Классный час по профориентации, 9 класс. В поисках будущей профессии
Тематический классный час «На пути к профессии», 9 класс. Конспект
Цель: помочь учащимся выявить способности к определенному виду профессиональной деятельности.
Задачи
1. Способствовать пониманию учащимися значения выбора профессии в жизни человека.
2. Дать учащимся представление о подходе к выбору профессии.
Эпиграфы
«Истинное сокровище для людей — умение трудиться» (Эзоп).
Будем трудиться, потому что труд — это отец удовольствия» (Ф. Стендаль).
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).
Подготовительная работа
• Посещение профессионального центра, лекция «Профессии сегодняшнего дня».
• Встреча с представителями областного университета.
• Создание карты потомственных профессий класса.
• Анкетирование учащихся класса по теме классного часа.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя. Показ презентации
В мире существует более 50 тыс. профессий. Как найти среди них свою?
Как не ошибиться в выборе и не остаться вне профессии, которая тебе интересна?
Что означает фраза «Профессионал в своем деле»?
Какие профессии мы себе более или менее представляем?
На что ориентироваться при выборе профессии?
На вопрос «Кем ты хочешь стать после школы?» старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, быть конкурентоспособным.
Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.
Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом тыка, а разумно, для начала нужно разобраться в своих собственных установках. Сейчас мне хотелось бы познакомить вас с основными типами профессиональной деятельности человека.
Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова, в которой все профессии разделены на 5 основных типов.
1. Человек — природа
Это люди, которые имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы: ветеринар, агроном, гидролог, цветовод, овцевод, механизатор, тракторист и др.
Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда, одним словом — природа.
2. Человек - техника
Это люди, использующие технические устройства, например, пилот, водитель, матрос, электромонтер, слесарь и т. д.
3. Человек — человек
Предмет труда этих людей — другой человек, а характерная черта деятельности — необходимость воздействия на других людей. Это учитель, врач, журналист, продавец, диктор телевидения ит. д.
4. Человек — знаковая система
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах, программисты и т. д.
5. Человек — художественный образ
Людей этого типа отличают наличие живого образного мышления, художественная фантазия, артистичность. Это художники, артисты, режиссеры.
Вопросы учащимся
— Попробуйте определить, какому виду деятельности вы отдаете предпочтение?
— Какую профессию, согласно типологии, вы хотели бы выбрать?
— Чем эта профессия вас привлекает?
— Что должно послужить главным критерием при выборе вами профессии?
II. Оформление плаката «Мы выбираем профессию. Критерии выбора профессии»
Учащиеся работают в группах и определяют критерии, которые затем записывают на плакате.
Мнение учащихся
• Для каждой профессии необходимы свои специальные способности.
• Желательно определиться в выборе будущей профессии как можно раньше.
При выборе профессии надо учитывать собственные интересы. При выборе профессии необходимо учитывать собственное здоровье.
III. Слово учителя
Немаловажным фактором при выборе профессии является призвание. Идеальное совпадение способностей и интересов — это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьезно отнесся к собственному выбору.
Сегодня мы попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего, вы были абсолютно правы, когда отметили, что при выборе профессии надо учитывать собственные физические возможности. ]
По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность — не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции; независимость, самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессии для вас важны, а какими можно и пренебречь.
А сейчас вам предлагается проанализировать свой будущий профессиональный выбор, если вы уже выбрали или собираетесь выбирать.
IV. Анкета для учащихся
Инструкция
• Проанализируйте профессию, которую вы, возможно, уже выбрали.
• Ответьте на 9 вопросов анкеты честно и серьезно.
• Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии,
• Отнеситесь к тексту критически: действительно ли выбор вами обоснован. Видны ли в нем знания профессии, оценка своих возможностей?
• Попробуйте покритиковать текст, может быть, даже переубедить собеседника.
• Не поддавайтесь эмоциям при решении таких важных задач. Они бывают неподходящими помощниками.
• Если вы честно ответите на вопросы анкеты, возможно, это поможет вам в профессиональном выборе.
Вопросы
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд: автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы в выбранной профессии.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение
7. Существуют ли в данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно ее получить?
V. Слово учителя
Для того чтобы определить все «за» и «против» выбора той или иной профессии, необходимо знать ее положительные и отрицательные стороны. Тем более что в каждой профессии такие стороны есть. Это позволит вам, ребята, рассматривать вопрос получения будущей профессии не через розовые очки, а оценивая ее объективно.
Для примера я предлагаю вам рассмотреть с точки зрения пессимистов и оптимистов профессию медсестры. Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку качества этой профессии. Причем оптимист ищет положительные качества этой профессии, пессимист рассматривает ее скептически.
А вы, ребята, попытайтесь помочь им.
Давайте еще рассмотрим очень популярную в наше время профессию журналиста. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень вашей осведомленности о ней.
(Класс делится на группы и обсуждает то, что ребята написали на доске.)
Мы убедились с вами, что в профессии есть положительные и отрицательные стороны.
Но если это дело, которому ты хочешь служить, которое становится делом всей твоей жизни, то все отрицательные стороны уходят на задний план. Если же это дело, которое ты выбираешь по необходимости, по настоянию или заодно с кем-то из друзей, то, как правило, ничего хорошего в этом случае не получается. Выбор — за каждым из вас.
Чтобы еще и еще раз проверить себя и утвердиться в своем выборе, полезно читать литературу о выбираемой профессии, использовать возможности тестирования на профессиональную пригодность.
Я предлагаю выполнить небольшое тестовое задание и узнать, какой вид деятельности для вас предпочтителен.
VI. Тест
1. Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) туристическую путевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...
Анализ результатов
Подсчитайте количество набранных баллов.
Каждый ответ «а» — 1 балл; ответ «б» — 2 балла; ответ «в» — 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов, авторы теста советуют вам подумать о профессии, где не придется общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят).
Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.
Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте, что вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании.
Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера?
В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
VII. Слово учителя
Итак, кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста.
Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием.
Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным — учиться внимательно слушать других и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Для того чтобы вы могли больше узнать о профессии, которая вам по душе, полезно открыть для себя «Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда».
В этом каталоге вы сможете получить полную характеристику выбираемой вами профессии, в некотором смысле примерить ее на себя.
В качестве примера, зная, что в нашем классе некоторые девочки хотели бы связать свою будущую жизнь с медициной, я предлагаю характеристику профессии «Медицинская сестра» из данного каталога.
Я считаю, что об этой профессии полезно узнать нам всем, так как с ее представителями каждый из нас хотя бы раз в жизни встречался.
VIII. Знакомство учащихся с видеороликом и слайдами презентации
Факты
На быстро формирующемся рынке здравоохранения потребность в медицинских сестрах выше, чем потребность во врачах. Существует нехватка медицинских сестер в бюджетной сфере, в системе платного здравоохранения.
Обязанности медсестры
• Уход за пациентами.
• Получение медицинских препаратов и лекарств.
• Измерение температуры, кровяного давления, пульса.
• Купание пациентов.
• Установка капельниц.
• Уколы.
• Подготовка больных к диагностическим и лечебным процедурам.
• Работа с медицинским оборудованием.
Требования к кандидату
Профессиональные качества
• Умение убеждать.
• Организационные способности.
• Готовность работать в экстремальных ситуациях.
• Умение работать в команде.
• Готовность служить клиенту.
• Навыки психологического общения.
• Владение современной техникой.
• Знание биологии, химии.
Личностные качества
• Здравый смысл.
• Аккуратность.
• Сильный и твердый характер.
• Сочувствие к людям.
• физическая выносливость.
• Общительность.
• Доброжелательность.
• Терпеливость.
Образование
Школы медсестер, специальные учебные заведения. Сроки обучения: от 3 месяцев до 3 лет.
Карьера
Возможное продвижение по службе может быть только после длительного срока добросовестной работы. Интерес может представлять деятельность геронтологической сестры, что дает больше свободы и позволяет открыть собственное дело.
IX. Слово учителя
Как видите, в каталоге указан не только род занятий медсестры, но и востребованность этой профессии на рынке труда, возможности карьерного роста.
Словом, стоит только открыть каталог, и весь спектр профессий перед вами. Было бы еще лучше, если бы вы почитали его вместе с родителями, которые тоже размышляют о том, какую профессию вы изберете.
Словом, есть над чем поразмыслить, прежде чем выбирать профессию. Главное — надо помнить, что профессия — это не вещь, которую можно поменять или выбросить за ненадобностью. Профессия — это занятие человека, которое должно приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение. Если такое удовлетворение человек получает, то и солнце светит ярче, и люди вокруг становятся лучше, и ты сам понимаешь, что живешь на земле не зря.
Подведение итогов классного часа.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на тему: ЗОЖ, 9 класс
Внеклассное мероприятие на тему Пасха, 9-10 класс
Интеллектуальная игра для 9 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!