Сценарий рыцарского турнира для 6 класса

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса «Рыцарский турнир»

Муза Клио (ведущая). Что наша жизнь? Игра!.. Немецкий поэт и драматург И. Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет».

Так давайте играть! Сегодня наша игра посвящена истории Средних веков. И мы надеемся, что здесь собрались настоящие знатоки Средневековья. Удачи вам!

Представляю состав нашего ареопага - высокого жюри.

Итак, мы начинаем нашу игру. Сегодня играют команды - «рыцарские ордена» 6 классов.

Первый конкурс - творческий - представление команд. Это было домашнее задание. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 15.

Оцениваются: 1) оригинальное название команды; 2) герб, его изображение и пояснения к нему; 3) девиз.

Представление команд будет проходить по жеребьёвке. У вас одна минута для представления своего «рыцарского ордена»...

Спасибо всем! Можно только позавидовать талантам и фантазии наших шестиклассников!

А сейчас начинаем интеллектуальное состязание рыцарей сих славных орденов.

Итак, внимательно слушаем вопросы, на обсуждение у вас только одна минута. Ответ пишете на листочках с номером вопроса, отдаёте его дежурным по игре.

Напоминаю, вы пишете только один вариант ответа на вопрос. В противном случае ответ не будет засчитан.

№ 1. Имя этого вождя гуннов всей Европе внушало ужас, и прозвали его «бичом Божиим». Говорили, что там, где пронёсся его конь, траве уже не расти!

Назовите имя этого вождя гуннов.

№ 2 - театрализованный вопрос.

Сценка «Вождь варваров и римский сенатор»

Сенатор. Выслушай, великий вождь, и будь милосерден! Сними осаду, в городе голод и уже началась эпидемия чумы! Улицы великого города усыпаны трупами, даже крыс уже нет, их съели... Неужели ваши боги так жестоки, что позволят умирать беззащитным детям, женщинам и старикам?!

Вождь. Ишь как заговорили!

Сенатор (перебивая). Мы готовы на любые твои условия, только не дай нам всем погибнуть!

Вождь. Что ж... Я согласен снять осаду. Только... только... За это каждый житель города должен отдать мне всё имеющееся у него золото и рабов!

Сенатор (в ужасе). А что же останется жителям города?

Вождь. Как что? Жизнь! Ха-ха-ха!

Клио (обращаясь к исполнителям сценки). Спасибо нашим артистам. Внимание, вопросы к сценке:

• О каком городе идёт речь?

• Как зовут вождя готов?

• В каком году пал этот город под ударами варваров?

№ 3. Рим был разрушен и разграблен сначала вестготами во главе с Аларихом I в 410 году, затем вандалами в 455 году. Почему же падение Западной Римской империи связывают с 476 годом?

№ 4. Внимание, это древнегерманское племя было, конечно же, воинственным и грозным. Воины этого племени искусно владели боевыми топорами - они точно поражали цель сильными и меткими бросками. Тем не менее, это племя во многом отличалось от других варваров (может быть, потому, что жили по соседству с римской Галлией). Во-первых, они были не рыжеволосыми, а белокурыми и голубоглазыми; во-вторых, они носили одежду не из звериных шкур, а из ткани. А ещё они брились и стриглись! Только вождям дозволялось отпускать длинные волосы, и чем длиннее они были, тем большего почёта удостаивался вождь. За это их называли племенем «косматых королей». И, действительно, их король, имя которого позднее превратится в Людовика, никогда не стригся, ибо искренне верил, что в его волосах - чудодейственная сила, унаследованная от легендарного предка Меровея.

• Как называлось это германское племя?

• Как имя этого легендарного короля?

Клио (после озвучивания правильного ответа). Кстати, Карл Великий в честь своего предка назовёт одного из сыновей Людовиком.

№ 5. Опишите ритуал посвящения в военные вожди в германских племенах.

№ 6. Трудно себе представить, чтобы среди вас кто-нибудь не слышал об этом легендарном короле. На одном из кельтских языков его имя означает «медведь», а медведем могли окрестить, безусловно, бесстрашного и могучего воина. По преданию, он умер от смертельной раны, полученной в схватке с предателем Мордредом. Конечно, его друзья - благородные рыцари «Круглого стола» - отомстили за своего короля.

• Назовите имя этого легендарного короля?

• В какой стране он жил?

• В кого, по преданию, переселилась его душа, чтобы вернуться и защитить свою родину, если ей будет грозить опасность?

№ 7. Этого короля называли королём-рыцарем, королём-бродягой, коронованным трубадуром, который, даже сидя в заточении (попал в плен, возвращаясь из Крестового похода), сочинял стихи! Историки писали, что он получил блестящее образование, щеголял благородством, был мстителен, честолюбив, коварен и свиреп, любил рыцарские турниры, охоту и опасные приключения.

• Назовите имя этого короля.

• В каком по счёту Крестовом походе он участвовал?

№ 8. Это животное часто изображали на гербах. И не случайно, ибо это животное символизировало в рыцарском гербе такие похвальные качества, как храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Назовите это животное.

№ 9. Этот вопрос у знатоков телевизионной программы называется «Чёрный ящик», а у нас - «Исторический ларец».

Во времена крестовых походов произошло первое тесное столкновение европейцев с культурой Востока, который значительно опережал Европу. Что появилось у европейцев после крестовых походов? Назовите предмет, который лежит в этом ларце.

№ 10 - театрализованный вопрос. Смотрим сценку, которую мы назвали...

Сценка «Отважная императрица»

Придворный. О великий император! В цирке опять собрались «желтые» и «красные», но самое страшное - они объединились на этот раз! Не надо было вешать «помилованных Богом».

Император. Боже праведный, дай мне силы! Что кричат эти сумасшедшие?

Придворный. Прости, повелитель, но они (пауза)... кричат: «Долой императора! Долой (испуганно) убийцу!». С воплями «Слава!» эта толпа идёт к твоему дворцу!

Император. Что же делать? Что же делать?

Придворный. Надо бежать! Войско ненадёжно, ты проиграл на этот раз, о всемогущий! Спасайся!

Император. Что ж, видимо, это конец. (Обращается к Императрице.) Мы должны бежать, я не могу рисковать твоей жизнью!

Императрица (с достоинством). Если не осталось другого исхода, кроме бегства, я не хочу бежать. Я не узнаю тебя, мой повелитель! Когда-то ты не побоялся злой молвы и законов нашей великой державы и женился на мне, невзирая на то, что я родилась в нищете и была актрисой!..

Император. Да, тогда я смог отменить закон, по которому высшим сановникам запрещалось жениться на женщинах низкого происхождения! Но сейчас мой народ меня не слышит!

Императрица. Послушай, цари должны умирать царями! Смерть лучше бегства, а пурпур императора - прекрасный саван. Порфира - или ничего!

Клио. Внимание, вопросы:

• В какой стране происходила эта сцена?

• Назовите имена императора и императрицы.

• Какие исторические ошибки были допущены в этой сценке? Подсказка: вы должны найти три ошибки! У вас полторы минуты на ответ.

№ 11. Один из главных источников для любого историка - книги, документы, жизнеописания. Вот мы и проверим сейчас, как вы знаете средневековые документы. Команды получают листы с заданием. Вам предстоит соотнести автора или правителя и название произведения или документа, появившегося в его правление.

1) Салическая правда

                  

2) «История лангобардов»

 

3) «Тайная история»

 

4) «Жизнеописание Карла Великого»

 

5) Капитулярий об открытии монастырских школ для мальчиков

 

A. Эйнгард.

Б. Прокопий Кесарийский.

B. Хлодвиг.

Г. Карл Великий.

Д. Павел Диакон.

№ 12. В средневековых городах редко можно было увидеть очередь, но с ростом городов у этих сооружений очередь занимали с раннего утра. Что это были за сооружения? За чем была очередь?

№ 13. Вновь театрализованный вопрос.

Сценка «Благочестивая графиня»

1-я девушка. Посмотри, какое платье мне купил отец на ярмарке! А? Хороша? А какие там были украшения!

2-я девушка. Какие украшения?! Разве ты ещё не знаешь, что случилось намедни у нас в городе?

1-я девушка. Нет, да что в этом болоте могло случиться! Никаких развлечений, разве кто утопнет в луже на Мясной улице! (Смеётся.)

2-я девушка. Тю! Ну ты как с балкона свалилась! Сеньор наш, граф Леофриг, снизил налоги для всех жителей города!

1-я девушка. Ну, не иначе, как на него донжон обрушился! А то как же можно объяснить, что этот скряга пошёл на это?

2-я девушка. Спасибо его женушке! Святая, ей Богу, святая! Уговорила!

1-я девушка. Да как же ей это удалось?

2-я девушка. Говорят, она долго его упрашивала, а он не соглашался. А потом и говорит ей: «Хорошо! Снижу налоги! Но ты должна проехать по рыночной площади на коне, когда там будет полно народу». «И это всё условие?» - спросила она. «Нет!.. Ты должна проехать по площади обнажённой!»

1-я девушка (вскрикивает). Ой! Да неужто она согласилась? Такая скромная, набожная!..

2-я девушка. Говорю ж тебе, святая! Ради нас - графиня согласилась! Но мы, в благодарность ей, никто в рыночный день из своих домов не вышли, сидели за закрытыми ставнями!

1-я девушка. И никто-никто не подсмотрел?

2-я девушка. Да куда уж без паршивой овцы в стаде! Один портной, говорят, не удержался, да только наказал его Бог за эту подлость!

Клио. Внимание, вопросы к сценке:

• Назовите имя этой леди, супруги английского графа Леофрига Мерсийского, «въехавшей в историю» таким благородным поступком.

• Что, по легенде, случилось с портным, который не удержался и подсмотрел за леди?

Минута, сдаём ответы.

Клио (после озвучивания правильного ответа). Кстати, эта леди - лицо историческое. И известна она не только этой историей с налогами, но и благотворительностью. Графиня на свои средства основала в Ковентри монастырь с прекрасной церковью Девы Марии, в заступничество которой верила безгранично.

№ 14 - конкурс на знание дат по истории Средних веков. Вам надо расшифровать даты и написать, какие события произошли в эти годы. Каждая команда получает лист с заданием. У вас полторы минуты.

6 6 3 7 9 6 1 0 1 3 1 0

А пока команды работают дешифровальщиками, я поиграю со зрителями. У вас есть возможность помочь своим командам и заработать для них дополнительные баллы. Игра будет посвящена викингам.

Игра со зрителями (1):

1) Что означает слово «норманны»?

2) Как назывались корабли викингов?

3) Почему эти корабли так назывались?

4) Как назывался торговый путь, по которому через Русь викинги добирались к Чёрному морю?

5) Верховным богом викингов был Один, которого всегда изображали на коне. Что необычного было у этого коня?

6) Как называлась скандинавская письменность?

7) Как называют скандинавский миф?

8) Один из викингов, изгнанный из Исландии, отплыл в северо-западном направлении и открыл остров, который, по скандинавской традиции, называть новые земли «по самому хорошему, что в них есть», назвал его Гренландия. Назовите имя этого первооткрывателя и дайте перевод слова «Гренландия».

Время истекло, команды сдают ответы. Максимальное количество баллов за это задание - 6.

№ 15 - театрализованный вопрос. Мы с вами смотрим сценку...

Сценка «Средневековый обряд»

На коленях спиной к зрителям стоит молодой человек и молится.

1-я девушка. Тс-с! Яков ещё молится. Ах, сегодня наш братец...

2-я девушка (перебивая). Да! Наш кузнец выковал ему такие красивые доспехи! Отец в этот раз не поскупился!

1-я девушка. Ещё бы! Это нас, дочерей, у него трое, а сын-то один! Я помню, как он радовался его рождению!

2-я девушка (мечтательно). А после обряда он вскочит на своего коня и продемонстрирует всем свою ловкость!

Входит Сеньор.

Сеньор. Сын мой, пора! Ты готов? Все уже собрались.

Молодой человек. Готов, отец!

Юноша становится на одно колено. Сеньор с лёгким шлепком кладёт ему на плечо меч.

Сеньор. Перед лицом своих товарищей ты должен поклясться, что будешь выполнять эти заповеди:

- храни верность данному слову;

- защищай слабых;

- будь благородным по отношению ко всем;

- соблюдай...

Юноша. Клянусь!

Клио (обращаясь к исполнителям сценки). Спасибо нашим артистам! Внимание, вопросы к сценке:

• Что это был за обряд?

• Как он назывался в Европе?

• В чём клялся юноша?

Максимальное количество баллов - 3.

№ 16 - решение исторического кроссворда. Максимальное количество баллов за это задание - по количеству правильно разгаданных слов.

Игра со зрителями (2):

1) На каком языке писали древние германцы?

2) Теодорих Великий, могущественный король остготов, бережно и уважительно относился к правам и имуществу римлян. Для них действовал только один запрет. Какой?

3) Назовите самую почитаемую святыню арабов.

4) Внутри Каабы хранится древняя святыня арабов, а позже и всех мусульман - чёрный камень. Откуда он взялся?

5) Карл Великий сам очень любил учиться и других всячески заставлял. При его дворе приветливо принимали философов, поэтов, богословов из самых разных стран. Назовите самого знаменитого учёного из окружения Карла Великого, монаха из Англии, создавшего при дворе короля школу, которую современники называли Академией. Назовите имя этого учёного.

№ 17. Очень неспокойные то были времена. Назовите три самых страшных бедствия Средних веков.

№ 18. Городской дозор, следивший за порядком на улицах города, не имел права арестовывать преступников в соборе. А где ещё дозор не мог преследовать воров и других преступников, ибо это расценивалось как святотатство? Разбойники знали об этом и проводили здесь ночь в полной безопасности.

№ 19. Этот город считался неприступным из-за тройных мощных оборонительных стен. Но дело было ещё и в том, что основания оборонительных сооружений находились на 10-12 метров ниже уровня земли. Как эта деталь защищала город? О каком городе идёт речь?

№ 20. Осада этого города на севере Франции продолжалась около года. Измученные голодом и боями, горожане решили сдаться. Английский король согласился пощадить жителей, если шесть наиболее уважаемых горожан будут казнены. С верёвками на шеях, в саванах смертников вышли из города те, кто согласился умереть ради спасения своих граждан.

В конце XIX века знаменитый французский скульптор изобразил подвиг шести горожан.

• Назовите войну, в ходе которой произошло это событие.

• Название города, так трагически сдавшегося англичанам.

• Автор скульптурной композиции.

№ 21 Вновь театрализованный вопрос. Внимательно смотрим сценку, в ней будут допущены исторические ошибки.

Сценка «Случай на рыночной площади»

1-й торговец. Подходите! Покупайте! Лучшей ткани во всём городе не найдёте!

2-й торговец. Сапожки - кожаные, мягкие, с серебряными застёжками! Ваши ножки не ходить - летать будут, такие они удобные! Покупайте! Примерьте, вам какой дать - на левую или на правую ногу, прекрасная Сеньора?

Сеньора (капризно). На правую! (Меряет.)

1-й торговец. Под эти сапожки надо и ткань на новое платье купить, ах, какая красавица! Потрогайте, Сеньора, какая мягкая шерсть, не хуже королевы будете!

Рыцарь. Эй, посторонись, не видишь, я иду! (Все расступаются.)

2-й торговец. Проходите, благородный рыцарь, не смеем вам чинить препятствие!

Рыцарь. Ну, коль ты такой вежливый, скажи, где живёт бюргер...

1-й торговец. Да у нас тут все бюргеры!

Рыцарь. Не перебивай, поколочу! Где живёт бюргер Ганс, он, говорят, знатный ювелир!

Сеньора (кокетничая). Да кто ж не знает мастера Ганса! Я только что от него. Смотрите, какое кольцо он мне справил!..

Рыцарь. Красиво! Тонкая работа! Вот и мне надо заказать у него кольцо для моей прекрасной дамы, да чтоб самое лучшее было!

2-й торговец. Вам, отважный рыцарь, на улицу Ювелиров, дом 2. Идите прямо, а потом направо, за фонтаном. Да не испачкайтесь, на Ювелирной после вчерашнего дождя та-а-акая лужа!

Клио. Внимание, вопрос: В этой сценке допущены четыре исторические ошибки. Назовите их! У вас полторы минуты.

№ 22. Средние века известны своими судами инквизиции, сожжениями на костре еретиков. Что несли в руках заключённые, обвинённые в ереси, идя на аутодафе? Какого цвета было то, что они несли? Почему?

№ 23. В Древнем Египте их записывали пиктографическим способом, то есть с помощью рисунков, в Древней Греции - буквами.

В X веке, то есть в Средние века, для их записи появилась первая линия - красная, вскоре появилась вторая - жёлтого цвета. Гвидо д’Ареццо усовершенствовал эту систему, придумав ещё две линейки, тоже разных цветов. Он же начал ставить во главе их ключевой знак, представляющий собой букву. Пятая линейка появилась позже.

О каком изобретении идёт речь?

№ 24. Внимание, «Исторический ларец»! Эта битва, состоявшаяся в 1302 году при городе Куртрэ во Фландрии, вошла в историю по названию одной из деталей рыцарского снаряжения. Филипп IV Красивый потерпел поражение в битве с фламандцами, погибло огромное количество самых знатных его рыцарей. Победители собрали эти детали рыцарского снаряжения и сложили их на городской площади. Именно эта деталь и лежит в ларце. Что это?

№ 25. Последний вопрос нашей игры будет посвящён мифологии викингов. Как назывались воинственные девы, послушные богу Одину и сопровождавшие, согласно мифам, викингов во время походов?

Подведение итогов турнира.

Клио. Закончилась наша игра. Вы были великолепны, юные знатоки истории! Я прошу жюри подвести итоги нашего Рыцарского турнира.

Ответы

№ 1. Аттила.

№ 2. Речь идёт о Риме, который пал в 410 году под ударами вестготов во главе с Аларихом I.

№ 3. В 476 году был свергнут последний римский император.

№ 4. Племя - франки, король - Хлодвиг I.

№ 5. Воины поднимали избранного вождя на щит над своими головами.

№ 6. Имя короля — Артур. Страна — Англия. Его душа переселилась в вечного ворона.

№ 7. Ричард Львиное Сердце, он участвовал в 3-м Крестовом походе.

№ 8. Конь.

№ 9. Вилка.

№ 10. Страна - Византия; император - Юстиниан, императрица - Феодора.

Исторические ошибки: партии - «зелёных» и «голубых»; собирались на ипподроме, а не в цирке; восстание проходило под лозунгом «Ника!» («Побеждай!»).

№ 11.

1) Салическая правда

В                    

2) «История лангобардов»

Д

3) «Тайная история»

Б

4) «Жизнеописание Карла Великого»

А

5) Капитулярий об открытии монастырских

Г

школ для мальчиков

 

№ 12. Очереди у фонтанов за питьевой водой.

№ 13. Благочестивая графиня - леди Годгифью, или леди Годива. Молодой портной Том, по легенде, тотчас ослеп.

№ 14. 6 6 3 7 9 6 1 0 1 3 1 0.

1) 1066 - завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом;

2) 1337 - начало Столетней войны;

3) 1096 - 1-й Крестовый поход.

Игра со зрителями (1):

1) Люди севера; 2) драккары; 3) носовое украшение корабля напоминало дракона, чудовище; 4) «путь из варяг в греки»; 5) конь был восьминогим; 6) руны, руническая; 7) сага; 8) Эрих Рыжий; Зелёная страна.

№ 15. Обряд посвящения в рыцари. В Европе его называли оммаж. Юноша клялся соблюдать Кодекс Чести рыцаря.

№ 16. Кроссворд.

Игра со зрителями (2):

1) У древних германцев в те времена не было письменности;

2) носить оружие; 3) Кааба; 4) считается, что чёрный камень был подарен Богом первому человеку - Адаму; 5) Алкуин.

№ 17. Голод, война, чума.

№ 18. На кладбище.

№ 19. Речь идёт о Константинополе; невозможно было сделать подкоп.

№ 20. Столетняя война, город Кале. Автор скульптурной группы «Граждане Кале» - Огюст Роден.

№ 21. Исторические ошибки:

1) В Средние века по цеховым правилам было запрещено рекламировать свой товар.

2) Бюргерами называли только зажиточных горожан.

3) В средневековых городах не было нумерации домов.

4) В те времена обувь не различалась на левую и правую: будучи из кожи, она принимала форму ноги уже в процессе носки.

№ 22. Заключённые несли зелёные свечи; зелёный - цвет инквизиции.

№ 23. Нотный стан.

№ 24. Шпора. Эта битва вошла в историю как «битва шпор».

№ 25. Эти девы - валькирии.

Рекомендуем посмотреть:

Игра викторина для 5-6 класса по теме: Цветы

Игра по истории России, 7 класс с ответами

Игра для школьников 6-7 класса. Традиции праздника Крещения

Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс

Классный час «Мой дом», 5-6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!