Театрализованное представление по сказкам Пушкина для 5-6 класса
Театрализованное представление - викторина для учащихся 5-6 классов. Сценарий «В мире сказок А. С. Пушкина»
Цель: помочь детям осознать, что «Пушкин - это наше все», что именно с него начинается каждый русский человек; побуждать учащихся к чтению; воспитывать внимательного читателя.
Театрализованная викторина проводится в классе или актовом зале.
Оформление: портрет А. С. Пушкина, его книги; выставки рисунков, поделок учащихся, иллюстрирующих произведения поэта. Место действия декорировано по пушкинскому описанию лукоморья - поляна у зеленого дуба.
Звучит фонограмма «У лукоморья» в исполнении детского хора или вокальной группы.
Ведущий.
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса,
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор.
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет лукоморье,
Цепь златая
И ученый кот.
Кот (из-за декорации). Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка начинается! Первый гость, появляйся!
Входит Царица с зеркальцем.
Царица (надменно). Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.)
Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».)
А простое ли у меня зеркальце? (Ответы ребят.)
С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т. д.)
Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, спору нет; но царевна все ж милее, всех румяней и белее».)
Кот провожает Царицу на скамеечку под зеленым дубом.
Кот. Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!
Входит Старик с рыболовной сетью.
Старик (ласково, с небольшим поклоном). Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам?
При варианте ответа зрителей «Дед» Кот вставляет реплику: «Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» - и, предлагая еще подумать, добивается правильного ответа.
Как называется моя сказка? (Ответы ребят.)
А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года».)
Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.)
Старик садится рядом с Царицей.
Кот. Мурр-мяу! Молодцы, и эту сказку знаете. Так задам же вопрос потруднее. Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке», тридцать три богатыря - «Сказка о царе Салтане...», черти - «Сказка о попе и о работнике его Балде», призрак Рогдая и русалка - «Руслан и Людмила».)
К какому из героев обращены слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить...»? (Балда - черту.)
Мурр-мяу! Раз уж угадали, встречайте нового гостя.
Входит Бесенок, вертясь и подмигивая.
Бесенок. Мое почтеньице!
Старик (испуганно крестясь). Свят, свят, свят, свят...
Царица. С нами крестная сила! Я, пожалуй, уйду. (Уходит из зала или за декорации.)
Бесенок. Не пугайтесь, я безобидный. (Обращаясь к зрителям.) Нет ли среди вас Балды? Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой. (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.)
За какую плату работал Балда у попа? (В год за три щелчка по лбу.)
Какими словами Балды сопровождалась плата? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
Кот. Мурр-мяу! Снова правильные ответы. Тогда попробуйте догадаться, о каком персонаже сейчас пойдет речь. У него длинная борода, он очень злой, но это не Карабас-Барабас. «В его чудесной бороде таится сила роковая, и, всё на свете презирая, доколе борода цела - изменник не страшится зла», - так написал о нем Александр Сергеевич Пушкин. Так кто же это и из какой сказки? (Черномор, «Руслан и Людмила».)
Под «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» входит Черномор.
Черномор. Эй, детишки-ребятишки, скажите-ка, какие злодейства на моей совести? (Убийство брата-великана, голове которого он поручил стеречь волшебный меч, похищение Людмилы.)
Черномор садится на скамеечку под дубом. Входит Царица, переодетая старушкой, с яблоком.
Кот. Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка!
Царица. На здоровье, касатик!
Кот. Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.)
Царица. Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.)
Кот. Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания подбирается - черти да бандиты, кроме старика-рыбака, разумеется. Нет ли среди гостей людей поприличнее?
Под музыку темы «Звездочет» из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Золотой петушок» входит Звездочет.
Мудрец-звездочет. Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.)
А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!».)
Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? («За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.)
А какими словами заканчивается моя сказка? («Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)
Старуха (за дверью или за декорациями). Дурачина ты, простофиля!
Мудрец-звездочет (обиженно). Это обо мне? Да я умнее всех в сказках!
Садится на скамейку у дуба.
Старик (крестясь). Свят, свят, свят, свят...
Кот. Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)
Входит старуха с корытом.
Старуха. Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)
При вероятном варианте ответа: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря» Кот импровизирует: «Жили- были дед да баба, ели кашу с молоком», «Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку», «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба», поет: «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
При затруднении ответа зрителей сам подсказывает правильный ответ.
А как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто».)
Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь гак и хожу с корытом.
Садится рядом со Стариком.
Кот. Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо - песнь заводит».)
Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.
Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - тема «Белка».
Кот. Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали. (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.)
А кто композитор этой оперы? (Римский-Корсаков.)
Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку: Белка там живет ручная,
(Зрители продолжают декламировать сами.)
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут...
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть:
Князю прибыль - белке честь.
Звучит фрагмент «Полет шмеля» из этой лее оперы.
Кот. Мур-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.)
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
В ходе викторины Кот раздает участникам за правильные ответы цветные бумажные жетоны, по количеству которых определяется победитель. В случае равенства призовых очков у двух и более участников между ними проводятся дополнительные конкурсы.
Конкурс «Из одной ли мы сказки?».
Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов. Каждые десять секунд Кот называет вопрос, участники записывают ответы индивидуально на листок бумаги (да - нет).
- Царь Дадон и Шамаханская царица? (Да.)
- Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет.)
- Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)
- Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
- Попадья и золотая рыбка? (Нет.)
- Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да.)
По окончании конкурса Кот подсчитывает количество правильных ответов, разъясняет ошибки.
Конкурс «Чьи вещи?»
Ученый Кот поочередно задает вопросы участникам заключительного этапа викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.
- Разбитое корыто? (Старуха.)
- Невод? (Старик.)
- Белочка? (Князь Гвидон.)
- Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан.)
- Говорящее зеркало? (Злая царица-мачеха.)
- Шапка-невидимка? (Черномор.)
- Золотой петушок? (Царь Дадон.)
- Дубовый лук? (Князь Гвидон.)
- Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три де вицы из «Сказки о царе Салтане».)
- Волшебное кольцо? (Вещий финн, «Руслан и Людмила».)
Победители викторины награждаются медалями с надписью «Знатоку сказок А. С. Пушкина» I, II и III степени, памятными сувенирами.
Заключительная часть
Сказочная фея.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянках,
Бродят на зорьке в туманах.
Звездочет.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Царевна.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Старик.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея...
Пусть Зло па проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Старуха.
Сказки со мной повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка-бурка приснится.
Кот ученый.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной,
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Сказочная фея. Ребята, наше путешествие по сказочной стране завершается.
Кот ученый. Мы с вами прощаемся, но ненадолго. Как только вы откроете вашу любимую книжку, ваши друзья - сказочные герои - тут же окажутся рядом.
Сказочная фея. А в память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам вот эти подарки.
Фея взмахивает волшебной палочкой, и из «книги» выходят сказочные персонажи и дарят детям книги.
Рекомендуем посмотреть:
Игра для школьников 6-7 класса. Традиции праздника Крещения
Классный час «Мой дом», 5-6 класс
Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!