Классный час «Отцы и дети», 11 класс

Час общения в 11 классе «Отцы и дети. Конфликт»

Участники: учащиеся 11-го класса, их родители, классный руководитель, психолог.

Цель: развивать умение эффективного общения родителей и детей в ситуации конфликта.

Подготовительная работа

I. Проведение тестирования выпускников и их родителей «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

И. Классный руководитель составляет рабочий лист с определениями понятий «конфликт», «конфликтная ситуация».

III. Психолог готовит памятку для родителей «Отцы и дети. Конфликт».

IV. Одиннадцатиклассники подбирают музыку для сопровождения разговора, книги по конфликтологии для выставки, оформляют кабинет.

V. Ведущий составляет сценарий часа общения и готовит для него компьютерную презентацию.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) выставка книг;

б) два стола для работы групп, стулья;

в) клубок крепких ниток для проведения игры;

г) мультимедийная аппаратура для презентации;

д) аудиозаписи.

* * *

I. Классный руководитель сообщает тему и цель встречи, используя эпиграф: «Два шара, сталкиваясь между собой, разлетаются по стандартным траекториям, одинаково повинуясь строгим физическим законам. Люди же ведут себя по-разному и вышивают уникальный узор конфликта, потому что проявляют неповторимость своей внутренней психической организации» (А.С. Кармин).

II. Проведение игры «Вертушка». Психолог просит родителей образовать круг, который будет внутренним и неподвижным. Старшеклассники создают внешний круг, который должен вращаться по часовой стрелке. Родители и дети поворачиваются лицом друг к другу и произносят хором фразы, сопровождая их жестами:

— Здравствуй, друг! Касаются мочки уха друг друга.

— Как ты тут? Касаются предплечья друг друга.

— Где ты был? Разводят руки.

— Я скучал! Касаются рукой своей груди.

— Ты пришел? Касаются плеча друг друга.

— Я так рад! Пожимают руки друг другу.

Классный руководитель и психолог демонстрируют действия участников в игре. Игра продолжается до тех пор, пока все не поприветствуют друг друга. Затем психолог беседует с участниками игры об их самочувствии и настроении.

III. Групповая работа. Родители и старшеклассники в своих группах знакомятся с предложенными определениями понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», обсуждают, что является значимым в этих определениях и высказывают свои суждения вслух.

IV. Сообщение классного руководителя о влиянии конфликтов на взаимоотношения людей.

V. «Мозговой штурм». Классный руководитель просит участников встречи назвать причины конфликтов между родителями и детьми, которые затем записывает на доске.

VI. Комментарий психолога. Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной. Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от способа их разрешения:

созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; предполагает взаимную готовность к ведению диалога, стремление изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между участниками конфликта, общение становится более конструктивным;

разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

Итак, определимся, что является основой для порождения конфликта в семье.

1. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении.

2. Неумение общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми.

3. Сильно развитые материальные амбиции.

4. Нежелание участвовать в ведении домашнего хозяйства.

5. Наличие завышенной самооценки.

6. Нежелание заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методы воспитания.

7. Различия в представлениях о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи.

8. Непонимание как результат нежелания вести диалог.

9. Разные типы темперамента и неумение учитывать тип темперамента.

10. Ревность.

11. Вредные привычки и связанные с ними последствия.

12. Особые случаи.

VII. Классный руководитель проводит игру-исследование «Паутина» с целью показать, как быстро можно погрузиться в паутину конфликта, как легко, бросаясь фразами, можно запутаться и как непросто вернуться к нормальным отношениям.

Участники берут стулья, ставят их в круг, рассаживаются по порядку: родитель, ребенок. Середина свободна. Учитель берет в руки клубок тонких ниток, привязывает конец нити к ножке своего стула и произносит громко и четко причину, благодаря которой в семье, в классном коллективе может разгореться конфликт. Например:

— родители всегда «лезут» в мои дела;

— мои одноклассники меня не понимают;

— родители считают меня маленьким;

— другое.

Затем учитель передает (перекидывает) клубок другому участнику игры. Новый участник называет собственную причину возможного конфликта, обматывает ножку своего стула ниткой и передает следующему участнику игры. Примеры причин для конфликта заимствуются из личного жизненного опыта. Клубок переходит из рук в руки и может возвращаться к одному и тому же участнику игры несколько раз. В результате в центре сплетается паутина из нитей, символизирующая многочисленные, запутанные поводы для конфликтов в семье и школе.

Вопросы к участникам игры

— Как вы чувствуете себя в паутине конфликта?

— Комфортно ли вам?

Затем учитель предлагает разрешить конфликт, выйти из него. Для этого нужно предложить свои пути решения. Например:

— я пойду первой и извинюсь;

— я больше не буду грубить маме;

— я выучу и отвечу урок по физике.

При этом первый участник начинает сматывать нить обратно в клубок. Он должен преодолеть паутину, найти правильный путь и передать клубок другому участнику. Становится понятно, что дорога обратно гораздо сложнее, длиннее, труднее.

Классный руководитель делает вывод о том, что в конфликт вступить легко, повод найти несложно, можно бросаться словами не раздумывая. А урегулировать конфликт, подобрать правильные, добрые слова, преодолеть расстояние между людьми, даже очень близкими, непросто.

VIII. Классный руководитель предлагает участникам еще раз назвать основные способы разрешения конфликта в семье и записывает их на доске.

IX. Комментарий психолога. Старайтесь следовать следующим правилам:

1. Попробуйте установить причину конфликта.

2. Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задеть другого.

3. В конфликте держитесь существа разногласий.

4. Ищите компромисс.

5. Проявите чувство юмора.

X. Классный руководитель предлагает родителям и детям высказать пожелания друг другу. Затем родителям вручаются памятки.

Приложение

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Психолог предлагает учащимся и их родителям ответить на вопросы теста. Раздаются листы ответов, в которых участники должны проставить балл для каждого варианта.

Инструкция: «Представьте себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если вам свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения».

Возможные ответы:

— мне такое поведение свойственно — 3 балла;

— мне такое поведение свойственно в малой степени — 2 балла;

— мне такое поведение несвойственно — 1 балл.

Утверждения теста

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов

«А»

«Б»

«В»

«Г»

«Д»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Обработка результатов теста. Следует подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации.

«А» — «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» — «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Краткий тезаурус по обсуждаемой проблеме

Межличностный конфликт — ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

Межличностный конфликт — противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как важная психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах (по Н.В. Гришиной).

Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

Конфликтная ситуация — состояние отношений, которое характеризуется неудовлетворенностью (при которой происходит трансформация субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия) и социальной (или психической) напряженностью (по Г.И. Козыреву).

Конфликт — столкновение, серьезное разногласие, спор (по С.И. Ожегову).

Конфликт — развитие взаимодействия оппонентов по поводу различия их интересов и позиций (по С.М. Емельяновой, Дж. Рубиной).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: «Толерантность», 10-11 класс

Классный час в 11 классе на тему «Деньги и мифы»

Классный час в 11 классе на тему: ЗОЖ

Классный час «Конфликты и способы их разрешения», 10 класс

Классный час «Государственные символы России», 10 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!