Классный час в 11 классе на тему «Деньги и мифы»
Методическая разработка классного часа для 11 класса
Конспект классного часа для 11 класса
В настоящее время в России происходит смещение в системе жизненных ценностей, переосмысливается значимость денег в жизни. Данные различных социологических исследований говорят о том, что у многих молодых людей приоритетной жизненной целью становится достижение богатства любыми средствами, в т. ч. и незаконными. Таким образом, тема богатства, денег, материальной обеспеченности очень актуальна для выпускников.
Предлагаемый классный час - это дискуссия о роли денег в обществе, в жизни человека.
Ход дискуссии: два ведущих, представляющих полярные точки зрения, «вбрасывают» в аудиторию аргументированные идеи-утверждения о роли и значении денег (б утверждений - б раундов дискуссии). Задача участников дискуссии - подтвердить или оспорить эти утверждения. В конце каждого раунда ведущий проводит голосование, сколько участников поддерживают предложенную идею. Классный руководитель следит за временем, за полминуты предупреждает участников об окончании раунда. По результатам всех раундов участники дискуссии получат срез мнений относительно места и роли денег в жизни человека.
Цели: дать представление о различных стереотипах, касающихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа:
- предложить двум ученикам сыграть роли ведущих. Их задача - «вбрасывать» в аудиторию спорные мысли, чтобы спровоцировать обсуждение. Примерные тезисы и аргументы приводятся в сценарии;
- можно предложить одному из учеников сделать слайд-фильм, сопровождающий вступительное слово учителя. Фильм должен создать определенное настроение для дискуссии (богатство и бедность, контрасты современной России и т. п.).
Оборудование: компьютер (если будет сделан слайд-фильм).
Оформление: написать на доске содержание шести раундов (из плана классного часа).
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги».
1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло».
2. Второй раунд. «Деньги - это Бог».
3. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит».
4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода».
5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье».
6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха».
7. Обсуждение результатов.
III. Заключительное слово.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам традиционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?
Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тлетворное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?
Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Их по очереди проводят двое ведущих, которые представляют различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде ведущий «вбрасывает» аргументированную мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.
Передаю слово ведущим ток-шоу (имена, фамилии).
II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»
1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»
Ведущий 1. Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».
Аргументы:
- Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)
- Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.
- Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, заносчивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем железо - тел».
- И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).
Примерные возражения:
- Имущественные преступления - это скорее проявление такого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.
- Не только преступления, но и много добра в мире совершается с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.
- Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богатство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иерусалимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников случалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.
- Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в избытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень
всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к деньгам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избытком», но не как к объекту любви.
Ведущий 1. Время обсуждения истекло. Напоминаю основную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
2. Второй раунд. «Деньги - это Бог»
Ведущий 2. Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».
Аргументы:
- Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».
- С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.
- Деньги правят миром. Только с помощью денег можно получить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые потоки.
Примерные возражения:
- Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).
- Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.
- Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.
Ведущий 2. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
3. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»
Ведущий 1. Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограничить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по копеечке.
Аргументы:
- Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не каждый способен на аскетизм.
- Большинство миллиардеров на Западе известны своей скромностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.
- И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.
Примерные возражения:
- Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые боятся рисковать.
- Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.
- Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограничение?
- Человек может так и не воспользоваться накопленным богатством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.
- Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.
- Что касается западных миллиардеров, то многие из них получили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.
Ведущий 1. Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Богатый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»
Ведущий 2. Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».
Аргументы:
- Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу покупать любые вещи, путешествовать, выбирать страну проживания.
- Только деньги делают человека независимым от мнения окружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мнением.
- Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - всегда можно заплатить выкуп или взятку.
Примерные возражения:
- Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно постоянно заботиться, как их не потерять.
- Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.
- Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.
Ведущий 2. Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»
Ведущий 1. Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».
Аргументы:
- По мнению ученых*, для большинства людей главным источником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.
- Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.
- Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.
- Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализации.
- «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.
Примерные возражения:
- Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.
- Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить уважение друзей.
- Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.
- Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.
- Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в России, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветающий бизнес.
- «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.
Ведущий 1. Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»
Ведущий 2. Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.
Аргументы:
- Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».
- Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают вознаграждение, а лень, пассивность ведут к бедности.
- Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.
- Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это посмотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.
- Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают миллионы за час работы.
- Недаром существует рейтинг миллиардеров и миллионеров, где каждый знает свое место.
Примерные возражения:
- Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.
- Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.
- Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто прекрасный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.
- Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успеха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.
- А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, великие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.
- Кроме рейтинга миллиардеров есть и рейтинги открытий, романов, картин и т. п.
- Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человеческого труда.
Ведущий 2. Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?
(Участники дискуссии голосуют, учитель записывает результат на доске, напротив соответствующего пункта плана.)
7. Обсуждение результатов
Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую поддержку получила идея (называет).
Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?
Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?
Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?
Деньги для вас - это цель или средство?
Бедность - это порок?
Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?
(Дети высказываются.)
III. Заключительное слово
Классный руководитель. По мнению западных психологов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для благополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В последние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.
«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зарабатывать.
И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопившие значительные состояния:
1. Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.
2. Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.
3. Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демонстрация высокого социального статуса.
4. Родители не оказывали им материальную помощь.
5. Их взрослые дети финансово самостоятельны.
6. Они следят за рыночной конъюнктурой.
7. Они правильно выбрали профессию*.
Надеюсь, вы сможете выработать в себе эти черты и сумеете стать богатыми и успешными... Если захотите.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час «Конфликты и способы их разрешения», 10 класс
Классный час на тему: «Толерантность», 10-11 класс
Классный час «Государственные символы России», 10 класс
Классный час для старшеклассников «Дороги, которые мы выбираем...», 10-11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!