Игра по экологии для 5-7 классов

Экологическая игра для учащихся 5-7 классов «Растения и животные»

Цели: ознакомить с понятием «экология» и дать представление о взаимосвязи всего живого на Земле.

Оборудование: игровое поле - квадрат, условные знаки «Растения» и «Животные», два колокольчика; набор цифр «1», «2», «3»; эмблемы команд; плакаты с «жалобами».

В игре участвуют две команды: «Растения» и «Животные».

Ход игры

I. Организационный момент.

Команды под музыку выходят на сцену.

Ведущий. Добрый день, девочки, мальчики и уважаемое жюри! Сегодня у нас проходит информационно-развлекательная игра «Растения и животные».

Тема нашей игры - «Экология».

Что же такое экология? Толковый словарь дает такое объяснение: «Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Участвуя в конкурсах, не забывайте об этом.

А теперь проверим готовность команд. Команда «Растений» - готовы? L

Поднимается эмблема команды, это означает ее готовность.

Ведущий. Команда «Животные» - готовы?

Участники команды «Животные» показывают свою эмблему.

Ведущий. Перед вами находится игровое поле. На нем вы видите названия тех конкурсов, в которых будете участвовать.

После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле. В игре победит та команда, чьих эмблем окажется на игровом поле больше.

II. Проведение конкурсов.

Между конкурсами - музыкальная пауза.

1. «Угадай-ка».

Ведущий. Здесь два изображения. Одно для команды «Растения» - вы должны угадать, какое растение изображено. Другое для команды «Животные» - вы отгадываете, какое животное изображено. Каждая команда может задавать мне наводящие вопросы по очереди. Кто первый угадает, тот и выиграл.

2. «Бросай-ка».

Ведущий. Члены команды по очереди загадывают друг другу загадки о животных и растениях, бросая мяч тому, кто стоит против него.

3. «Счастливый случай» (конкурс капитанов).

Ведущий. В какие четыре царства объединены все существующие на Земле организмы?

Ответ: Бактерии, Растения, Грибы и лишайники, Животные.

Ведущий. Как называется деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы?

Ответ: природоохранная.

Ведущий. Верхний слой земли, в котором растут растения?

Ответ: почва.

Ведущий. Организмы, встречающие во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха?

Ответ: растения.

Ведущий. Какое значение имеет воздух в жизни растения?

Ответ: без воздуха невозможно образование органических веществ зелеными растениями, дыхание живых организмов, в том числе и растений, расселение плодов и семян.

Ведущий. Учебные предметы, изучаемые в школе и связанные с природой?

Ответ: природоведение, биология, экология.

Ведущий. Как изменяется освещенность суши по сезонам года, в течение суток?

Ответ: летом солнце рано появляется над горизонтом и поздно скрывается за ним. День бывает длиннее ночи. К осени день убывает, и количество света уменьшается. Утром и вечером света меньше, чем днем, а в пасмурную погоду меньше, чем в ясную.

Ведущий. Почему в пустынях многие растения растут только весной?

Ответ: в пустынях дожди выпадают лишь в короткий период весны.

Ведущий. Какие отношения между живыми организмами называют нахлебничеством?

Ответ: некоторые животные кормятся остатками пищи других животных, не принося им ни вреда, ни пользы.

Ведущий. Каких животных называют хищниками, каких - жертвами?

Ответ: животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу - жертвами.

4. «Жалобы».

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь и какую пользу оно принесет.

Жалоба 1.

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая».

Ответ: это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - они исчезнут.

Жалоба 2.

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

Ответ: летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная, она уничтожает вредных насекомых.

5. Игра «Волк и семеро козлят».

Каждой команде отводится определенное поле, за пределы которого нельзя убегать, - это дом.

Козы-мамы из той и другой команды уходят в лес, козлята остаются одни. Они бегают, прыгают, резвятся, не выходя за пределы своего дома. К ним забегает волк (игрок другой команды) и пытается «съесть» (осалить) козлят. Козлята убегают от волка, но выходить за пределы дома нельзя. Козлята, которых съел волк, выбывают из игры. Время игры - 1 минута. После 1 минуты волки выходят из дома, приходят козы-мамы и считают уцелевших счастливчиков. Побеждает команда, где таких счастливчиков больше. Волки в масках. Козлята постоянно показывают «рожки», опускать руки нельзя.

Ведущий. Козлят - жалко?

Ответ: да.

Ведущий. Значит, надо всех волков уничтожить?!

Ответ: нет.

Ведущий. Почему?

Ответ: потому что волки - санитары леса, они уничтожают больных животных.

6. «Ситуации».

У членов команд наборы карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ.

Карточка 1.

Ведущий. Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что подарите любимой подруге?

1. Искусно сделанный пластмассовый букет.

2. Несколько благоухающих цветов.

3. Огромный букет этих нежных цветов.

(За правильный ответ - 1 очко, если объясняют почему- дополнительное очко.)

Карточка 2.

Ведущий. Вы всей семьей или классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты «Мишка», пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...

I. 1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

2. Все бросили в костер.

3. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой, чтобы выбросить в контейнер для мусора.

(То же.)

II. 1. Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.

2. Залили костер водой или засыпали землей.

3. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

(То же.)

Карточка 3.

Ведущий. Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

1. Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

2. Положите птенца в гнездо.

3. Возьмете домой и будете держать его в клетке.

(То же.)

7. «Почемучка».

Ведущий. Члены команд показывают пантомимы на экологическую тему.

Нужно угадать, что это значит и правильно это или нет. Объяснить почему.

8. «Песенная перекличка».

Ведущий. Поем всей командой песни о природе (по очереди). Условие: поем только один куплет. Кто споет больше песен и дружнее за отведенное время, тот побеждает. Начинается перекличка с команды, которая проигрывает.

9. «Игра со зрителями».

Ведущий. Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...».

Варианты ответов:

1) посажу дерево;

2) не буду рвать первоцветы;

3) сделаю скворечник;

4) не буду брать выпавших из гнезд птенцов;

5) не оставлю горящий костер в лесу.

И т. д.

III. Подведение итогов.

Итоги на игровом поле отмечаются условными знаками. Команды награждаются призами.

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсная программа по экологии для 5-6 класса

Экологический праздник для младших школьников. Сценарий

Экологическая конкурсно-игровая программа, 7 класс

Познавательная игровая программа для 5 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!