Литературный досуг в подготовительной группе

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Творчество С. Я. Маршака»

Действующие лица: ведущий, почтальон, Рассеянный, Кузьма- пожарный, кошка, Ванька-Встанька, доктор, 2 няньки.

Предварительная работа

На занятиях по родному языку провести беседу по произведениям С. Я. Маршака (произведения, предусмотренные программой воспитания в детском саду для всех возрастных групп), повторить стихи.

На занятиях по изобразительной деятельности предложить детям нарисовать любимых героев.

На музыкальных занятиях разучить «Парную пляску», карельская народная мелодия, обработка Е. Туманян.

Втайне от детей группы подготовить:

а) инсценировку «Ванька-Встанька» Е. Соковниной;

б) роль почтальона.

Организовать в группе выставку произведения С. Я. Маршака, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, оформить выставку детских рисунков.

В зале на центральной стене поместить портрет С. Я. Маршака. Простенки украсить аппликацией с изображением литературных героев. К портрету поставить живые цветы. Стульчики расставить рядами.

Ход досуга

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вас ждут интересные встречи с героями книг С. Я. Маршака, которых вы знаете и очень любите. Вспомните, какие книги С. Я. Маршака вам читали? Каждую весну дети нашей страны празднуют Книжкины именины. Сегодня этот праздник у нас. Интересно, какие книжки придут к нам в гости?

(Стук в дверь.)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумке на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

С. Маршак. Почта

Ведущий открывает дверь, входит почтальон.

Ведущий. Это он, это он... Кто, ребята?

Дети. Ленинградский почтальон.

Почтальон. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуй, почтальон!

Почтальон. А откуда вы меня знаете?

Ведущий. Вы пришли к нам из книжки С. Я. Маршака. Почтальон. Правильно. А ребята знают, как называется эта книга?

Дети. «Почта».

Почтальон. Молодцы! А у меня для вас посылка есть. Ведущий. Интересно, что же в ней?

Почтальон. А вот отгадайте! Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?

Если дети затрудняются с ответом, почтальон вскрывает посылку и, показав им книгу, спрашивает: «Что это?»

Дети. Книга.

Почтальон. Получите посылку.

Ведущий. Спасибо тебе, почтальон. У нас сегодня праздник, и эта посылка - лучший подарок для ребят. Оставайся у нас на празднике, будем вместе веселиться.

Почтальон. Большое спасибо, с удовольствием останусь. (Садится с детьми).

Ведущий. Какая красивая, большая книга! (Рассматривает с детьми обложку, читает название «Волшебная книга», открывает первую страницу.) Сейчас узнаем, кто в ней живет.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

С. Маршак. Вот какой рассеянный

Дети, из какой книжки эти стихи? Ребята, кто написал про Рассеянного?

Стук в дверь, вбегает Рассеянный. Пальто застегнуто не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода. Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, спрашивает.

Это что за остановка –

Бологое иль Поповка?

(Подходит к ведущему и дергает его за рукав.)

Глубокоуважаемый

Ваногоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Рассеянный (опять оглядывается и испуганно восклицает). Ой, да это же моя остановка, я опять попал не туда! (Пытается уйти.)

Ведущий. Как раз вы попали туда, куда надо. Вы ведь из книжки С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»?

Рассеянный. Нет, вы ошибаетесь, я из книжки К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Ведущий. Дети, вы только послушайте, что говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр»?

Дети. Нет!

Ведущий. Ну что ты, Рассеянный! Ты опять все перепутал. Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.

Дети. С. Я. Маршак.

Рассеянный (огорченно). Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот. Об этом даже в песенке моей поется.

Исполняется «Песня Рассеянного» (музыка Э. Богусловской).

Я Рассеянный с улицы Бассейной.

Вместо шапки на ходу

Я надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный, рассеянный!

Ведущий. Очень хорошая песенка. И детям всем понравилась. Оставайся у нас на празднике.

Рассеянный. Останусь, так и быть! Этот трамвай мне как раз подойдет, может, до нужной остановки доеду, а заодно и повеселюсь. И пассажиры здесь все веселые. (Показывает на детей.) И вагоноуважатый хороший (показывает на ведущего), до вокзала довезет. А билет у меня в кармане, вот он (достает, не глядя, носовой таток), я его в буфете купил. Ну, что вы, дети, смеетесь? Ну что здесь смешного? Вы что, билет никогда не видели? (И опять, не глядя, прячет таток в карман.)

Ведущий (смеясь). Ну, что ж, Рассеянный, садись, поехали!

Ведущий открывает вторую страницу «Волшебной книги». На ней изображен Кузьма-пожарный, под иллюстрацией отрывок из произведения «Пожар». Ведущий читает:

На площади базарной

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг -

 

На север,

На юг,

На запад,

На восток, -

Не виден ли дымок?

Ведущий. Дети, из какой книжки эти стихи?

Дети. Из книжки «Пожар».

Ведущий. Здесь даже картинка есть. Посмотрите. (Показывает Кузьму-пожарного). Кто это нарисован? (Дети отвечают.) Молодцы, дети, а вы хотите встретиться с Кузьмой?

Дети. Да!

Ведущий. Он придет только тогда, когда кто-нибудь прочитает стихи из книжки «Пожар».

Ребенок читает, садится. Ведущий хвалит его. Вбегает Кузьма с брандспойтом в руках.

Кузьма.

Я слыхал, меня тут звали,

Про меня стихи читали.

Без оглядки к вам бежал,

Думал я, что здесь пожар.

Ведущий.

Успокойся, друг Кузьма.

Не горят нигде дома.

Знают дети, как не знать,

Что с огнем нельзя играть.

Кузьма. Правильно, молодцы! Тише, тише, кто-то плачет. (Открывает дверь.) Ой, дети, да здесь же кошка.

Кузьма вводит кошку, она утирает слезы.

Кузьма. Кошка, что ты плачешь, успокойся.

Кошка продолжает плакать.

Кузьма. Дети, а я догадываюсь, из какой книжки пришла эта бедная-бедная кошка.

Звучит отрывок грамзаписи музыкального спектакля «Кошкин дом». В качестве второго варианта можно использовать загадку Кузьмы-пожарного.

Здесь теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем...

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно.

Этот дом сгорел дотла!

С. Маршак. Кошкин дом

Ведущий. Чей это дом?

Дети. Кошкин дом.

Кузьма. Видите, дети, до чего доводит игра с огнем? Вы помните, какой был у кошки красивый дом, большой, светлый: «Ставеньки - резные, окна - расписные». А теперь у нее нет дома. Но ты не плачь, кошка, что тебе негде жить. Оставайся у ребят в детском саду, они тебя не обидят.

Ведущий предлагает Кузьме и кошке сесть рядом с детьми.

Ведущий. Читаем дальше нашу книгу. (Переворачивает страницу.) На этой странице необычная загадка! Ну-ка, отгадайте.

Ставит перед детьми деревянную кроватку. В стороне приготовлены простыня, одеяло, подушка.

Инсценировка «Ванька-Встанька».

Участвуют дети: Ванька-Встанька, две няньки, доктор, ведущий.

Костюмы: у Ваньки-Встаньки — русская яркая косоворотка; у нянек - передники и кокошники или белые наколки на голове; у доктора - белый халат, шапочка, на руке чемоданчик; у ведущего - нарядный костюм.

На переднем плане - кроватка, которую можно сделать, соединив два стульчика сиденьями. На кроватке матрасик. В стороне приготовлены простыня, одеяло, подушка.

Няньки сидят в одной стороне, Ванька-Встанька и доктор - в другой.

Ведущий (подходит к кроватке).

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно веселых скворчат из гнезда.

Один только мальчик по имени Ванька,

По прозвищу Встанька не спит никогда.

У Ваньки у Встаньки несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет, приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять!

К кроватке подбегают няньки. Одна встряхивает простынку, другая взбивает подушку и застилает постель. Няньки бегут за Ванькой- Встанькой и приводят его к кроватке. Няньки укладывают Ваньку спать, а он садится. Няньки качают головами, всплескивают руками, а Ванька (сидя на кровати) покачивается из стороны в сторону.

Ведущий.

Укроют его одеялом на вате,

Во сне одеяло отбросит он прочь,

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребенок всю ночь!

Няньки бегут и приносят большое одеяло. Укрывают Ваньку и снова стараются его уложить.

Ведущий. Лечил его доктор из детской больницы...

Няньки бегут к доктору, кланяются ему. Доктор идет к Ваньке. Осматривает его, постукивая пальцем по лбу.

Ведущий. Больному сказал он такие слова...

Доктор.

Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова!

Доктор уходит. Няньки плачу. Ванька вскакивает с кровати и весело пляшет.

Ведущий (берет за руку Ваньку-Встаньку и спрашивает у детей). Дети, кто знает, как называется стихотворение про этого непослушного мальчика?

Дети. Ванька-Встанька.

Ведущий. Наши дети любят стихи. С. Маршака, и многие знают их наизусть. Кто хочет прочитать стихи?

Дети читают стихи по желанию.

Ведущий. Хорошо читают стихи наши дети. Все любят книжки и дружат с ними. Сегодня они с удовольствием приглашают героев книги С. Маршака на танец.

Исполняется «Парная пляска», карельская народная мелодия, обработка Е. Туманян.

Дети садятся на места, а герои книг выстраиваются лицом к ним. В руках у литературных героев книги С. Маршака. Общее количество книг равно численному составу детей группы. К героям книг подходят двое детей.

1-й ребенок.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

2-й ребенок.

Наша книга детская...

Смелая и честная –

Верный друг ребят!

С. Михалков

Герои дарят детям книги С. Я. Маршака. Дети благодарят их. Досуг заканчивается парадом героев. Под звуки марша дети, стоя, провожают их громкими аплодисментами.

Рекомендуем посмотреть:

Зимний физкультурный досуг в ДОУ. Подготовительная группа

Развлечение путешествие в детском саду для детей подготовительной группы на тему: Свойства воды. Сценарий

Весёлые старты для подготовительной группы в детском саду. Сценарий

Экологическое развлечение в подготовительной группе

Игра путешествие в детском саду на тему: Сказки для детей подготовительной группы

Нет комментариев. Ваш будет первым!