Родительское собрание «Воспитание подростка в семье»

Разработка родительского собрания для родителей подростка. Тема: Комфортные семейные отношения

Цели: предоставить возможность родителям поделиться своим опытом воспитания детей-подростков; расширить психологические знания родителей об особенностях развития детей в подростковом возрасте; помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Форма проведения: анализ ситуаций.

Подготовительная работа: подбор различных житейских ситуаций, в которых трудно принять правильное решение; составление памятки для родителей; организация чаепития; оформление выставки книг о воспитании подростков, плаката с фотографиями семей учащихся, плаката со словами А. С. Макаренко: «Семья - это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».

Ход собрания

I. «Особенности переходного возраста» - сообщение педагога (психолога).

Учитель. Как считают психологи, семья - это малая устойчивая человеческая группа, и, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.

Ситуация в семье часто осложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст. Мы с вами говорили об особенностях этого периода. Сегодня мы постараемся понять, насколько в подростковый период важно для ребенка общение, особенно семейное.

Круг общения подростка значительно шире, чем у учащегося начальных классов. Подростки начинают замечать представителей противоположного пола. Они склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.

С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой - он испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для пего проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться.

Вот как об этом основном противоречии подростковой психологии общения сказал В. А. Сухомлинский: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг... Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга, я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним.

Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.

Но быть нужным - это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. Тогда вам станет понятно одно из главных правил общения: «Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам».

Но часто чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо, как говорят психологи, научиться проявлять пристальное внимание. Почему это так трудно? Да потому что это требует времени. А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

Все мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас. На нас таких, какими мы хотели бы себя видеть. Мы хотим передать им те качества своей личности и черты характера, которые сами считаем хорошими. И нам очень горько видеть, когда маленький человек перенимает как раз то, что нам в себе хотелось подавить. Происходит это потому, что свои положительные черты мы хорошо осознаем. А все плохое, что в нас есть, мы стараемся напоказ не выставлять, боясь признаться в этих своих недостатках самим себе.

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на те слова и поступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В этот момент мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятанные» черты, которые и передаются нашему ребенку.

В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это случается, когда ребенок становится подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать.

Попробуйте присмотреться в этот момент к своему ребенку, взгляните на него как бы посторонним взглядом. Не увидите ли вы в его поведении черты самого себя?

Отсюда вытекает еще одно важнейшее правило общения для родителей: Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним прежде всего является разумная организация жизни семьи.

В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка. Иногда мы требуем от ребенка выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Когда взрослый человек нарушает данное ребенку слово, то у него зачастую быстро находится оправдание этому. Ребенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения.

А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней. Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения: Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

II. Анализ различных житейских ситуаций.

Ситуация 1.

Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

- Это могло быть реальной ситуацией?

- В чем сложность данной ситуации?

Попробуйте сами ее разрешить (учащимися разыгрывается сценка).

Подведение итога.

В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Отсюда следует правило: Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации.

Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?

Все это вполне реально можно обсудить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обмена мнениями, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что надо нашим детям постоянно.

Ситуация 2.

Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнавали все члены семьи. А часто ли мы слушаем новости других?

Сценка (участвуют школьники).

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за три дня.

Но как только девочка входит домой, мама тут же спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Учитель. Вспомните, не доводилось ли кому-то из вас быть в подобной роли. И, наверное, такие случаи бывали не раз и никак не заостряли ваше внимание, тем более вы и подумать не могли, что поступаете как-то не так.

Давайте все-таки разберемся вместе, что скрывается за подобным поступком родителей, и все ли в данной ситуации педагогически оправдано?

Подведение итога.

Еще одно правило для взрослых: Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

Ситуация 3.

Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

Обсуждение ситуации по вопросам:

- Могут ли иметь место такие ситуации?

- Надо ли вникать в проблемы, интересы, склонности, радости и беды своего ребенка?

- Всегда ли они кажутся нам важными?

- Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

Подведение итога.

Еще одна задача родителей - создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиться сам, активно строя свою уникальную личность.

Следуйте и такому важному правилу: Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы.

Памятка для родителей «Принципы отношения родителей с детьми»

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.

2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6. Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.

7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

III. Заключение.

Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте...

Чаще говорите ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание. Но мы с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас с вами, правда? Эго значит, узнали сегодня, сейчас от самых близких и родных им людей - папы и мамы.

Мы приглашаем вас, дорогие родители, на чаепитие, которое приготовили для вас дети.

Звучит песня «Погода в доме» (из репертуара Л. Долиной).

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации для родителей 5 класса на первом родительском собрании

Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек

Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей

Родительское собрание «Деньги и дети», 5-6 класс

Родительское собрание в 5 классе. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!