Устный журнал в начальных классах

Что мы знаем о народном творчестве (устный журнал для младших школьников)

1-я страница «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»

Ведущий. Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество - это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни. Вот сколько всего! И все это относится к устному народному творчеству. Давайте начнем с пословиц.

Чтец.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте вспомним их, друзья.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

И почитай учителя,

Как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

Грамотей не тот, кто читать умеет,

А кто слушает да разумеет.

Ведущий. А теперь, ребята, первое задание. Каждой группе я раздаю написанные вразброс пословицы. Ваша задача - как можно быстрее их прочитать.

Ведущий. С этим заданием вы справились замечательно. А сейчас, в заключение первой страницы нашего журнала, мы с вами будем разгадывать кроссворд.

По горизонтали:

5. ... за деньги не купишь. (Здоровье.)

7. Знает кошка, чье ... съела. (Мясо.)

8. Кончил ..., гуляй смело. (Дело.)

10. ... - делу венец. (Конец.)

11. Каждый ... свое болото хвалит. (Кулик.)

12. ... в правду рядилась, да о правду разбилась. (Ложь.)

По вертикали:

1. Лучше синица в руках, чем ... в небе. (Журавль.)

2. Корова черная, да ... белое. (Молоко.)

3. Доброе ..., добрый и всход. (Семя.)

4. Каков ..., таково и стадо. (Пастух.)

5. На ловца и ... бежит. (Зверь.)

6. Куда ..., туда и тучи. (Ветер.)

9. Лето собирает,... съедает. (Зима.)

Ведущий. К устному народному творчеству относятся и поговорки. Это маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление. Я расскажу вам о некоторых из них.

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши». Эта поговорка существует со времен, когда ремесленники делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Для этого надо было вначале отколоть, отбить от бревна кусочек — «баклушу». Заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Это было легкое, пустяковое дело. Отсюда и выражение - «бить баклуши» - то есть заниматься легким делом.

Другое крылатое выражение — «Белены объелся». Белена — это ядовитое растение. И тот, кто съест плоды белены, становится как бы безумным. Теперь понятно, почему слова «Да ты, верно, белены объелся» применяются в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».

И последняя на сегодня поговорка: «Заруби себе на носу». Она означает: запомнить что-либо крепко-накрепко, навсегда. Но слово «нос» в этой поговорке не означает обычный нос, орган дыхания. Как это ни странно, оно означает «памятная дощечка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки для памяти. Итак, вы поняли, что поговорка «Заруби себе на носу» означает запомнить что-либо.

2-я страница. Загадки

Ведущий. Следующая страница нашего журнала будет посвящена загадкам. Я думаю, что такое загадка, вам объяснять не надо. Конечно же, все любят разгадывать загадки, и сейчас я проверю, как вы умеете это делать.

Загадки для I группы:

1. Яичко в чашечке с дерева упало, но не разбилось. (Желудь.)

2. Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мной и вся семья. (Пятерка.)

3. Я вырос на грядке, характер мой гладкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук.)

4. Без ног и без крыльев оно, повсюду летает, часы собирает. „ (Время.)

5. Из меня берут порою реки свой исток, а в руках твоих открою я любой замок. (Ключ.)

Загадки для II группы:

1. Черных ягод пышный куст-хороши они на вкус! (Смородина.)

2. Вечером родится, ночью живет, утром умирает. (Роса.)

3. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник.)

4. Слаще меда, мягче пуха - «отдохни» - все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить. (Подушка.)

5. Сер, но не волк, длинноух, но не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

Загадки для III группы:

1. Я фигура небольшая, точка подо мной большая. Коль спросить что соберешься, без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

2. Шея длинная такая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а ее лентяи - нет! (Двойка.)

3. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

4. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождь.)

5. У маленькой Катюшки уселся на макушке не мотылек, не птичка - держит две косички. (Бант.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А вы знаете, что загадки бывают многозначными? Это когда к одной загадке можно подобрать несколько ответов. Например:

Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь,

И прятаться начнут.

(Дождь, солнце, снег, ветер.)

Давайте с вами разгадаем их.

- Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар, шприц.)

- Ах, не трогайте меня: обожгу и без огня. (Крапива, утюг, йод.)

- Кто может выйти в поле, не покидая своего дома? (Улитка, черепаха.)

3-я страница. Нескладухи и небылицы

Ведущий. Мы открываем третью страницу нашего устного журнала, которая нам расскажет о небылицах и нескладухах. Давайте с вами послушаем частушку:

Я с высокого забора прямо в воду упаду,

Ну, кому какое дело, куда брызги полетят!

Это нескладуха в прямом смысле слова: последний стих совсем не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифму к слову «упаду», а ее нет. А сейчас давайте послушаем наскладухи. Ну-ка, где наши частушечники?

1. Вы послушайте, ребята, нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется, в бане парится медведь.

 

2. Сидит заяц на березе при калошах и часах.

Я спросила: Сколько время?

- Неженатый, холостой.

 

3. Сапоги мои с карманом, а жилетка с каблуком,

Что-то мельница не мелет - видно, холодно рукам.

Ведущий. Повеселились? А сейчас мы разберем не менее веселый вид народного творчества - небылицы.

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина, да неслыхалыцина.

 

По поднебесью сер медведь летит,

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает.

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела.

Малы деточки, поросяточки,

По сучкам сидят, по верхам глядят.

По верхам глядят, улететь хотят.

 

Таракан гулял, гулял за печью,

Вдруг да выгулял он на белый свет.

Увидал таракан в лохани воду:

— А не то ли, братцы, море синее?

Увидал таракан - из чашки ложками хлебают:

— А не то ли, братцы, корабли бегут,

Корабли бегут, на них гребцы гребут?

Сценка «Два друга»

- Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

- Велика дыра?

— Один ворот остался.

— Язык болтает, рукам мешает.

- Делу время, а потехе час.

- Как у наших у ворот собирается народ,

Все-то с ложками, да с трещотками.

- Гуси в гусли, утки в дудки,

— Чечетки в трещотки,

- Чайки в балалайки,

- Свиристели в свирели,

- Кукушки в свистушки.

- Скворцы в бубенцы.

- Играют, играют, всех потешают.

Ведущий. Где наши музыканты, где певицы, пусть споют нам небылицы!

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.

Неужели в этом доме половицы лопнут?

Припев:

Здорово, здорово у ворот Егорова,

А у наших у ворот все идет наоборот.

 

А наш дедушка Иван посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Припев:

Если Степа ты аль Федя, то поймай в лесу медведя.

На медведе поезжай, всех парнишек созывай.

Припев:

Как на Катин день рожденья

принесли бидон с вареньем.

Так наелись я и ты, разболелись животы.

Припев:

Песни петь — ноги кривые, плясать — голос не дает.

Я пошел бы к Юле в гости, да не знаю, где живет.

Припев:

На болоте, на снегу, укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе, умирает со смеху.

4-я страница «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Ведущий. Ребята! Ну, вот мы и дошли до последней страницы нашего журнала. На этой странице мы с вами поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все! Конечно, ведь в сказках дана бесконечная воля воображению. Они полны чудес, учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок? Тогда я хочу проверить, насколько вдумчиво и внимательно вы их читали. Сейчас мы проведем несколько конкурсов по русским сказкам.

«Уроки добрым молодцам и красным девицам»

Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок:

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. («Лиса и волк».)

2. Как аукнется - так и откликнется. («Лиса и журавль», «Журавль и цапля».)

3. Слушайся старших. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

4. Друзья познаются в беде. («Кот, петух и лиса».)

5. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады - получишь жениха. («Крошечка-Хаврошечка».)

«Сказочные чемпионы»

Ребята, помогите мне составить список победителей.

1. Избушка - чемпионка по прыжкам на месте. (Избушка на курьих ножках.)

2. Гонщик на печи. (Емеля.)

3. Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и судьбу решает. (Иван.)

4. Укротитель дикого животного. (Иван Царевич, «Иван Царевич и Серый волк».)

5. Гимнаст, исполнивший цирковой трюк «в одно ухо влезает, а в другое вылезает». (Иванушка, «Сивка-Бурка».)

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. Я думаю, что нам было интересно путешествовать по миру русского фольклора.

Автор: Коробова Н. С.

Рекомендуем посмотреть:

Развлекательное мероприятие для младших школьников. Сценарий

Сценарий театрализованного представления ко Дню Земли для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе «По страницам любимых сказок»

Юмористические сценки для начальной школы

Сценарий осеннего праздника для младших школьников 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!