Классный час в 7 классе на тему: Труд

Классный час в 7 классе на тему: Труд

Нравственный классный час, 7 класс

Конспект классного часа в 7 классе на тему «Труд красит человека»

Последние социологические исследования говорят о резком снижении значимости труда среди молодежи, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниченные материальные потребности. Задача классного часа - привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Подготовительная работа:

1. Предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:

- Чем занимаются ваши родители на работе?

- Кто они по профессии?

- Чем привлекает их эта профессия?

2. Назначить 2 учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Два плуга».

II. Интерактивная беседа.

III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?».

IV. Игра «Окончание пословицы».

V. Игра «Ринг профессий».

VI. Игра «Угадай профессию».

VII. Блиц интервью «Моя любимая профессия».

VIII. Профессии наших родителей. (Устные рассказы.)

IX. Заключительное слово.

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Два плуга»

Классный руководитель. Тема нашего классного часа - «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. (Учитель читает рассказ.)

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:

- Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- Только в труде человек может раскрыться.

- Без труда человек «заржавеет» и заболеет.

III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение» Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодное™ человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

IV. Игра «Окончание пословицы»

Классный руководитель. На Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

• Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

• Терпение и труд... (все перетрут).

• Под лежачий камень... (и вода не течет).

• Маленькое дело... (лучше большого безделья).

• Горька работа,... (да сладок хлеб).

• Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).

• Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

• Не спеши языком - ... (спеши делом).

• Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

• Делу время,... (потехе час).

• Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

• Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).

V. Игра «Ринг профессий»

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «Ринг профессий». В игре Участвуют 6 команд (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.

(Дети выходят к доске.)

По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!

(Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.)

Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

VI. Игра «Угадай профессию»

Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.

- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

VII. Блицинтервью «Моя любимая профессия»

Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

(К учителю подходят два репортера.)

Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают предпочтение семиклассники.

Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

(Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают.)

VIII. Профессии наших родителей (устные рассказы)

Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

(Дети рассказывают о профессиях родителей.)

IX. Заключительное слово

Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.

- Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.

- Удивило, что мы знаем профессии, связанные в основном с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.

- Запомнились слова о профессии земледельца о том, что она самая лучшая.

- Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно, самая полезная для души.

- Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по экологии в 7 классе

Игра «Поле чудес» для 7 класса

Этическая беседа для 7 класса

Нравственный классный час, 7 класс

Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!