Сценарий конкурсной программы по экологии для 8 класса

Конкурс юных экологов для учащихся 8-10 классов

Цели: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.

Условия конкурса включают 6 этапов, которые построены на уровнях видов, видовых популяций, биогеоценозов.

Для всех участников конкурса обязательны I-V этапы. Каждый участник по своему желанию выбирает один из разделов VI этапа. Ответы участников оцениваются по пятибалльной системе.

I этап. Абиотические факторы среды.

Составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений:

1) отношение к свету (гелиофиты, гелиосцифиты, сциофиты);

2) отношение к температуре (термофиты, психрофиты);

3) отношение к влажности (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты);

4) характеристика растительного покрова: лугов и степей; каменистых обнажений; лиственных лесов.

II этап. Биотические факторы среды.

1. Выберите в гербарии 6 видов растений, оказывающих полезное или вредное влияние на растение. Расскажите о влиянии растений на растения.

2. Определите 5 видов насекомых. Расскажите о значении животных в жизни растений (полезное и вредное влияние животных на растения).

III этап. Жизненные формы организмов.

1. Определите жизненные формы 5 видов растений.

2. Определите, в чем отличие жизненных форм организмов от экологических групп организмов.

3. На примере жизненных форм покрытосеменных растений охарактеризуйте основные жизненные формы растений, их многообразие в растительном покрове.

IV этап. Экология популяции животных.

1. Расскажите об экологических популяциях животных, о популяции лосей в нашей области, их образе жизни. Сезонные изменения популяций. Количественные изменения популяции (размножение, гибель животных).

2. Зависимость численности популяций от условий существования (корма, теплообмена, водного обмена, плотности, структуры и др.).

3. Регулирование численности популяции.

4. Охрана животных. Заказники области (края).

V этап. Антропогенные факторы.

1. Расскажите о воздействии антропогенных факторов на живую природу. Прямое и косвенное влияние на живую природу. Роль человека в сокращении видов растений и численности животных.

2. Что вы знаете о загрязнении окружающей среды? Как осуществляется контроль за окружающей средой?

3. Для чего создаются заповедники, заказники, памятники природы?

4. Назовите не менее 2 животных, охраняемых Международным союзом охраны природы, занесенных в Красную книгу, укажите, в каких регионах они встречаются.

5. Определите 3 вида охраняемых растений области (края), занесенных в Красную книгу РСФСР (1982).

6. Представьте, что вас выдвинули кандидатом в народные депутаты. Составьте краткую предвыборную программу.

VI этап. Биоценозы (луг, степь, водоем, лес).

Раздел 1. Луг как биоценоз

1. Расскажите о структурных компонентах луга и их роли в формировании лугового биогеоценоза. Охарактеризуйте типы наших лугов, ярусное строение фитоценоза.

Определите 5 видов растений луга, назовите их характерные признаки.

Расскажите о структуре лугового фитоценоза (обилие, степень покрытия, надземная и подземная ярусность).

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.

Определите 3 вида насекомых луга, 2 вида пресмыкающихся или земноводных, 3 вида птиц. Назовите не менее 2 видов млекопитающих луга, их характерные признаки.

3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе. Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Назовите редкие и исчезающие виды растений луга. Расскажите о правилах поведения на лугу.

Раздел 2. Степь как биогеоценоз

1. Расскажите о местообитании (биотопе) степи (территории, занимаемой фитоценозом, комплексе экологических условий среды).

Дайте характеристику типов степей области (края), ярусного строения фитоценоза.

Определите 5 видов растений степи, назовите их характерные признаки.

Расскажите о структуре степного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, надземная ярусность, ярусность во времени).

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Доминирующие виды животных, влиятельные члены зооценоза.

Определите 3 вида насекомых, 2 вида земноводных или пресмыкающихся, назовите не менее 3 видов млекопитающих степи, их характерные признаки.

3. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных степи.

Расскажите о правилах поведения в степи.

Раздел 3. Водоем как биогеоценоз

1. Расскажите о местообитании (биотопе) водоема.

Особенности абиотических факторов водной среды: световой,

температурный режимы, содержание воздуха, движение воды и др.; состав биогеоценоза, ярусное строение фитоценоза водоема.

Определите 3 вида водных растений по гербарию. Назовите их характерные признаки.

Назовите 3 вида растений - индикаторов чистых водоемов.

2. Расскажите о структуре животных сообществ биогеоценоза.

Назовите 2-3 вида насекомых.

Определите 2 вида водных рептилий или земноводных.

Определите не менее 3 видов птиц водоемов, их характерные черты, связь с водной средой.

Определите 3 вида беспозвоночных животных водоема.

3. Назовите видовой состав рыб Волги, сроки нереста, проходных и полупроходных волжских рыб.

Определите хищных рыб, рыб-санитаров, промысловых рыб.

4. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

5. Назовите рыб и водных животных, занесенных в Красную книгу.

Расскажите об охране рыбных запасов и водных бассейнов области (края).

Раздел 4. Лесной биогеоценоз

1. Расскажите о лесах области (края): территории, занимаемые лесом, комплекс экологических условий среды.

Охарактеризуйте типы (группы) лесов области (края), ярусное строение, видовой состав лесов.

Определите 3 вида деревьев, 3 вида кустарников, 5 видов травянистых растений. Назовите их характерные признаки.

Назовите 2 вида редких растений, занесенных в Красную книгу.

Расскажите о структуре лесного биогеоценоза (обилие, степень покрытия, ярусность).

2. Расскажите о структуре животных сообществ. Доминирующие виды животных в биогеоценозе.

Определите 3 вида насекомых-вредителей леса.

Назовите не менее 3 видов лесных птиц, их характерные признаки.

Назовите 3-5 видов охраняемых животных области (края).

3. На рисунке в учебнике изображены ярусы лесного биогеоценоза. Расскажите о взаимоотношениях между организмами в биогеоценозе.

Составьте схему питания в биогеоценозе.

4. Расскажите об охране леса, правилах поведения в лесу.

Задание 1: составьте экологическую характеристику для каждого из 5 видов растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.

Экологическая характеристика растений

Тест

Виды растений

Отношение к свету:

1 - гелиофиты

2 - гелиосцифиты

3 - сциофиты

Отношение к температуре:

4 - термофиты

5 - психрофиты

Отношение к влажности:

6 - гидрофиты

7 - гигрофиты

8 - мезофиты

9 - ксерофиты

Характеристика растительного покрова:

10 - растительность лугов и степей

11 - растительность каменистых обнажений, откосов

12 - растительность лиственных лесов

13 - растительность хвойных и лиственных лесов

Диапазон высот:

14 - низменность

15 - холмистая местность

16 - возвышенность

 

Задание 2: составьте экологическую характеристику растений. Для этого используйте предложенный ниже тест. Ответы оформляйте в таблице, ставя номер цифрового кода.

Экологическая характеристика растений

Тест

Виды растений

1

2

Местообитание:

1 - вода

2 - заливные луга, болота, берега рек

3 - леса

4 - степи и полупустыни

 

Окончание табл.

1

2

Габитус (внешний вид):

5 - растения мощные

6 - растения слабые

Ветвистость стебля:

7 - разветвленный

8 - слабо разветвленный Окраска наземных органов:

9 - светло-зеленая

10 - темно-зеленая Длина междоузлий:

11 - короткие

12 - длинные

Ширина листовой пластинки:

13 - лист узкий

14 - лист широкий

15 - лист метаморфизирован Опушенность:

16 - сильное опушение

17 - слабое опушение

18 - восковой налет

Разветвленность корневой системы:

19 - слабая

20 - сильная

                          

Рекомендуем посмотреть:

Экологические игры для школьников, 7-8 класс

Экологическая конкурсно-игровая программа, 7 класс

Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!