Игра путешествие для начальной школы на тему «Домашние растения»

Игра «Путешествие с домашними растениями» для младших школьников

Путешествие призвано показать детям, сколько неожиданного и интересного скрывается за привычными домашними растениями, сопровождающими человека в его жизни. Начиная подготовку путешествия, учитель просит ребят посмотреть внимательно на наши домашние растения. Ведь все они «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Бразилии, пустынь Африки и Мексики. Мы на нашем окне — на живой растительной карте — видим осуществление человеческой фантазии.

Комнатные растения — наши большие друзья. Они улучшают состав воздуха, увлажняют его, чем облегчают дыхание людям. Когда за окном снег, зима, на окне — лето, цветущий сад. Чтобы поближе познакомиться с растениями, давайте отправимся в путешествие вокруг света, но не одни, а вместе с домашними растениями.

Составляется план подготовки и проведения дела. Команды выбирают растения, о которых будут узнавать и рассказывать потом детям. Во время подготовки возникают новые замыслы:

принести картинки с изображением растений или живые растения;

рассказ построить от имени конкретного растения;

провести викторину с вопросами о растениях и уходе за ними.

А тем временем класс пополнялся все новыми и новыми растениями. Была организована выставка рисунков.

В день проведения путешествия класс украсили картинками, рисунками ребят, разнообразными комнатными растениями. Пригласили папу Сережи, который коллекционирует кактусы. Он принес в класс частичку своей коллекции с цветущими растениями и книги о кактусах, а также открытки. На доске повесили карту мира и заготовили небольшие овальные рисунки с изображением тех растений, о которых пойдет речь.

Первое путешествие совершается в далекую Мексику. Посмотрите, где она находится — в Америке, на другом континенте. Давайте послушаем уроженца этой страны:

«Меня зовут кактус. Вы меня хорошо знаете. А пришел я из Мексики. На Мексиканском нагорье, возвышающемся на 2500 м выше уровня моря, в пустыне, находится страна кактусов. Недаром на государственном гербе Мексики изображен кактус. Здесь, на окне, я маленький, а в Мексике мои родственники — огромные деревья шаровидной, столбовидной, а также многих других форм. Особенное впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы — цереусы. Это огромные зеленые колонны толщиной в полметра, высотой 15 м. С середины они разветвляются в виде подсвечника.

Кактусовые заросли похожи на чудовищ, покрытых колючками. Путешественники поджигали высохшие кактусы, и они освещали пустыню на далекие расстояния. Ярко горели отломленные куски кактусов и в руках всадников. Поэтому цереусы и называются факелами пустыни или свечевидными (цереус — свеча).

Встречаются и другие виды кактусов — опунции, плоские колючие лепешки размером в полметра. Опунции образуют колючие заросли, из которых трудно выбраться.

Почему же кактусы не имеют листьев? Они растут в пустыне, где 9 месяцев нет дождей. Обычные растения с листьями испаряют очень много влаги. Например, одно растение кукурузы испаряет за лето бочку воды в 200 л, а береза испаряет 6 ведер (70 л) воды за один день. У кактусов вместо листьев — колючки, а форма такая, что с поверхности ее испаряется минимум воды, она накапливается в стебле. Кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой. Во время жары они почти не испаряют воду, удерживая свои запасы. Они даже без корней могут долгое время оставаться живыми. Один ученый говорил, что однажды оставил кактус висеть 4 года головой вниз на дереве, а когда его затем посадил, он через 10 дней начал расти».

Рассказ «кактуса» дополняет папа Сережи. Он показывает различные виды кактусов, сообщает их названия, говорит, как их поливать, где лучше ставить. И подсказал нам, что вытянутая форма кактуса, имеющего шаровидную форму при правильном уходе, свидетельствует о неправильном уходе (тепло и полив зимой). Зимой кактусы не поливают, держат в прохладном месте. Тогда они цветут и не изменяют форму. Затем папа отвечает на вопросы детей, а один из ребят прикрепляет рисунок кактуса на карте Мексики. Мы слушаем другое «растение».

«Я известный вам столетник, или алоэ. Моя родина — пустыня Карру в Африке. Там я дерево до 20 м высотой. Листья у меня толстые, зазубренные. Если полить лист водой, то вода скатывается шариками, а лист остается сухим. Если же отломить лист и окунуть его в стакан с водой, то он вдруг сделается блестящим, словно серебряным. Это потому, что лист покрыт воском. Воск предохраняет его от большого испарения.

Если отрезать кусочек листа алоэ, то можно увидеть что-то похожее на желе, а в нем слизистый сок. Он целебный. Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте вдоль и приложите внутренней частью к ранке. Она быстро затянется. Настой алоэ с медом употребляют как лекарство, которое пьют при туберкулезе. Это растение у нас называют столетником, ошибочно считая, что оно цветет раз в 100 лет. Но оно зацветает, конечно, гораздо чаще».

После рассказа об алоэ на карте Африки, в ее южной части, прикрепляют рисунок алоэ.

«Моя родина — Индия, индийские джунгли. Посмотрите на меня, какой я красавец: большие кожистые листья, ствол — настоящее дерево. А зовут меня фикус. В джунглях я, конечно, не такой. Фикус в джунглях — это громадное дерево до 30 м высотой с листьями до одного метра длиной. На одном острове рос фикус, который имел главный ствол в 10 м шириной. Вокруг главного ствола насчитали 1300 придаточных стволов и 3 тысячи меньших воздушных корней, образующих крытый зеленый ход вокруг главного ствола. Это был целый лес из одного дерева, в его тени однажды скрылось целое войско. Этому дереву было 3 тысячи лет. Меня — родственника этих гигантских деревьев — называют фикус эластика, или резиновое дерево. Во мне есть млечный сок, содержащий каучук.

Каждую весну меня нужно пересаживать, листья еженедельно обмывать и чаще опрыскивать. Ведь я растение влажного леса».

«А меня зовут щучий хвост, по-научному — сансевьера. Щучьим хвостом растение назвали потому, что на листьях чередуются темные и светлые поперечные полосы, что напоминает чешую рыбы.

В диком виде сансевьера растет на острове Цейлон, но его с давних пор возделывают в Индии как волокнистое растение. Это одна из наиболее древних индийских культур. Индусы добывают волокна вручную: кладут лист сансевьеры на доску, прижимают его ногой, а руками сдирают часть листа до волокна. Из волокна делают грубые ткани, веревки и морские канаты.

Интересная особенность сансевьеры: лист, разрезанный на куски, дает корни. Это легко проверить, попробуйте».

После рассказов о растениях детей и приглашенных знатоков нд карте прикрепляются рисунки с растениями:

Европа — цикламен, плющ, иглица;

Африка — алоэ, аспарагус, бальзамин;

Азия — фикус, бегония, аралия, аспидистра, сансевьера;

Америка — монстера, агава, кактус, традесканция;

Австралия — эвкалипт.

Конкурс «Кто больше знает домашних растений» проводится как аукцион. Микроколлективы называют по одному растению по очереди, если повторяются или не могут быстро назвать очередное растение, выбывают из игры. Побеждает тот, кто назвал последним растение.

Команда, победившая в конкурсе названий, получает право начать викторину о домашних растениях (по два вопроса от команды). Вопросы задают по кругу:

— Как по-научному называется «Ванька мокрый»? (Бальзамин)

— Назовите различные виды кактусов. (Цереус, мамиллярия, опунция, эхинокактус, эхинопсис...)

— Как правильно поливать цветы?

— Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть пленкой на окне от тепла и не поливать.)

— Как разводится традесканция? (Черенками)

— Когда можно пересаживать домашние растения?

— Для чего люди разводят домашние растения?

— На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго-восточных)

Следующий конкурс — узнайте растение. Каждому микроколлективу нужно по описанию назвать растение.

1. Растение с мелкими зелеными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из болот тропических лесов Америки. (Традесканция)

2. Изящное растение с темно-зелеными ветками. Ветки как пуховые перья птицы — лёгкие, нежные, почти сквозные. Листочки тонкие и мягкие, как пушинки. Стебли цепляющиеся, с небольшими колючками. Им украшают букеты. (Аспарагус)

3. Самое обычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков — от белого, розового до ярко-красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или темная кайма. Родом из Африки. (Пеларгония, но все зовут герань.)

4. Растение, «шагающее по стене». Листья толстые, кожистые, темно-зеленые, пятилопастные. Стебли — длинные плети. Может покрыть весь потолок и стену. В диком виде растет в лиственных лесах, взбираясь на высокие деревья. (Плющ)

В заключение дети обмениваются посадочным материалом — черенками, листьями бегонии, отростками, «детками» кактусов, чтобы посадить дома. Взрослые дают советы по уходу и посадке растений.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы о цветах для детей начальной школы

Конкурсы для компаний в школе

Игровая программа для младших школьников. Сценарий

Кроссворды на тему «Времена года» для детей начальной школы с вопросами и ответами

Конкурсы в начальной школе на тему: Кошки

Нет комментариев. Ваш будет первым!