растительность каменистых обнажений, откосов

12 - растительность лиственных лесов

13 - растительность хвойных и лиственных лесов

Диапазон высот:

14 - низменность

15 - холмистая местность

16 - возвышенность

 

Задание 2: составьте экологическую характеристику растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.

Экологическая характеристика растений

Тест

Виды растений

1

2

Местообитание:

1 - вода

2 - заливные луга, болота, берега рек

3 - леса

4 - степи и полупустыни

 

Окончание табл.

1

2

Габитус (внешний вид):

5 - растения мощные

6 - растения слабые

Ветвистость стебля:

7 - разветвленный

8 - слабо разветвленный Окраска наземных органов:

9 - светло-зеленая

10 - темно-зеленая Длина междоузлий:

11 - короткие

12 - длинные

Ширина листовой пластинки:

13 - лист узкий

14 - лист широкий

15 - лист метаморфизирован Опушенность:

16 - сильное опушение

17 - слабое опушение

18 - восковой налет

Разветвленность корневой системы:

19 - слабая

20 - сильная

                          

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая конкурсно-игровая программа, 7 класс

Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс

Экологические игры для школьников, 7-8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!