Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста», 6 класс

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 6 класса на тему «Первые проблемы подросткового возраста»

Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность...

Ж.П. Сартр

Задачи: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: статистика проблемы, отношение к ней родителей; пути возможной помощи учащимся в период полового созревания; значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.

Подготовительная работа: подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской газеты (см. приложение); диагностика детей и родителей (см. приложение); классный час «Кто я? Какой я?»; памятка для родителей по теме собрания; ситуации для обсуждения во время собрания (см. комментарии).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме — теме превращения мальчиков в юношей, а девочек — в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.

II. Анализ результатов анкетирования детей и родителей

Анализ ситуаций, предложенных классным руководителем. Как правило, ситуации классный руководитель берет из наблюдений за детским коллективом. Ситуации обсуждаются, по каждой из них родители высказывают свое мнение, определяют возможные пути выхода из ситуации.

Анализ материалов классного часа по проблеме собрания. Если есть возможность, родители просматривают фрагменты видеоматериалов классного часа.

III. Памятка для родителей (см. приложение)

IV. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему по купали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей...

Ситуация 2. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков...

Ситуация 3. Родители видят, что девочка вот-вот должна пережить период первой менструации, но не знают, как поговорить с ней об этом. Когда все-таки разговор состоялся, мама узнала о том, что девочка прекрасно обо всем осведомлена. Когда мама попыталась узнать, откуда дочь обо всем узнала, та сказала, что еще в прошлом году ей все рассказали в пионерском лагере...

Ситуация 4. Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной...

Ситуация 5. Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют...

V. Подведение итогов

VI. Комментарии по проведению классного часа

Классный час посвящается составлению собственных словесных и художественных портретов. В ходе классного часа ребята дают ответ на проективную методику «20 Я». К примеру, я — умный и т. д. Затем классный руководитель зачитывает словесные портреты ребят (по их желанию), и ребята пытаются определить, кому принадлежит портрет.

Приложение

Анкетирование учащихся

Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению:

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

A. В кругу своей семьи.

Б. С друзьями.

B. В одиночестве.

2. Изменения твоей внешности, роста, веса:

A. Радуют.

Б. Огорчают.

B. Раздражают и злят.

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

A. Умным.

Б. Красивым.

B. Общительным.

4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

A. Радовало.

Б. Огорчало.

B. Безразлично.

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

A. Радовало.

Б. Огорчало.

B. Безразлично.

Анкетирование родителей

1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться:

A. Своей внешностью.

Б. Своим весом и ростом;

B. Гигиеной собственного тела.

Г. Противоположным полом.

2. Что он стал больше:

A. Общаться с друзьями по телефону.

Б. Проводить время у зеркала.

B. Проводить время с друзьями вне дома.

Г. Обращать внимание на свою одежду.

3. В личностном плане он стал:

A. Более скрытным.

Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание.

B. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес.

Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

Статистика для родительской газеты

Папы и мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему, как никогда, необходимо ваше тепло и забота, понимание и Доверие.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

— Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

— В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

— 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

— 60% девочек в возрасте 11—12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

— Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

— Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страда! ют заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.

— Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.

— По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек — 11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков — 13 лет.

— В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

— Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Полезная информация

1. Вредна ли свобода для подростка?

Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она так же вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем — не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

2. Влияние улицы на поведение детей.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков.

Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

3. Подросток дома.

Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.

4. Компания для ребенка.

Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему ребенку разбираться в людях и их поступках.

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Выполнение домашнего задания», 5 класс

Родительское собрание «Деньги и дети», 5-6 класс

Родительское собрание «Методы воспитания в семье», 5 класс

Родительское собрание «Воспитание подростка в семье»

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы»

Нет комментариев. Ваш будет первым!