Родительское собрание «Толерантность», 5 класс
Разработка родительского собрания для родителей учащихся 5-7 класса. Тема «Толерантность - что это?»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи: создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания; познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека; способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества; побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, людям и к себе.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: классный руководитель, родители.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Практическая часть.
3. Итоги собрания.
Предварительная работа:
Нарисовать солнце без лучиков на доске, сделать шаблоны лучиков солнца (для каждого родителя); подготовить ручки, белые листы, красный и синий карандаши (для каждого родителя).
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Толерантность - понятие достаточно новое, но уже основательно вошедшее в наше сознание. Давайте в начале собрания зажжем с вами солнце толерантности. А для этого каждый родитель на заранее приготовленных шаблонах лучиков солнца напишет, как понимает этот термин и прикрепит свой лучик к солнышку, нарисованному на доске. (Родители крепят лучики солнца на доске, а классный руководитель зачитывает, что написали родители.) Только такое: терпеливое и ласковое, понимающее и прощающее - солнце должно светить нам и нашим детям.
Согласно словаря В. И. Даля, толерантность - это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению»; по толкованию С. И. Ожегова, «толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».
Философское понятие толерантности очень хорошо раскрывает притча «Чаша терпения».
ЧАША ТЕРПЕНИЯ
Однажды ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого терпения. Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил ее ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой.
Он попросил ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу. Учитель сказал:
- Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится, и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
- Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
- Не только, - ответил учитель, - в том, что ты оберегаешь свои же колени, особой добродетели и заслуги нет.
- Так что же еще он должен делать? - спросил недоуменно ученик, не открывая глаз.
- Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась, - сказал учитель.
Как видим, толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача - обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка на разговор о возникших противоречиях и совместно принимая компромиссные решения.
В-пятых, нельзя унижать достоинства ребенка - игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется Вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно: родителям необходимо формировать у подростка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п.
Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям и имеют право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому и солидарности.
Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Черты толерантной личности:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- любознательность;
- умение слушать;
- способность не осуждать других;
- альтруизм.
Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство, зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, приобретенных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, то есть в целом - от общества.
2. Практическая часть.
Игра «Хорошо - плохо».
Представьте себя в роли своего ребенка. Учитель называет ситуацию, а Вы на листочке рисуете красный кружок, если Ваш сын или дочь в своем повседневном поведении выбрал бы первый вариант, и синий - если второй. Это станет почвой для размышлений о формировании толерантного поведения Вашего ребенка.
1. Младший брат сломал твою игрушку:
- ты его простишь;
- ты его ударишь.
2. Ты поссорился со своей сестрой:
- ты попытаешься объясниться с ней;
- ты обижаешься и мстишь ей.
3. С тобой поступают жестоко:
- ты отвечаешь тем же;
- стремишься заручиться помощью.
4. Ты недоволен собой:
- ты говоришь, что людей без недостатков не бывает;
- ты все сваливаешь на других.
5. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- ты устраиваешь истерику;
- ты идешь с ними гулять.
6. Твой друг испачкал книгу, которую взял у тебя почитать:
- ты обидишься и обзовешь его;
- ты попросишь почистить книгу и впредь так не делать.
3. Итоги собрания.
- Давайте озвучим то, о чем вы задумались во время игры. Какие вы сделали выводы?
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание «Деньги и дети», 5-6 класс
Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей
Родительское собрание в 5 классе. Конспект
Рекомендации для родителей 5 класса на первом родительском собрании
Нет комментариев. Ваш будет первым!