Опыты и наблюдения зимой для дошкольников

Опыты и наблюдения зимой с детьми дошкольного возраста

Строение дерева. Строение деревьев лучше всего изучать зимой. Летом из-за обилия листьев это сделать труднее. Как было сказано выше, у дерева можно выделить две основные части: надземную (стеблевую) и подземную (корневую). Место перехода подземной части в надземную называется корневой шейкой. Дети находят все названные части, а также почки — листовые и плодовые.

Что можно рассказать детям о корневой системе? Основная масса корней расположена в слое почвы от 20 до 60 см, но вертикальные корни при благоприятных условиях уходят вглубь на 2—3 м. Горизонтальные корни у молодых деревьев распространяются в 2—3 раза дальше, чем проекция окончания ветвей кроны.

Педагог раскапывает почву и показывает детям корни. Однако это надо делать осторожно, чтобы не повредить корневую систему. Корни, находящиеся на небольшом расстоянии от ствола, часто хорошо выступают над поверхностью почвы, особенно в местах пешеходных тропинок. Дети видят: корни бывают такими же толстыми, как и ветви.

Определение деревьев по силуэтам. Зимой необходимо периодически упражнять детей в определении деревьев по силуэтам. Это можно делать в процессе беседы или в виде дидактической игры. К концу пребывания в детском саду дошкольники должны уметь называть все деревья своего участка в летний и зимний период. Для расширения представлений детей на эту тему педагог предлагает им фотографии тех пород деревьев, которые растут на их участке.

Как правило, силуэты бывают очень красивыми, особенно если их рассматривать на фоне синего неба или белого снега. Педагог привлекает внимание детей к деревьям и кустарникам в разное время суток, при разной погоде. Предлагает найти самое красивое дерево, объяснить, почему оно кажется данному ребенку самым красивым.

Однако основная цель таких наблюдений не эстетическая, а сугубо биологическая. Нужно научить детей обращать внимание на цвет коры и ее поверхность (серая, коричневая, зеленая, белая, гладкая, шероховатая, покрытая глубокими трещинами, имеет повреждения), на особенности веток, углы их отхождения от ствола и характер ветвления (толстые прямостоячие, тонкие, повислые), на размер и форму почек. В зимнее время хорошо видны различные повреждения веток и стволов, что летом бывает незаметным из-за обилия листьев.

Цвет коры деревьев и кустарников. Дети отмечают оттенки коры деревьев. Взяв образцы коры зимой, сравнивают их с цветом коры весной. Убеждаются, что весной кора некоторых деревьев приобретает зеленоватый оттенок, особенно на молодых веточках.

Деревья и снегопад. При рассматривании заснеженных деревьев педагог предлагает детям подумать, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты густой листвой. Дети могут наглядно представить, что на облиственных деревьях задержалось бы много снега, и они, не выдержав тяжести, сломались.

Обледенение деревьев. Если зимой выпадет холодный дождь, и деревья покроются коркой льда, воспитатель организует группу для оказания экстренной помощи зеленым друзьям. Осторожно постукивая по веткам деревянными палочками, дети освобождают их от ледяного панциря.

В процессе работы надо следить, чтобы не травмировались ни деревья, ни дети. Во избежание поломок ветвей удары должны быть легкими. Чтобы исключить детский травматизм, воспитатель выбирает кустарники и низкие деревья; под высокими деревьями работают взрослые. При тяжелом оледенении, когда возникает серьезная угроза для деревьев и людей, к работе привлекаются только взрослые, а дети наблюдают издали.

Во всех случаях особое внимание обращается на линии электропередач: растянувшиеся под тяжестью льда провода могут порваться, что приведет к электротравме.

На следующий день педагог привлекает детей к оценке состояния деревьев. Они выясняют, не возникло ли серьезных повреждений деревьев на участке детского сада. Аналогичное задание дается на дом: дошкольники осматривают деревья около своего дома и на улице. Педагог подчеркивает значение проделанной накануне работы: «Видите, благодаря нашим усилиям ни одно дерево на участке не сломалось. А на улице мы видели поврежденные ветки. Значит, мы хорошо помогли своим зеленым друзьям. Летом они нам скажут за это спасибо».

Деревья в инее. Педагог привлекает внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Он образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером — голубым. Воспитатель объясняет, что, в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден. Рассмотрев строение инея (для этого используются лупы) и полюбовавшись красотой своего участка, дети стараются сохранить возникшую картину как можно дольше, не прикасаясь к деревьям и не сбивая белоснежного покрова. В это время хорошо поиграть в царство Снежной Королевы и другие игры.

Абсолютный и относительный покой деревьев. Как говорилось в предыдущем разделе, зимой деревья «спят». Убедиться в наличии двух периодов покоя поможет простой опыт. Дети срезают ветки любых деревьев или кустарников и ставят их в воду. Первый раз это делают в ноябре, затем — в декабре, январе и т.д. до весны. Для регистрации времени распускания почек заводят календарь наблюдений и вертикальными черточками отмечают каждый прошедший день. Черточки располагаются в строчку. Ежемесячные отметки располагаются строго друг под другом так, чтобы первый день отмечался под первым, второй — под вторым и т.д.

В ходе эксперимента дети убеждаются, что в ноябре и декабре ветки либо не распустятся, либо распустятся нескоро. Чем позже они срезаны, тем быстрее распускаются. В марте и особенно апреле это произойдет за 2—3 дня.

Проверка народной приметы. Эксперимент, описанный выше, позволит проверить народную примету: если веточка вишни, срезанная на Спиридона-Солнцеворота (25 декабря) и поставленная в воду или во влажный песок, расцветет к Рождеству (7 января), урожай на садовые культуры ожидается хорошим, если не расцветет — плохим.

Строение почек. В середине зимы педагог начинает знакомить детей с почками. Сначала они рассматривают крупные почки тополя и сирени. Для этого каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение.

Дети самостоятельно делают открытие: почки — туго скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» — плотные темные чешуйки, скрепленные липкой смолой, чтобы они не раскрылись раньше срока от ветра. Придет время — смола исчезнет, и почки распустятся.

Почки разных деревьев. На следующих занятиях дети рассматривают почки других деревьев; убеждаются, что их размер и форма не одинаковы. Запоминают, как выглядят почки разных деревьев. Выясняют, у каких деревьев участка и прилежащей территории почки самые крупные и самые мелкие. Составляют коллекцию почек, пришивая небольшие веточки разных деревьев на один лист бумаги.

Роль снега в жизни растений (цикл опытов). Для определения роли снега в жизни растений проводится цикл опытов.

• Зимой дети на своем участке выполняют работу по снегозадержанию, подсыпая снег с дорожек под деревья.

• Для понимания биологического смысла данного агротехнического мероприятия осенью педагог показывает детям части растений, которые должны сохраниться до весны: корни, корневища, семена. Снег служит для них одеялом. Хоть под ним и холодно, но не так, как на открытом месте.

• Пониманию роли снега способствует модельный опыт: дети наливают воду в две одинаковых емкости (например, в бутылки), одну оставляют на открытом месте, вторую без предварительного охлаждения закапывают в снег. Когда на стенках первой емкости появляется лед, выкапывают вторую емкость. На ее стенках льда нет.

• Зимой (в конце января — в феврале) педагог предлагает детям раскопать снег в том месте, где летом росли злаки (пырей, житняк и др.). Дети обнаруживают молодую зеленую траву длиной 10—20 см. Снеговую яму сразу же засыпают, иначе растения вымерзнут.

• В период таяния снега сравнивают состояние почвы в местах, где снега было мало и много. В первом случае почва будет сухой или слегка влажной, во втором — очень мокрой.

• Весной дети проверяют, где раньше появится трава: там, где снега много, или на открытых местах, где ветер сдувал снег. Убеждаются, что на открытых местах травы меньше. Если таких открытых участков около детского сада нет, можно в порядке эксперимента систематически сгребать снег с какого-то одного места.

В итоге данного цикла опытов у детей сформируется прочное осознанное представление о роли снега в жизни растений: 1) зимой снег согревает растения, 2) весной при таянии растения получают много воды. Снеговая вода особо ценная, она намного полезнее, чем обычная. (Для сведения воспитателя: ученые установили, что в талой воде молекулы располагаются упорядоченно, поэтому она обладает повышенной биологической активностью; семена, намоченные в такой воде, быстрее прорастают, проростки растут более интенсивно, растения бывают более крепкими. Такая вода полезна не только растениям, но и животным, а также человеку — при условии, что она не загрязнена различными примесями, содержащимися в воздухе.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за снегом»

Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем»

Весёлые старты для подготовительной группы в детском саду. Сценарий

Консультация для воспитателей групп раннего возраста

Развитие воли у детей дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!