Консультация для воспитателей групп раннего возраста
Полезные советы и рекомендации для воспитателей группы младшей группы
Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра — первое, чему нужно научить любого малыша.
Именно в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей, не будут ли его обижать... Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя.
Уютная группа и обилие новых красивых игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе — помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимется, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре с ними. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия.
Хорошо, если мамам разрешено находиться вместе с детьми. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и менее напряженным. Если малыш увидит, что мама активно участвует в ходе занятия, то и сам с увлечением вступит во все предложенные игры. Конечно, постепенно и незаметно роль мамы на занятиях должна сокращаться до минимума.
Адаптация к детскому саду — сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!
Вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Как правило, такие группы работают 2—3 раза в неделю, и ребенок находится в них от 30 до 50 мин.
Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад.
На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр.
Виды игр |
Описательная характеристика игр |
1 |
2 |
Подвижные |
«Прятки», «Догонялки», «Поймай собачку», «Передай кошку», «Маленький — большой», «Дождик и солнышко», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль», «Принеси предмет» и т.д. |
Спортивные |
Ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, упражнения в равновесии, бег, общеразвивающие упражнения |
Музыкальные |
Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений, пение и подпевание, танцы под музыку |
Стихотворные (физкультминутки, пальчиковые, хороводы, марши) |
Физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Как на горке снег»; пальчиковые игры: «Этот пальчик — мама», «Сорока-белобока»; хороводы: «Как на наши именины», «Мыши водят хоровод», «Раздувайся, пузырь»; марши «Большие ноги шли по дороге» и т.д. |
Упражнения для развития речи |
Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры на понимание слов: «Что это?» «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?», пополнение активного словаря детей |
Игры - драматизации |
Инсценировка сказок и потешек: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Кошкин дом» и т.д. |
На развитие мелкой моторики рук |
«Переложи горох», «Переложи крупу ложкой», «Мозаика», «Наполни бутылку палочками», «Сними прищепки», «Прикрепи магниты», «Забиваем гвозди», «Шнурки» и т.д. |
Артикуляционная гимнастика |
Дыхательные упражнения: «Дуем на одуванчики, ватку, мелкие бумажки, воду», «Играем на трубе», «Мыльные пузыри»; упражнения для подвижности артикуляционного аппарата: «Как воет волк», «Котенок лакает молоко», «Лошадка» и т.д. |
С дидактическими предметами |
Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вкладышами, матрешками, брусками, водой и т.д. |
Ролевые |
Игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить): «Магазин», «Доктор», «Стройка», «Моем посуду», «Разговариваем по телефону» и т.д. |
Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления и т.д. |
«Подбери двери к домикам», «Кто на чем играл?», «Раздели предметы на две группы», «Найди одинаковые предметы», «Убери лишний предмет», «Что исчезло?», «Подбери заплатку на коврик», «Найди бабочке ее крылышко», «Чем отличаются предметы?», «Что изменилось?» и т.д. |
1 |
2 |
Конструирование |
Строительство из деревянных деталей башенок, поездов, столов, домиков и т.д.; из различных видов пластмассового конструктора дороги, стены домов, дома, башни, подъемные краны, машинки и т.д. |
Рисование |
Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками: пальчиками, ладошками, поролоновыми тампонами, кисточками |
Лепка |
Лепка из пластилина и глины |
Аппликация |
Наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей |
Чтобы сделать занятия более эффективными, обратите внимание на следующие моменты:
— проводите занятия с детьми систематически в предложенной последовательности;
— представленный материал каждого тематического занятия рассчитан на проведение 2—3 занятий (в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей). Вы можете разделить материал одного занятия на несколько частей и провести их в разные дни. Дети любят играть в одни и те же игры. Чтобы малыши могли запомнить основные игры, повторяйте их на каждом из этих занятий;
— вы можете выбрать и провести с детьми отдельные выборочные игры;
— до начала занятия ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал;
— не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребенок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадет или не ударится. Если вы не можете гарантировать полной безопасности проведения данной игры — не проводите ее;
— организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;
— в начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр;
— ваша речь должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой;
— важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
— если некоторые дети отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;
— будьте доброжелательны и уважительны к детям;
— похвала — прекрасный стимул для дальнейшего развития ребенка. Не забывайте об этом! Не акцентируйте внимания на неудачах ребенка, лучше поощряйте его успехи;
— занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком физкультминутки, упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях;
— помните сами и чаше напоминайте родителям, что ни один ребенок не может вырасти счастливым, если мама и папа не будут проявлять свою любовь к нему. Ребенку в любом возрасте, а тем более такому малышу, нужно, чтобы его обнимали и целовали.
Что должен знать ребенок к 2 — 3 годам.
Общение со сверстниками:
— развивается умение играть рядом, а к середине года и вместе со сверстниками;
— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Усвоение социальных норм поведения:
— воспитываются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
— начинает складываться произвольность поведения;
— ребенок осознает свое «я».
Умственное развитие:
— формируются представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и различии;
— подбирает подобные предметы, группирует их по определенному признаку.
Развитие представлений об окружающем мире:
— может называть окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, транспорт);
— учится называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны.
Развитие речи:
— учится понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
— самостоятельно рассматривает и обсуждает картинки, книжки, предметы;
— рассказывает об интересующих его событиях;
— приучается слушать взрослых, обогащая свой словарь;
— отчетливо произносит звуки, кроме некоторых свистящих, шипящих и сонорных;
— употребляет предлоги и вопросительные слова;
— отвечает на вопросы, ведет диалоги.
Математические представления:
— учится различать количество предметов (один, два, много);
— обозначает в речи контрасты предметов: большой — маленький, высокий — низкий;
— учится различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпич;
— ориентируется в окружающем пространстве.
Физическое развитие:
— формируется умение сохранять равновесие;
— учится бегать в одном направлении, ползать, лазать, катать, бросать, метать мяч, прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед;
— выполняет общеразвиваюшие упражнения;
— приучается к совместным подвижным играм.
Рисование:
— учится изображать знакомые единичные предметы округлой формы;
— задумывается над тем, что он нарисовал;
— рисует разные палочки и линии, пересекает их;
— учится правильно держать карандаш или кисть.
Лепка:
— лепит из глины и пластилина, отламывая маленькие комочки от большого куска;
— скатывает шары, приплющивает их пальцем или между ладонями, раскатывает колбаски, учится соединять две детали в один предмет.
Аппликация:
— учится выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисточки и затем наклеивать фигуры.
Рекомендуем посмотреть:
Что должен знать ребенок в 3 года в детском саду
Тематический день «У солнышка в гостях» в детском саду во второй младшей группе
Игры на развитие речи для детей 3-4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!