Развивающие игры со словами для младших школьников 1-2 класса

Игры для детей начальной школы

Игра «Закончи пословицу»

Цель: Развиваем мышление

Описание. Игра заключается в том, чтобы добавить последнее слово в пословицу. Учитель объясняет детям, что они могут не знать многих пословиц, но их задача — попробовать догадаться по смыслу, какого слова недостает.

Материал для игры

❀ Мир строит, а война ... (разрушает).

❀ Мало хотеть, надо ... (уметь).

❀ Делу — время, потехе — ... (час).

❀ Мал золотник, да ... (дорог).

❀ «Авось» да «как-нибудь» до добра ... (не доведут).

❀ Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).

❀ Тише едешь — дальше ... (будешь).

❀ Не говори «гоп», пока не ... (перепрыгнешь).

❀ Береги платье снову, а честь... (смолоду).

❀ Красна птица опереньем, а человек ... (уменьем).

❀ Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

❀ После грозы — ведро, после горя — ... (радость).

❀ Лучше поздно, чем ... (никогда).

❀ Худой мир лучше доброй ... (ссоры).

❀ Семь раз отмерь, один раз ... (отрежь).

❀ Долог день до вечера, коли делать... (нечего).

❀ Готовь сани летом, а телегу... (зимой).

❀ Умел начать, умей и ... (окончить)

❀ Без труда хлеб не родится ... (никогда).

❀ Хороша веревка длинная, а речь ... (короткая).

❀ Землю красит солнце, а человека — ... (труд).

❀ Не торопись отвечать, торопись... (слушать).

❀ Мягко стелет, да жестко... (спать).

❀ Молодец против овец, а против молодца и сам — ... (овца).

❀ Где тонко, там и ... (рвется).

❀ Каков корабль, таково и ... (плавание).

❀ Сам кашу заварил, сам и ... (расхлебывай).

❀ Что посеешь, то и ... (пожнешь).

❀ Дерево ценят по плодам, а человека — ... (по делам).

❀ Век живи, век ... (учись).

❀ Лучше хорошо поступать, чем хорошо ... (говорить).

❀ Прощай другим, но не прощай ... (себе).

❀ Шутку любишь над Фомой, так люби и над ... (собой).

❀ Дружба дружбой, а служба ... (службой).

❀ Гулять гуляй, а работать не ... (забывай).

❀ Не спеши языком — торопись ... (делом).

❀ От курицы яйцо, а от яйца ... (курица).

❀ Любишь кататься — люби и саночки... (возить).

❀ Жизнь прожить — не поле ... (перейти).

❀ Корень учения горек, да плод его ... (сладок).

❀ Не разбивши яиц, не сделаешь ... (яичницы).

❀ Труд кормит, а лень ... (портит).

❀ Поспешишь — людей ... (насмешишь).

Игра «Кто? Что? И наоборот»

Цель: развиваем мышление, быстроту реакции, расширяем словарный запас

Описание. Учитель в достаточно быстром темпе называет существительное, отвечающее на вопрос «кто?», и просит детей хором назвать родственное ему существительное, отвечающее на вопрос «что?», а затем наоборот.

Материал для игры

КТО?

ЧТО?

ВРАЧ

ВРАЧЕВАНИЕ

РАБОТНИК

РАБОТА

ПЕВЕЦ

ПЕНИЕ

ТВОРЕЦ

ТВОРЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

БАЛАЛАЕЧНИК

БАЛАЛАЙКА

МЕДВЕДЬ

МЕДВЕЖАТИНА

КРАСАВИЦА

КРАСОТА

ДРУГ

ДРУЖБА, СОДРУЖЕСТВО

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

ХРАБРЕЦ

ХРАБРОСТЬ

ПОЧТАЛЬОН

ПОЧТА

РЫБАК

РЫБАЛКА

ПОВАР

ВАРЕНЬЕ

БИОЛОГ

БИОЛОГИЯ

ДИКАРЬ

ДИКОСТЬ

ВРАТАРЬ

ВОРОТА

ЛГУН

ЛОЖЬ

ЮНОША

ЮНОСТЬ

ПОКУПАТЕЛЬ

ПОКУПКА

ДОКЛАД

ДОКЛАДЧИК

НЕФТЬ

НЕФТЯНИК

ТУРИЗМ

ТУРИСТ

ЛОВКОСТЬ

ЛОВКАЧ

ТАНК

ТАНКИСТ

МОТОЦИКЛ

МОТОЦИКЛИСТ

ЗВОНОК

ЗВОНАРЬ

ХИТРОСТЬ

ХИТРЕЦ

МАТЕРИНСТВО

МАТЬ

ЕЗДА

ЕЗДОК

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИК

РОДСТВО

РОДСТВЕННИК

ПИЛА

ПИЛЬНИК

ГАДАНИЕ

ГАДАЛКА

МОЛОКО

МОЛОЧНИК

ВАХТА

ВАХТЁР

ДЕТСТВО

ДЕТИ

КЛОУНАДА

КЛОУН

ЛЕС

ЛЕСНИК

Игра «Призовем на помощь таблицу умножения»

Цель: Развиваем внимание, память

Описание. Игру желательно проводить в парах. Каждая пара учащихся получает карточку, которая разделена на две части. Слева на каждой строчке зашифрованы слова, составляющие пословицу. Справа — код. Задача детей — расшифровать пословицу, подставив вместо чисел буквы. Чтобы узнать, какую букву представляет данное число, нужно найти в коде два числа, произведение которых будет равняться данному. Например, в карточке № 1 для того чтобы получить первое число (2), надо число 1 в вертикальной строке умножить на число 2 в горизонтальной. Их пересечение укажет на букву Ц.

Материал для игры

Карточка 1

Ответ. Цыплят по осени считают.

Карточка 2

Ответ. На языке мед, а под языком лед.

Карточка 3

Ответ. Семь бед — один ответ.

Карточка 4

Ответ. Скромность всякому к лицу.

Карточка 5

Ответ. Раз солгал — навек лгуном стал.

Карточка 6

Ответ. Пуганая ворона куста боится.

Карточка 7

Ответ. Что написано пером, то не вырубить топором.

Карточка 8

Ответ. Жизнь прожить — не поле перейти.

Игра «Замени одну букву»

Цель: Развиваем внимание, мышление

Описание. Класс делится на группы по 3 - 4 человека. Каждая группа получает карточку, в которой требуется преобразовать одно существительное в другое с тем же количеством букв, в том же числе, заменив при этом всего одну букву. Новое слово вписать в клеточки. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Материал для игры

Карточка 1

Ш

И

Ш

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Н

О

Ж

К

А

-

 

 

 

 

 

 

С

У

Ш

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Б

Е

Л

К

А

-

 

 

 

 

 

 

П

О

Т

О

П

-

 

 

 

 

 

 

Н

О

С

О

К

-

 

 

 

 

 

 

М

А

Й

К

А

-

 

 

 

 

 

 

К

И

С

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Н

И

Т

К

А

-

 

 

 

 

 

Ответ. Шашка, норка, сумка, булка, поток, носик, маска, каска, нотка.

Карточка 2

П

А

Л

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Б

О

Ч

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Ф

О

Р

М

А

-

 

 

 

 

 

 

Б

И

Л

Е

Т

-

 

 

 

 

 

 

Б

А

Н

А

Н

-

 

 

 

 

 

 

К

О

Р

К

А

-

 

 

 

 

 

 

О

Б

М

Е

Н

-

 

 

 

 

 

 

Г

О

Р

О

Д

-

 

 

 

 

 

 

Л

А

Й

К

А

-

 

 

 

 

 

 

В

Е

Н

О

К

-

 

 

 

 

 

Ответ. Галка, точка, ферма, балет, баран, горка, обман, горох, сайка, веник.

Карточка 3

З

А

К

О

Н

-

 

 

 

 

 

 

Р

А

М

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Г

О

С

Т

Ь

-

 

 

 

 

 

 

С

У

Ч

О

К

-

 

 

 

 

 

 

Ш

А

П

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Я

С

Е

Н

Ь

-

 

 

 

 

 

 

Р

Е

П

К

А

-

 

 

 

 

 

 

В

Е

Ч

Е

Р

-

 

 

 

 

 

 

К

О

Ч

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Р

Е

Ч

К

А

-

 

 

 

 

 

Ответ. Загон, ранка, кость, пучок, папка, осень, кепка, ветер, ночка, печка.

Карточка 4

Л

О

Ж

К

А

-

 

 

 

 

 

 

К

У

Л

И

К

-

 

 

 

 

 

 

Л

А

С

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Ш

К

О

Л

А

-

 

 

 

 

 

 

С

К

А

Л

А

-

 

 

 

 

 

 

К

Р

Ы

С

А

-

 

 

 

 

 

 

К

О

Ш

К

А

-

 

 

 

 

 

 

Р

Ы

Б

А

К

-

 

 

 

 

 

 

К

А

П

Л

Я

-

 

 

 

 

 

 

П

Е

Н

К

А

-

 

 

 

 

 

Ответ. Лодка, кулек, леска, шкода, скула, крыша, мошка, рысак, цапля, печка.

Карточка 5

Д

У

Б

Л

Ь

-

 

 

 

 

 

 

П

Р

О

З

А

-

 

 

 

 

 

 

М

О

Т

О

Р

-

 

 

 

 

 

 

К

У

Б

О

К

-

 

 

 

 

 

 

З

Е

Ф

И

Р

-

 

 

 

 

 

 

П

О

Ч

Т

А

-

 

 

 

 

 

 

Г

А

З

О

Н

-

 

 

 

 

 

 

Б

О

К

А

Л

-

 

 

 

 

 

 

Р

Ю

М

К

А

-

 

 

 

 

 

 

П

А

Л

А

С

-

 

 

 

 

 

Ответ. Рубль, проба, моток, кубик, кефир, почка, вазон, вокал, рюшка, палач.

Игра «Выпиши буквы в алфавитном порядке»

Цель: Развиваем внимание

Описание. Дети получают распечатки карточек. Задание: выписать буквы в порядке следования их в алфавите, затем зачеркнуть каждую вторую букву, прочесть получившееся слово.

Материал для игры

Карточка 1

Ответ: Алоэ

Карточка 2

Ответ. Корт.

Карточка 3

Ответ. Мост.

Карточка 4

Ответ: Борт.

Карточка 5

Ответ: Лопух

Карточка 6

Ответ: Кость

Карточка 7

Ответ: Гостья

Карточка 8

Ответ: Ворс

Карточка 9

Ответ: Лось

Игра «Кто автор?»

Цель: Развиваем внимание

Описание. Учитель записывает на доске две стихотворные строчки и просит найти среди букв название «спрятавшегося» животного — «автора» данных строк.

Материал для игры

Вариант 1

Среди лугов царит спокойствие.

Бродить здесь — просто удовольствие!

Вариант 2

Все чаще стаи, стаи

Родные покидают дали...

Вариант 3

Цирк — непростое ремесло,

Но мне, ребята, повезло!

Вариант 4

Нелегко теперь придется,

Коль мышеловка не найдется.

Вариант 5

Лаю я все чаще, но

Кошке, видно, все равно!

Вариант 6

Ах, если бы кто-то

Открыл мне ворота!

Вариант 7

Высоко летит скворец —

Право слово, молодец!

Вариант 8

Как красавица девица,

Пляшет у болота птица.

Вариант 9

Ах, ландыш бел, как снег,

В лесу он краше всех!

Вариант 10

Гудели пчелы в тишине —

Их довелось услышать мне.

Вариант 11

Мое жилье — в укрытии,

Попробуйте найдите!

Вариант 12

На окошко положили сахарок —

Только кто-то этот сахар уволок.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворды на тему «Времена года» для детей начальной школы с вопросами и ответами

Конкурсы в начальной школе на тему: Кошки

Игровая программа для младших школьников. Сценарий

Конкурсы для компаний в школе

Игра путешествие для начальной школы на тему «Домашние растения»

Нет комментариев. Ваш будет первым!