Конкурсная программа для школьников 6 -7 класса
Заседание клуба веселых и находчивых «Все дело в шляпе...»
Мотивация мероприятия: научить школьников в простом и обыденном увидеть необычное; стимуляция стремления к непрерывному познанию; совместное коллективное творчество.
В наш технически «продвинутый» век компьютерных технологий довольно нелегко чем-либо удивить и заинтересовать современного школьника. Шестилетний первоклассник уверенно пользуется компьютером. Чуть ли не каждый второй школьник в своем портфеле носит средство связи, напичканное самыми последними технологическими новшествами. Толи еще будет?!
А вот какими познаниями могут похвастаться наши детки относительно... ну, скажем...из области самого обыденного и элементарного? Например, ... шляпы?
Итак, Клуб веселых и находчивых начинает свое заседание. На повестке дня следующие вопросы:
- Шляпа - что это такое? (Домашнее задание - рефераты, доклады).
- Значение головного убора в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках (театрализация).
- Конкурс шляпных эрудитов (конкурс капитанов).
- Парад шляп {демонстрация головных уборов «От смешного к серьезному»),
- «Интеллектуальная помощь сотрудникам сказочного Бюро находок» (веселая игротека).
Конкурс проводится между параллельными седьмыми классами, которые образуют две команды.
Подготовительная работа.
Формируется конкурсное жюри, в состав которого могут войти директор школы, завуч по внеклассной работе, учитель литературы или истории, а также представители от учащихся (старшеклассники).
Жюри знакомится со сценарным планом предстоящего мероприятия. Предлагает свои соображения, вносит поправки, дополнения, после чего план утверждается. Обговариваются организационные вопросы: дата и время проведения, место проведения и его оформление, шкала баллов, приобретение дипломов или памятных сувениров и т. п.
Далее организатор знакомит учащихся с условиями предстоящего конкурса. Вывешиваются вопросы, которые команды должны проработать самостоятельно или совместно со своими классными руководителями.
Подготовка и оформление помещения для проведения мероприятия проходит совместно с учащимися. Желательно проводить мероприятие в актовом зале.
Формируется группа поддержки.
Оборудование и техническое оснащение: магнитофон с фонограммой музыкального сопровождения, стол и стулья для жюри, листы чистой бумаги и ручки (по количеству состава жюри); карточки с изображением головных уборов сказочных персонажей, две шляпы одинакового размера, шары от пинг-понга по количеству конкурсантов.
Ход мероприятия
В записи звучат позывные песни «Мы начинаем КВН...» Конкурсанты стоят у своих мест. Входят члены жюри, под общие аплодисменты рассаживаются за свои столики. Музыка приглушается, конкурсанты также садятся. Выходит ведущий, объявляет об открытии заседания Клуба. Зачитывает повестку дня. Представляет поименно жюри. Председатель жюри выступает с приветственными словами. Далее ведущий объявляет о первом этапе конкурса: представители от каждой команды должны представить свой доклад или сообщение о головном уборе, именуемом шляпой. Приветствуются красочные иллюстрации, эскизы, то есть творческий и неординарный подход к исследуемому объекту. Каждому из выступающих отводится определенное время, приблизительно пять-семь минут. Вот пример такого выступления.
Слово «шапка» произошло от французского «шапо» - шляпа, или от «шап», что значит «покрышка». В ходе истории головной убор видоизменялся и преображался, а его предназначение оставалось неизменным - защита головы от холода и солнечных лучей, от повреждения извне, и наконец, это просто прекрасное дополнение к нашему гардеробу.
В старину на Руси зимние шапки у простых людей были матерчатые с косыми отворотами. А у знатных — с меховой опушью и округлым верхом. Осенью, весной крестьяне носили картузы, фуражки, горожане - шляпы. В начале XIX века важные господа надевали высокие блестящие шляпы с маленькими полями - цилиндры. Знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин предпочитал носить боливар (похож на цилиндр, только немного расширенный кверху). Часто, сочиняя стихи, поэт на полях своих рукописей изображал себя в таком боливаре.
Также в те времена была мода и на шапокляки - цилиндры, верхняя часть которых (тулья) была на пружинках. Достаточно было хлопнуть рукой по верхней части такого головного убора, и он тут же складывался в плоский блин. Название его произошло от французского слова «кляк», что в переводе на русский означало «шлеп». Шапокляк пользовался большим спросом у горожан мужского пола.
Выступающие должны заранее договориться между собой, по какому направлению они будут работать, чтобы не было повторов.
Например, один докладчик рассказывает о мужских головных уборах, другой - о женских, и т. п.
Жюри оценивает выступления. Объявляются баллы.
Ведущий объявляет второй этап конкурса. Предлагает конкурсантам вспомнить русские народные пословицы и поговорки о головном уборе. Например:
• По Сеньке и шапка.
• На воре шапка горит!
• Шапку в охапку - и бегом!
• Поспел к шапочному разбору.
• Дело в шляпе.
• По Сеньке шапка, по Ереме колпак.
Конкурсанты показывают свои домашние заготовки: это могут быть живые картины, пантомима или небольшая сценка- импровизация, рассказывающая об истории возникновения той или иной поговорки. Например:
• Поговорка «По Сеньке и шапка» имеет два смысла. Представим себе, что в какой-нибудь деревне жили да были два Сеньки. Один ленивый да неряшливый, и все у него не как у людей: и дом плохонький, и крыша дырявая, и шапка неказистая - грязная да мятая. В народе про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!».
А другой Сенька, тезка его, был полной противоположностью - ловкий и умелый. Дом у него ладный да добротный, одет он чисто и аккуратно, и шапка - под стать ему. Про такого Сеньку говорили люди уважительно: «По Сеньке и шапка!».
• Свою интересную, курьезную историю имеет и другая поговорка - «На воре шапка горит!». Говорят, что как-то в базарный день один нечистый на руку человек, а попросту жулик, стянул что-то с прилавка. Один очень находчивый и бдительный горожанин увидел это и решил уличить воришку, дабы вина за содеянное не легла на ни в чем не повинного человека. «Смотрите, смотрите, люди добрые, а на воре-то шапка горит!» - крикнул он, указывая в толпу пальцем. От неожиданности вор схватился за свою шапку и, сорвав ее с головы, стал топтать ногами, тем себя и выдав. С тех самых пор про нечистого на руку человека говорят, что на нем (то есть на воре) шапка горит.
• Про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорее убежать, успев только захватить свою шапку, говорили: «Шапку в охапку - п бегом!».
• Суть поговорки «Поспел к шапочному разбору» в следующем: все люди уже собираются уезжать, например из гостей. Одеваются, шапки свои разбирают, а этот опоздал - только что явился.
• Вызывает любопытство и другая поговорка - «Дело в шляпе». Раньше мягкие суконные шляпы носили чиновники, которых на Руси называли «стряпчими». Они решали всякие споры о наследстве, о долгах, то есть как бы «стряпали» дело. И была у этих стряпчих привычка - класть важные документы за подкладку шляпы, чтобы не потерять их.
Вот и считалось, что если такой чиновник положил прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда. Там его рассмотрят, и дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка, которую можно услышать и по сей день: «Дело в шляпе!».
Пока жюри совещается и оценивает конкурсантов, группы поддержки выступают с различными концертными номерами. После их выступления жюри выносит свои оценки. Ведущий объявляет о конкурсе «Шляпных эрудитов», в котором принимают участие капитаны обеих команд. Они должны дать полный и исчерпывающий ответ на следующие вопросы:
- Что носили на голове древние воины? (Древние воины надевали железный шлем с пластинкой над переносицей. Шлем спасал голову воина от удара меча, копья или стрелы. А тело и конечности защищали кольчуга и латы.)
- Какова дальнейшая судьба (модернизация) шлема? (Форма старинного шлема перешла к головному убору первых воинов революции. Новый шлем стал называться «буденновкой» в честь прославленного командира Первой Конной армии Семена Михайловича Буденного. Носили его и кавалеристы, и пехотинцы, и артиллеристы.)
- Нашел ли себе применение шлем в наше время? (Да. Шлемы носят и в наше время. Только их называют иначе — касками. А носят их пожарные, шахтеры, сталевары, строители, солдаты. От древних богатырей Руси шлем, перешел и к первым богатырям космоса. Космонавты надевают свои особые прозрачные шлемы.)
- Какие головные уборы носят люди разных профессий? (Повар - колпак, врач - белую шапочку, и т. п.)
- Где носят меховые шапки, на Севере? На Юге? (На Севере и на Юге. Шапки защищают голову человека не только от мороза и холодного ветра, но и от палящих солнечных лучей. Например, в Средней Азии местные жители (мужчины) носят папахи из густого бараньего меха.)
- Какие головные уборы носят в наше время в Российской Армии? (Матросы носят бескозырки с длинными лентами вдоль спины. Если поднимется сильный ветер, матрос привяжет бескозырку под подбородком лентами, чтобы ее сильным порывом не сорвало с головы и не унесло в море. Командный состав флота, капитаны и га помощники носят фуражки. Носят фуражки также генералы, офицеры и солдаты нашей армии. Пограничники носят фуражки с зеленым околышем. Пилотками пользуются подводники, солдаты в летнее время, если не надо идти в бой.)
Жюри подводит итоги конкурса капитанов. В это время проводится дискотека. Группа поддержки показывает движения, вовлекая в танец всех участников конкурса. Ведущий проводит веселую игротеку, непременным атрибутом которой должен быть головной убор - платок или шапка:
1. Проговори быстро и четко скороговорки:
1) Шила шапку - сшила тапку;
2) Сшила Саша Сашке шапку;
3) Ткет ткач ткани на платки Тане;
4) Сшит колпак, связан колпак, да не по-колпаковски;
5) Стоит дед на копне, колпак на деде, копна под дедом, дед под колпаком.
2. «Попади в шляпу».
Примерно на расстоянии двух метров перед игроками обеих команд ставится по шляпе. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом. Перед командами — корзины с маленькими шарами от пинг-понга. Игроки должны по очереди взять из корзины шар и закинуть его в стоящую перед его командой на полу шляпу. Выигрывает та команда, которая наберет в шляпе большее количество шаров.
Далее объявляются результаты предыдущего конкурса.
Четвертый тур конкурса - «Парад шляп». Демонстрация самых различных и невероятных головных уборов проходит с комментариями от «ведущих специалистов шляпной индустрии». Конкурсантам предоставляется полная свобода творчества в выборе и представлении моделей. Чем оригинальнее и необычнее представление пусть самых примитивных и простых моделей, тем выше оценочные баллы.
Например, на импровизированный подиум могут выйти девушки в праздничных русских народных костюмах и в различных головных уборах, которые носили в старину в той или иной российской губернии. Они исполняют небольшой танец под звуки русской народной мелодии.
Или же выходит «мама» в кокетливой шляпке, за руку ведет зареванного «малыша». Тот упирается ногами и пытается сорвать с головы детскую шапочку. «Мама» улыбается зрителям и, «незаметно» шлепнув «малыша», натягивает на него сорванную шапочку. Роль мамы и малыша для большей комедийности могут исполнить мальчики.
Или же пара: «старик» в полотняных штанах, рубахе с пояском и картузе выплясывает барыню перед «старухой», одетой в темную широкую юбку, кофту, голова повязана ситцевым платком.
Жюри подсчитывает и объявляет баллы.
Образовавшуюся паузу могут заполнить конкурсанты или группа поддержки, исполнив веселые и заводные частушки на школьную тематику.
ЧАСТУШКИ-ВЕСЕЛУШКИ
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует с севера.
В нашем классе все ребята
Чуть повыше клевера.
На уроке Витя с Борей
Толковали о футболе,
Забивали вместе гол,
Получили вместе кол.
Мы мальчишкам заявили:
- Вы нам больше не указ,
Сколько лет вы нас лупили, -
Отделяемся от вас!
С Николаем-забиякой
Интересный случай был.
Он полез с девчонкой в драку
И... по шее получил.
Пять часов сидела Лиза,
Нос уткнувши в телевизор.
Ну, а в школе - ах да ох,
У нее язык отсох.
Начался учебный год,
Часики затикали.
А меня гнетет вопрос,
Скоро ли каникулы?
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!» -
В школе треснула стена.
Наш учитель очень строг,
Не пошли мы на урок!
Уж как радовался он,
Что от нас освобожден.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Из школьного фольклора
Ведущий объявляет заключительный тур конкурса и объясняет условия игры.
В сказочном Бюро находок накопилось довольно много головных уборов, которые необходимо срочно вернуть владельцам. Но вот беда: все сотрудники заболели гриппом, нужна помощь. Имеется обширная картотека описи находок. Необходимо ознакомиться с материалом, определить хозяина потерянного головного убора, которому тотчас же вещь будет возвращена.
Каждая команда выделяет своего представителя, которые поочередно подходят к столу жюри и берут карточки с изображением. Например, изображена белая шапочка с красным крестом. Конкурсант должен быстро ответить, какому сказочному персонажу принадлежит шапочка, а также - из какой он сказки или мультипликационного фильма, кинофильма (доктору Пилюлькину из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). Или же: шапка с опушкой (Финисту Ясному Соколу из одноименной русской народной сказки), шляпа крокодила Гены и шляпка старухи Шапокляк, шапка Деда Мороза из сказки «Морозко» и т. п.
Музыкальная пауза. Ведущий приглашает всех на веселую дискотеку. После окончания танца жюри оглашает итоги конкурса. С заключительным словом выступает председатель жюри, объявляются победители конкурса, которые награждаются дипломами или памятными сувенирами. Остальные участники награждаются поощрительными призами. Звучат позывные песни членов Клуба веселых и находчивых. Ведущий объявляет о закрытии заседания и благодарит всех участников игры.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 7 классе на тему: Труд
Игра «Поле чудес» для 7 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!