Развивающие игры со словами для младших школьников 1-2 класса
Игры для детей начальной школы
Игра «Закончи пословицу»
Цель: Развиваем мышление
Описание. Игра заключается в том, чтобы добавить последнее слово в пословицу. Учитель объясняет детям, что они могут не знать многих пословиц, но их задача — попробовать догадаться по смыслу, какого слова недостает.
Материал для игры
❀ Мир строит, а война ... (разрушает).
❀ Мало хотеть, надо ... (уметь).
❀ Делу — время, потехе — ... (час).
❀ Мал золотник, да ... (дорог).
❀ «Авось» да «как-нибудь» до добра ... (не доведут).
❀ Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).
❀ Тише едешь — дальше ... (будешь).
❀ Не говори «гоп», пока не ... (перепрыгнешь).
❀ Береги платье снову, а честь... (смолоду).
❀ Красна птица опереньем, а человек ... (уменьем).
❀ Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
❀ После грозы — ведро, после горя — ... (радость).
❀ Лучше поздно, чем ... (никогда).
❀ Худой мир лучше доброй ... (ссоры).
❀ Семь раз отмерь, один раз ... (отрежь).
❀ Долог день до вечера, коли делать... (нечего).
❀ Готовь сани летом, а телегу... (зимой).
❀ Умел начать, умей и ... (окончить)
❀ Без труда хлеб не родится ... (никогда).
❀ Хороша веревка длинная, а речь ... (короткая).
❀ Землю красит солнце, а человека — ... (труд).
❀ Не торопись отвечать, торопись... (слушать).
❀ Мягко стелет, да жестко... (спать).
❀ Молодец против овец, а против молодца и сам — ... (овца).
❀ Где тонко, там и ... (рвется).
❀ Каков корабль, таково и ... (плавание).
❀ Сам кашу заварил, сам и ... (расхлебывай).
❀ Что посеешь, то и ... (пожнешь).
❀ Дерево ценят по плодам, а человека — ... (по делам).
❀ Век живи, век ... (учись).
❀ Лучше хорошо поступать, чем хорошо ... (говорить).
❀ Прощай другим, но не прощай ... (себе).
❀ Шутку любишь над Фомой, так люби и над ... (собой).
❀ Дружба дружбой, а служба ... (службой).
❀ Гулять гуляй, а работать не ... (забывай).
❀ Не спеши языком — торопись ... (делом).
❀ От курицы яйцо, а от яйца ... (курица).
❀ Любишь кататься — люби и саночки... (возить).
❀ Жизнь прожить — не поле ... (перейти).
❀ Корень учения горек, да плод его ... (сладок).
❀ Не разбивши яиц, не сделаешь ... (яичницы).
❀ Труд кормит, а лень ... (портит).
❀ Поспешишь — людей ... (насмешишь).
Игра «Кто? Что? И наоборот»
Цель: развиваем мышление, быстроту реакции, расширяем словарный запас
Описание. Учитель в достаточно быстром темпе называет существительное, отвечающее на вопрос «кто?», и просит детей хором назвать родственное ему существительное, отвечающее на вопрос «что?», а затем наоборот.
Материал для игры
КТО? |
ЧТО? |
ВРАЧ |
ВРАЧЕВАНИЕ |
РАБОТНИК |
РАБОТА |
ПЕВЕЦ |
ПЕНИЕ |
ТВОРЕЦ |
ТВОРЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО |
БАЛАЛАЕЧНИК |
БАЛАЛАЙКА |
МЕДВЕДЬ |
МЕДВЕЖАТИНА |
КРАСАВИЦА |
КРАСОТА |
ДРУГ |
ДРУЖБА, СОДРУЖЕСТВО |
УЧИТЕЛЬ |
УЧИТЕЛЬСКАЯ |
ХРАБРЕЦ |
ХРАБРОСТЬ |
ПОЧТАЛЬОН |
ПОЧТА |
РЫБАК |
РЫБАЛКА |
ПОВАР |
ВАРЕНЬЕ |
БИОЛОГ |
БИОЛОГИЯ |
ДИКАРЬ |
ДИКОСТЬ |
ВРАТАРЬ |
ВОРОТА |
ЛГУН |
ЛОЖЬ |
ЮНОША |
ЮНОСТЬ |
ПОКУПАТЕЛЬ |
ПОКУПКА |
ДОКЛАД |
ДОКЛАДЧИК |
НЕФТЬ |
НЕФТЯНИК |
ТУРИЗМ |
ТУРИСТ |
ЛОВКОСТЬ |
ЛОВКАЧ |
ТАНК |
ТАНКИСТ |
МОТОЦИКЛ |
МОТОЦИКЛИСТ |
ЗВОНОК |
ЗВОНАРЬ |
ХИТРОСТЬ |
ХИТРЕЦ |
МАТЕРИНСТВО |
МАТЬ |
ЕЗДА |
ЕЗДОК |
АКАДЕМИЯ |
АКАДЕМИК |
РОДСТВО |
РОДСТВЕННИК |
ПИЛА |
ПИЛЬНИК |
ГАДАНИЕ |
ГАДАЛКА |
МОЛОКО |
МОЛОЧНИК |
ВАХТА |
ВАХТЁР |
ДЕТСТВО |
ДЕТИ |
КЛОУНАДА |
КЛОУН |
ЛЕС |
ЛЕСНИК |
Игра «Призовем на помощь таблицу умножения»
Цель: Развиваем внимание, память
Описание. Игру желательно проводить в парах. Каждая пара учащихся получает карточку, которая разделена на две части. Слева на каждой строчке зашифрованы слова, составляющие пословицу. Справа — код. Задача детей — расшифровать пословицу, подставив вместо чисел буквы. Чтобы узнать, какую букву представляет данное число, нужно найти в коде два числа, произведение которых будет равняться данному. Например, в карточке № 1 для того чтобы получить первое число (2), надо число 1 в вертикальной строке умножить на число 2 в горизонтальной. Их пересечение укажет на букву Ц.
Материал для игры
Карточка 1
Ответ. Цыплят по осени считают.
Карточка 2
Ответ. На языке мед, а под языком лед.
Карточка 3
Ответ. Семь бед — один ответ.
Карточка 4
Ответ. Скромность всякому к лицу.
Карточка 5
Ответ. Раз солгал — навек лгуном стал.
Карточка 6
Ответ. Пуганая ворона куста боится.
Карточка 7
Ответ. Что написано пером, то не вырубить топором.
Карточка 8
Ответ. Жизнь прожить — не поле перейти.
Игра «Замени одну букву»
Цель: Развиваем внимание, мышление
Описание. Класс делится на группы по 3 - 4 человека. Каждая группа получает карточку, в которой требуется преобразовать одно существительное в другое с тем же количеством букв, в том же числе, заменив при этом всего одну букву. Новое слово вписать в клеточки. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Материал для игры
Карточка 1
Ш |
И |
Ш |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Н |
О |
Ж |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
С |
У |
Ш |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Б |
Е |
Л |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
П |
О |
Т |
О |
П |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Н |
О |
С |
О |
К |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
М |
А |
Й |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
К |
И |
С |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Н |
И |
Т |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Ответ. Шашка, норка, сумка, булка, поток, носик, маска, каска, нотка.
Карточка 2
П |
А |
Л |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Б |
О |
Ч |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Ф |
О |
Р |
М |
А |
- |
|
|
|
|
|
Б |
И |
Л |
Е |
Т |
- |
|
|
|
|
|
Б |
А |
Н |
А |
Н |
- |
|
|
|
|
|
К |
О |
Р |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
О |
Б |
М |
Е |
Н |
- |
|
|
|
|
|
Г |
О |
Р |
О |
Д |
- |
|
|
|
|
|
Л |
А |
Й |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
В |
Е |
Н |
О |
К |
- |
|
|
|
|
|
Ответ. Галка, точка, ферма, балет, баран, горка, обман, горох, сайка, веник.
Карточка 3
З |
А |
К |
О |
Н |
- |
|
|
|
|
|
Р |
А |
М |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Г |
О |
С |
Т |
Ь |
- |
|
|
|
|
|
С |
У |
Ч |
О |
К |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Ш |
А |
П |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Я |
С |
Е |
Н |
Ь |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Р |
Е |
П |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
В |
Е |
Ч |
Е |
Р |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
К |
О |
Ч |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Р |
Е |
Ч |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Ответ. Загон, ранка, кость, пучок, папка, осень, кепка, ветер, ночка, печка.
Карточка 4
Л |
О |
Ж |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
К |
У |
Л |
И |
К |
- |
|
|
|
|
|
Л |
А |
С |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Ш |
К |
О |
Л |
А |
- |
|
|
|
|
|
С |
К |
А |
Л |
А |
- |
|
|
|
|
|
К |
Р |
Ы |
С |
А |
- |
|
|
|
|
|
К |
О |
Ш |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Р |
Ы |
Б |
А |
К |
- |
|
|
|
|
|
К |
А |
П |
Л |
Я |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
П |
Е |
Н |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
Ответ. Лодка, кулек, леска, шкода, скула, крыша, мошка, рысак, цапля, печка.
Карточка 5
Д |
У |
Б |
Л |
Ь |
- |
|
|
|
|
|
П |
Р |
О |
З |
А |
- |
|
|
|
|
|
М |
О |
Т |
О |
Р |
- |
|
|
|
|
|
К |
У |
Б |
О |
К |
- |
|
|
|
|
|
З |
Е |
Ф |
И |
Р |
- |
|
|
|
|
|
П |
О |
Ч |
Т |
А |
- |
|
|
|
|
|
Г |
А |
З |
О |
Н |
- |
|
|
|
|
|
Б |
О |
К |
А |
Л |
- |
|
|
|
|
|
Р |
Ю |
М |
К |
А |
- |
|
|
|
|
|
П |
А |
Л |
А |
С |
- |
|
|
|
|
|
Ответ. Рубль, проба, моток, кубик, кефир, почка, вазон, вокал, рюшка, палач.
Игра «Выпиши буквы в алфавитном порядке»
Цель: Развиваем внимание
Описание. Дети получают распечатки карточек. Задание: выписать буквы в порядке следования их в алфавите, затем зачеркнуть каждую вторую букву, прочесть получившееся слово.
Материал для игры
Карточка 1
Ответ: Алоэ
Карточка 2
Ответ. Корт.
Карточка 3
Ответ. Мост.
Карточка 4
Ответ: Борт.
Карточка 5
Ответ: Лопух
Карточка 6
Ответ: Кость
Карточка 7
Ответ: Гостья
Карточка 8
Ответ: Ворс
Карточка 9
Ответ: Лось
Игра «Кто автор?»
Цель: Развиваем внимание
Описание. Учитель записывает на доске две стихотворные строчки и просит найти среди букв название «спрятавшегося» животного — «автора» данных строк.
Материал для игры
Вариант 1
Среди лугов царит спокойствие.
Бродить здесь — просто удовольствие!
Вариант 2
Все чаще стаи, стаи
Родные покидают дали...
Вариант 3
Цирк — непростое ремесло,
Но мне, ребята, повезло!
Вариант 4
Нелегко теперь придется,
Коль мышеловка не найдется.
Вариант 5
Лаю я все чаще, но
Кошке, видно, все равно!
Вариант 6
Ах, если бы кто-то
Открыл мне ворота!
Вариант 7
Высоко летит скворец —
Право слово, молодец!
Вариант 8
Как красавица девица,
Пляшет у болота птица.
Вариант 9
Ах, ландыш бел, как снег,
В лесу он краше всех!
Вариант 10
Гудели пчелы в тишине —
Их довелось услышать мне.
Вариант 11
Мое жилье — в укрытии,
Попробуйте найдите!
Вариант 12
На окошко положили сахарок —
Только кто-то этот сахар уволок.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворды на тему «Времена года» для детей начальной школы с вопросами и ответами
Конкурсы в начальной школе на тему: Кошки
Игровая программа для младших школьников. Сценарий
Игра путешествие для начальной школы на тему «Домашние растения»
Нет комментариев. Ваш будет первым!