Подвижные игры на свежем воздухе для детей начальной школы летом
Подвижные игры на улице для младших школьников
Сколько возможностей для занимательного досуга нам дарит лето! Именно в теплое время года у детей есть возможность проводить много времени на свежем воздухе, в компании сверстников. Игра (особенно с большим числом участников) — прекрасный способ подружиться, проверить свой «командный» дух, развить скорость и умение быстро реагировать и, наконец — просто весело провести время!
Перетягивание через линию
Участники встают друг к другу лицом на расстоянии 1 м. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проведена линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры 2— 3 минуты.
Вытолкни из круга
В круг диаметром 3—4 м встают участники игры. По сигналу соперники начинают выталкивать друг друга из круга (выталкивать можно туловищем и руками). Побеждает тот, кто останется в кругу. Повторить 3—4 раза.
Подними противника
Соперники садятся на пол, упираясь ступнями друг против друга и держась за палку прямыми руками, начинают тянуть палку каждый к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удалось. Тянуть палку можно только на себя, не делая рывков в сторону или вверх.
Удочка
Количество игроков: 6 и больше.
Что потребуется: веревка с мешочком на конце — «удочка».
Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с мешочком на конце (удочку).
Играющие перепрыгивают через веревку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
Горелки
Замечательная игра, которую очень любила молодежь на Руси. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями — отсюда и пошло название.
Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Команда кошек против команды собак
Количество игроков в этой подвижной игре не ограничено. Участники разделяются на две команды. Одна — «кошки», другая — «собаки». Ведущий определяет для каждой команды «логово» («городок» или «домик»). Команды выстраиваются в две шеренги спиной друг к другу, после чего ведущий выкрикивает название одной из команд, например
Подсчитывается число пойманных игроков. Побеждает команда, поймавшая наибольшее число соперников.
Сквозь обруч
Играющий держит в одной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой — гимнастический обруч. Задача играющего — надеть обруч на себя сверху вниз, а затем снять, не уронив мяч.
Салочки
Правила очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов:
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.
2. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: «Чай-чай-выручай!» Теперь он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.
На одной ноге
Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы — один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.
Успеть проскочить
Двое водящих стоят лицом друг к другу, соединив поднятые вверх руки. Остальные играющие пробегают под поднятыми руками. По сигналу водящие опускают руки, пойманные игроки присоединяются к водящим. Игра прекращается, когда все играющие будут пойманы.
Лиса и гуси
Дети, изображающие гусей, держат друг друга за плечи, становятся в колонну по 4—8 человек. Перед каждой колонной — лиса. Первый участник в колонне — гусыня. Гусыня любым способом пытается помешать лисе захватить гусенка, стоящего последним в колонне. Гусята должны стремиться к тому, чтобы между ними и лисой стояла гусыня. Если лиса сумеет схватить гусенка, то в колонне все превращаются в беззащитных гусят, и лиса может ловить кого захочет до тех пор, пока водящий не назначит новую лису.
Космонавты
В разных частях комнаты чертятся кружки или контуры ракет с расчетом, чтобы для нескольких играющих места не хватило. Взявшись за руки, дети идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, ребята разбегаются, стараясь занять любое свободное место на ракетах. Опоздавшие собираются в центре круга. Игра повторяется несколько раз. После игры отмечаются ребята, ни разу не опоздавшие на ракету.
Лиса в курятнике
На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В курятнике на «насесте» (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится «нора» лисы. Все остальное место — двор. Один участник игры — лиса, остальные — куры. По сигналу вожатого куры выбегают и «клюют зерна», а в это время лиса должна поймать их. Но если курица успела забраться на насест, ее ловить нельзя. Игра заканчивается, когда лиса поймает 3—4 кур. После этого ведущий меняет лису.
Красочки
Возраст игроков: 7-9 лет.
Количество игроков: любое.
Что потребуется: специального оборудования не требуется.
Среди играющих в красочки выбирается водящий — «монах» и ведущий — «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха» цвета, причем цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!». «Монах» начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, убегает, а «монах» — догоняет. Если догнал — «красочкой» становится водящий, если нет — игра начинается сначала.
Городки
Старинная русская игра (в некоторых областях она называется «рюхи» или «чушки»). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5—2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина — 20 см, а диаметр — 4—5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.
Фигуры начинают выбивать с кона — дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона — ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп. А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.
Не дай уйти
(абхазская игра)
Число игроков: 2—10 человек.
Площадка: длина — 30—40 метров, ширина 10— 20 метров.
Правила игры: По жребию выбирается игрок, который садится на корточки у начальной линии площадки и низко наклоняет голову к земле. Остальные игроки выстраивают линию параллельно начальной линии на расстоянии 2 метра от нее.
Один из игроков подкрадывается, касается рукой ноги сидящего на земле игрока и быстро убегает вдоль площадки к крайней линии. Водящий, почувствовав прикосновение, вскакивает и гонится за убегающим. Если водящий успеет коснуться убегающего, прежде чем тот добежит до крайней линии, то они поменяются ролями, а если водящему не удается, то он садится снова.
Охотник и косули
(австрийская игра)
Число игроков: любое, как можно больше.
Площадка: чем больше на ней будет кустов, холмиков, деревьев и других убежищ, тем лучше.
Правила игры: Выбирается водящий — «охотник». У него должен быть свисток. Остальные игроки — косули.
В начале игры все становятся на поляну. Охотник свистит, и косули разбегаются в разные стороны. После того как косули спрячутся, водящий выходит на охоту. Если охотник дотронется до косули — та считается пойманной. Пойманная косуля становится помощником охотника — загонщиком. У загонщика должен быть отличительный знак — повязка, например. Охотник и загонщики ловят косуль, и тех становится все меньше и меньше. Трудность заключается в том, что косулю нужно не только увидеть, но и догнать (дотронуться до нее), так что, если охотник или загонщик и обнаружили косулю, им еще нужно ее поймать. Поэтому она может убежать от них, залезть на дерево и т. д. Время от времени охотник свистит в свисток, чтобы косули знали, где он.
Последняя непойманная косуля считается победителем.
Лапта
Место для игры: любая ровная площадка длиной 50—60 м и шириной 20—35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40—50 см. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные «указатели». За одной чертой отводится место для «города» (или «дома»), а за другой — для кона.
Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) — круглая палка длиной 80—120 см и толщиной 3-4 см. Для новичков конец биты можно сделать плоским. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды — от 5 до 10 человек в каждой.
Правила игры: по жребию одна из команд располагается за линией «города» и называется бьющей командой, а другая — водящая — размещается на поле. Один из игроков бьющей команды — «метальщик» — становится на линию «города» и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды — «подавальщиком». После удачного удара «метальщик», оставив биту, бежит через поле за линию кона и если успевает, то обратно в черту «города». В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или «метальщик» промахнулся, то он отходит обратно за линию «города» и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды.
Возвратившись благополучно в свой «город», игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в «город», и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в «город», бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, «запятнав» одного из противников, не успевшего скрыться в «городе». В этом случае водящие покидают «город». Но и они тоже могут «запятнать» кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание «городом» происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, «незапятнанным» перебежавшего в оба конца, команда «города» получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.
Рекомендуем посмотреть:
Летние подвижные игры для детей 6-9 лет на улице
Подвижные игры для детей от 6 до 12 лет
Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов
Игры для общефизической подготовки для детей начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!