Классный час «Флаг России», 5 класс
Разработка классного часа для 5 класса «Равнение на флаг России!»
Под знаменем святым за мир и свободу,
За счастье народное в бой мы пойдем.
В священной борьбе не страшны нам невзгоды,
Под флагом мы счастье и мир обретем.
Н. Лялин
Задачи
1. Познакомить учащихся с историей становления государственного флага.
2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Подготовительная работа
1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного флага России.
2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.
3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.
Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.
Ученик. Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.
Ученица. Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.
Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.
Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.
Ученик. Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.
Ученица. Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.
Ученик. В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.
Ученица. На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.
Ученик. Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».
Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:
• белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;
• синий - веру и верность, постоянство;
• красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».
Ученик. В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
Ученица. В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!
Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:
- Сержант Егоров!
- Я сержант Егоров!
- Младший сержант Кантария!
- Я - младший сержант Кантария!
Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.
Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.
Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.
Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.
- Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.
И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.
Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.
Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?
Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.
И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.
Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.
- Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.
- Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.
На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.
Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.
Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:
- Что там несут солдаты?
Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.
А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.
Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?
- С какими событиями в истории России он связан?
- Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?
- Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?
- Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)
Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.
Слайд 1 - Государственный флаг России
- Что такое флаг?
1) это полотнище на древке или шнуре;
2) древка или шнур, определенной раскраски;
3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.
Слайд 2 - гербовые знамена России
- В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?
1) конец XVI века;
2) начало XVII века;
3) середина XVII века.
Слайд 3 - бело-сине-красный флаг
- В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?
1) 1700 год;
2) 1703 год;
3) 1705 год;
4) 1707 год.
Слайд 4 - Андреевский флаг
- Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?
1) военно-морские корабли;
2) сухопутные войска;
3) дворцовая стража.
Слайд 5 - флаг России
- Что означают цвета Российского флага?
Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.
Синий - веру и верность, постоянство.
Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Слайд 6 - Знамя Победы
- Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?
1) солдаты;
2) пехотинцы;
3) Егоров и Кантария.
Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России
- Когда празднуется День Государственного флага России?
1) 1 января;
2) весной;
3) 22 августа.
Ученик. А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.
Ученица.
Россия святая! Для славных походов
Веками растишь ты своих сыновей;
Во благо России, для счастья народа
Под флагом державным встречаешь гостей.
Ученик.
Отчизна родная! Твой символ державный
На труд и на подвиг зовет свой народ!
Дозор твой стоит в боевом авангарде –
Могучая сила, надежный оплот!
Ученица.
В мирные будни во славу России
Реет победный твой стяг над страной
Вместе со мною ты грозная сила,
Сердцем всегда я навеки с тобой.
Ученик.
Под знаменем святым за мир и свободу,
За счастье народное в бой мы пойдем.
В священной борьбе не страшны нам невзгоды
Под флагом мы счастье и мир обретем.
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа
Автор: Н. И. Дeрeклeeвa
Рекомендуем посмотреть:
Посвящение в пятиклассники. Сценарий праздника
Классный час на День здоровья в 5 классе
Классный час о вреде курения, 5-6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!