Внеклассное мероприятие в начальной школе. Андерсен

Беседа с элементами театрализации для детей младшего школьного возраста «Мой Андерсен»

Цели: в форме беседы с элементами театрализации показать трудную жизнь Г.-Х. Андерсена; раскрыть идейный замысел его сказок; развивать интерес к жанру сказки, к театральному искусству.

Оборудование: портрет Г.-Х. Андерсена, картины на сюжеты его сказок, костюмы персонажей, фонограмма, мультфильмы.

Действующие лица: ведущий, персонажи инсценировок, дети.

Ведущий. Прошу вас обратить внимание на портрет писателя и иллюстрации к его сказкам. Подумайте, о ком сегодня пойдет речь?

Дети. О сказочнике Гансе Христиане Андерсене.

Ведущий. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в семье бедного башмачника в крошечном городке Одензе в Дании. Детство сказочника прошло в скромном, бедном доме. Все, что он видел вокруг себя, ожило в его сказке. Семье жилось очень трудно. В двенадцать лет мальчику пришлось идти работать на суконную фабрику ткачом. Учился он только по вечерам - в бесплатной школе для бедняков, и учился просто отлично. Много времени Уделял любимым сказкам. Он решил стать писателем и говорить людям правду, как мальчик из его сказки о Голом Короле. Андерсена знают и любят все дети и взрослые.

Итак, Андерсен писал сказки. А какова их история?

В записи звучит музыка композитора Г. Гладкова из альбома «Сказочная дискотека».

«СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

(рассказ об истории создания)

Сказочник. Пыля и сверкая, шли по улицам звездные полки императорских гренадеров, все им кричали «ура». Блестящие пуговицы, малиновые воротники, сверкающие, точно маленькие солнышки, эполеты! Веселая забава!

Лишь один человек в городе молчал - старый сапожник Андерсен. Он не любил шутовства. Но семье не хватало средств на существование. И тогда он пошел в солдаты вместо одного богача, который ему щедро заплатил. Грянул бой. Солдат отличился своей храбростью, за которую должен был получить награду. Но император проиграл войну, а солдат проиграл свою жизнь. Из последнего похода старый Андерсен вернулся совсем больным и вскоре умер, не успев починить последний солдатский сапог. Вот почему Г.-Х. Андерсен написал эту сказку, запечатлев в ней вечную память об отце. (Звучит муз. Г. Гладкова «Скороход»),

«Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет!»

«ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ» (инсценировка)

Действующие лица: автор, девочка, Андерсен.

Автор. Это было в Копенгагене. В тот день под Рождество одна девочка продавала спички.

Девочка (тихо). Купите, господин! Купите, пожалуйста!

Автор. Ни тихое «пожалуйста», ни дрожащая ручонка - ничто не могло ей помочь. Люди не желали останавливаться. Похрустывал снег, мороз крепчал, а девочка по-прежнему стояла на углу. И вдруг, когда она совсем озябла, ее голосок сломался, будто хрупкий новогодний шар.

Девочка. Купите... пожа... (умолкает).

Андерсен. Возьми, пожалуйста.

Андерсен опускает монетку на ладонь девочки. Девочка поднимает глаза. Видит бедно одетого человека.

Андерсен. Возьми монетку. У меня еще есть.

Девочка. Вы добры, но я не могу взять последнее (возвращает монетку).

Андерсен. Я всю жизнь помнил об этой девочке. А годы спустя написал сказку «Девочка со спичками».

Автор. В той сказке девочка умерла. Но по-прежнему бедные дети, точно тоненькие свечи, стояли на улицах. И добрый Андерсен знал: если они погаснут, в Копенгагене станет темно и грустно. Вот почему он и написал сказку с таким печальным концом. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.

Звучит муз. Г. Гладкова «Здравствуй, сказка».

«ДЮЙМОВОЧКА» (инсценировка)

Действующие лица: автор, отец, мать, Христиан.

(Д' инсценировке -муз. из мультфильма «Дюймовочка».)

Автор. У Андерсена есть прекрасная сказка о Дюймовочке. Почему он написал ее? Слушайте...

Каждую весну Христиан мерил свой рост. Мальчик становился к дверному косяку, а мать делала новую зарубку.

Зарубки ставились все выше, и родители радовались.

Мать (восторженно). Как вытянулся ребенок за зиму! Подумать только!

Автор. Но однажды, взглянув на зарубку, родители ахнули.

Мать. Боже! Да если так пойдет дальше, что будем делать?

Отец. Нам придется прорубать в потолке дырку. Наш дом слишком мал для такого великана.

Христиан (печально). Как же мне быть? Как стать меньше?

Автор. А когда стаял снег, проснулись ручьи, отец отложил молоток и позвал сына.

Отец. А не пойти ли нам в поле?

Автор. Вот и поле. Море цветов вокруг. Здесь Ганс заметил: из большого алого цветка медленно выполз шмель.

Христиан (удивленно). Папа! Папа! Они живут там?

Отец (равнодушно кивает головой). Да. Разве ты не знал?

Христиан. Не знал. Как хорошо стать маленьким и жить в Цветочном бутоне. Среди цветов можно увидеть маленьких эльфов. Они живут в бутонах цветов. Мне бы тоже хотелось жить с ними, быть маленьким.

Автор. Вот из этих детских впечатлений и родилась впоследствии сказка «Дюймовочка».

«ОГНИВО»

(рассказ об истории создания)

Во время рассказа звучит муз. Г. Гладкова из альбома «Здравствуй, сказка».

Ведущий. Давным-давно в городе Копенгагене король Христиан IV построил круглую башню. Эта башня стояла на главной городской площади. Жители Копенгагена гордились ею. Но их смущало то, что у них нет своей мрачной легенды о ней.

И тогда жители города обратились к Андерсену, чтобы он сочинил что-нибудь мрачное для их круглой башни. Андерсен согласился. Долго-долго писал он сказку. А когда написал, то увидел, что ни о башне, ни о Копенгагене в ней не было ни слова. И придумал: «А что если сравнить глаза собаки с башней? Нелепо, но неожиданно, и невольно запомнит каждый». Великий сказочник так и поступил. И если кто-то приезжает в Копенгаген, он идет на площадь, чтобы посмотреть на это чудо.

ДОЛЛАР АНДЕРСЕНА

(рассказ)

Звучит муз. Г. Гладкова «Сказка сказок».

Ведущий. Андерсену всегда жилось нелегко. А одной зимой было так плохо, что он даже не мог выходить из дома. Не было пальто. Андерсен осень сердился. Про себя часто говорил: «Каков мир? Я дарю ему сказки, дарю радость, я он не хочет подарить мне даже старенькое пальто... А может быть, это плата за шутку. Недавно я написал о голом короле. И вот я почти голый сказочник». Вдруг Андерсен рассмеялся. Он так смеялся, что на площади собралась толпа зевак. Из толпы раздается тихий голосок: «Да он почти раздет, наш великий Андерсен, а на дворе зима!». К ночи, наверное, смеялся весь Копенгаген. Вечером в дверь к Андерсену позвонили. Это почтальон принес письмо. Христиан вскрыл конверт и... покраснел. Там был доллар, а затем выпал небольшой листок бумаги. Один мальчик из Америки прислал ему свои сбережения. Андерсен улыбнулся. Пусть нет пальто, но зато его любят. Все копенгагенские богачи сегодня завидуют Андерсену. Долларов у них миллионы, но такого доброго у них нет.

ГАДКИЙ УТЕНОК (рассказ об истории создания)

Звучит муз. из м/ф «Гадкий утенок».

Ведущий. Одной из лучших своих сказок Андерсен считал сказку «Гадкий утенок». Однажды ему предложили написать свою биографию. Он не знал, с чего начать. И вдруг на ум пришла фраза из далекого детства: «Гадкий утенок». Так его кто-то называл в детстве. И Андерсен часто плакал от обиды, а потом начинал мечтать. Обычно он мечтал в сумерки, когда все затихало. И каждый звук будто говорил: «Утешься». В мыслях он становился красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а главное - у него будут нормальный нос и нормальные уши.

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки, в которых говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди по праздникам могли менять носы и уши.

«Как трогателен наш Андерсен», - говорили люди. Они видели его прекрасным лебедем.

Эта сказка - одна из самых добрых и чистых, потому что олицетворяет надежду, веру в светлое будущее.

ЛЕГКАЯ ЗЕМЛЯ

(инсценировка по Г. Цыферову)

Действующие лица: автор, взрослые, дети, слепой певец.

Звучит муз. Г. Гладкова «Прощай, сказка».

Автор. Что сказать о смерти Андерсена? Лучше вспомнить сказку. Была когда-то древняя страна. И ходил по той стране слепой певец. Всюду он пел свои песни и шел дальше. Его встречали и взрослые, и дети.

Взрослые. Ты кто?

Слепой певец. Я человек с закрытыми глазами.

Дети. А почему ты стучишь палкой?

Слепой певец. Я ищу легкую землю, где можно посадить мои цветы.

Автор. Слепой певец умер, и плакала вся страна.

Дети. Ну что вы, просто он нашел легкую землю, где можно посадить цветы.

Автор. И целые столетия цвели на той земле розы. А спустя тысячу лет в ту страну приехал Андерсен и нашел прекрасную розу. О той розе он и написал сказку. Теперь на земле Андерсена, на маленьком холмике, тоже цветут розы.

Дети. Нет, нет. Он не умер, он просто нашел легкую землю.

Автор. Великие поэты и сказочники никогда не умирают! Они просто находят легкую землю, чтобы посадить там цветы.

В конце праздника рекомендуется просмотр мультфильмов «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Огниво».

Можно предложить домашнее задание: нарисовать рисунки к любой понравившейся сказке Г.-Х. Андерсена. Затем провести конкурс рисунков.

Автор: Юлия Александровна Вакуленко

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для начальной школы «Что? Где? Когда?»

Внеклассное мероприятие на тему Осень, 1-2 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Книга

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие в 3 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!