Игровой классный час в начальной школе на тему ЗОЖ «Как избежать болезни»
Конспект классного часа о здоровом образе жизни для учащихся начальных классов
Цели: познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: кроссворды на доске; картина леса: деревья, грибы, цветы; техническое оснащение; костюмы; карточки для проверки знаний; белый халат.
«Путешествие в Волшебную страну» (инсценировка).
Действующие лица: Ведущий, Лиса, Ворона, Ёж, Лягушонок, Барсук, Микроб.
Действие 1
Ведущий. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами сможем попасть в Волшебную страну, где узнаем много нового и интересного о болезнях, об их признаках и способах лечения, но чтобы попасть в эту страну, необходимо сначала разгадать кроссворд и достать ключ (то есть отгадать слово, зашифрованное в выделенных клетках).
Кроссворд.
1. На ветке не птичка,
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?.. (Белка.)
2. Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый... (волк).
3. Сидит Матрёна намокрёна,
Не говорит - еще терпима,
А как речь начнет,
Всех досада возьмёт. (Лягушка.)
4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж.)
5. Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц.)
6. Вот этот случай очень редкий -
На голове растут две ветки. (Олень.)
7. Эта рыжая плутовка всех обманывает ловко.
И коварна, и хитра. Называется... (Лиса.)
Ключевое слово к путешествию - болезни.
Ведущий. Ключ к путешествию у нас уже есть, осталось произнести заклинание, и мы окажемся в Волшебной стране. Но заклинание не простое. Его нужно произносить только с закрытыми глазами, иначе не подействует. Приготовились, закрыли глаза и повторяем за мной:
Я хочу попасть в сказку,
Раз, два, три.
Я уже лечу в сказку,
Раз, два. три.
Я уже в сказке,
Раз, два, три.
Открываю глазки,
Раз, два, три.
Действие 2
Звучит песня «Вдруг, как в сказке...» или «Одну простую сказку...» (из мультфильма «Пластилиновая ворона»). На пеньке сидит Ворона. Мимо проходит Барсук, здоровается с Вороной, спотыкается.
Барсук. Ой, ой! Моя нога! (Уходит, прихрамывая на больную ногу. Теряет книгу.)
Ворона (поднимает эту книгу). Такс, такс, почитаем. Кар, кар! «Медицинская энциклопедия». О чем же тут пишут? (Открывает книгу и читает.) «Болезни - это...», а, о болезнях, значит, зачем нам это? Мы здесь не болеем. И болезней у нас никаких нет, они нам не нужны.
Действие 3
Вбегает, прихрамывая на перевязанную ногу, Барсук.
Барсук. Помогите, помогите! За мной гонится... Умираю, помогите!
Ворона. Кто? Кар! Что? Да остановись ты, милок! Объясни, что случилось.
Барсук. За мной гонится чудовище. Вот такое маленькое, но вот такое страшное-престрашное!
Действие 4
Звучит песня разбойников из мультфильма «Бременские музыканты».
Микроб (вбегает). А, не ждали меня! Я возбудитель всех болезней. Вы все в моей власти. Я проникну сейчас в вас, и вы заболеете. Нас микробов много, и все мы разные: те, которые покрупнее, - бактерии, а те, что поменьше, - вирусы. Я-то, как видите, маленький, значит, я...
Барсук. Ви-ви-вирус!!!
Микроб. Точно, вирус! Какой ты хорошенький (к Барсуку, который прячется за Ворону), сейчас я буду в тебе.
Ворона. Постой-ка, вирус! Сейчас разберемся, как это ты в нас проникнешь.
Микроб. Да вы и не заметите как! Я все могу! Попаду в организм, начну быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные, или заразные, болезни. Вот какой я всемогущий! Я все могу!
Ворона. Так уж и все? Ишь, какой выискался! Вон Кощей Бессмертный, уж каков герой, а и у него есть слабое место.
Барсук. Знаю, знаю! Я знаю! На конце иглы, а игла в яйце, яйцо в ларце, а ларец на высоком дубу!
Микроб. Что Кощей?! Я вот в больном организме был, а теперь собрался переместиться на новое место. Иду, вижу сидит Барсук и собирается есть, а руки-то перед едой не помыл. А я тут как тут. Я люблю таких, которые не моют руки, не чистят зубы, одеваются не по погоде, на холоде мороженое едят.
Ворона. Так это ты о болезнях, что ли? А мы сейчас узнаем, как с тобой бороться. Я тут книжку приобрела, «Медицинская энциклопедия» называется. Посмотрим, как бороться с микробами (читает). «Для того чтобы микробы не попали в ваш организм или для их уничтожения... нужно делать прививки».
Микроб. Я не могу этого слышать. Еще слово, и я убегаю от вас!!!
Барсук. Прогнали, прогнали!
Ворона. Нужно делать прививки; принимать лекарства, выписанные врачом.
Барсук. Прививки! Да ведь это страшно! Я знаю одного бегемота, который ужасно боялся прививок, он их не делал.
Ворона. И чем все закончилось?
Барсук. Заболел, попал в больницу. Долго там лежал. А те, кто сделали прививки, не болели вообще.
Действие 5
Заходит Лягушонок, громко чихает, кашляет.
Ворона. А что это ты сегодня тихо квакаешь? Обычно орешь на весь лес, хоть уши затыкай.
Лягушонок. Горло болит, температура поднялась.
Барсук. А какая у тебя температура?
Лягушонок. 38,2 °С. Ой, я горю, мне жарко! (Чихает, кашляет.) А теперь холодно, я мерзну! Помогите! У меня кашель и насморк, я ничего не хочу есть, не хочу играть, ничего не хочу.
Ворона. Посмотрим, посмотрим в нашей книге. У тебя:
- повышенная температура,
- тебя знобит,
- кашель,
- насморк,
- испортилось настроение.
- пропал аппетит,
- тебе не хочется играть.
У тебя признаки простудного заболевания. Это может быть грипп или ангина. А где ты мог переохладиться?
Лягушонок. Да вот нырял вчера.
Барсук. В ноябре-то?
Лягушонок. Ну да, купаться очень хотелось. Мама сколько раз говорила: не ныряй, а я все равно нырял. Теперь вот болею.
Ворона. Что ж, будем лечить. У нас в лесу все должны быть здоровы. Найдем-ка (читает). «Если больного знобит, его нужно тепло укутать, надеть ему шерстяные носки...»
Барсук. На, своими жертвую. Выздоравливай только.
Ворона. «...напоить чаем с малиной».
Барсук. Вот тебе чай, осторожно, очень горячо!
Ворона. А вообще-то, Лягушонок, иди домой к маме и ложись в постель, так тут пишут: «Любому больному нужен покой». (Лягушонок уходит.)
Действие 6
Ворона. Барсук, а что я слышала!
Барсук. Что же?
Ворона. В соседнем лесу живет бешеный волк.
Барсук. Как это?
Ворона. Как, как? Бешеный он, за всеми гоняется, всех норовит укусить.
Барсук. Это что же, болезнь?
Ворона. Давай посмотрим в энциклопедии:
«Бешенство - острое инфекционное заболевание животных и человека. Болезнь вызывается вирусом, который находится в слюне больного животного, заражение происходит при укусе или при попадании слюны бешеного животного на поврежденную кожу человека».
Барсук. Как же может заразиться человек?
Ворона. Человек обычно заражается бешенством после укусов заболевших собак или кошек, чаще всего бродячих или бездомных.
Барсук. Как же не заболеть?
Ворона. Нужно выполнять несколько правил.
Правила «Как избежать болезней»
1. Сразу после укуса немедленно промыть рану крепким мыльным раствором.
2. Неоднократно смазать рану йодом.
3. Немедленно обратиться в медицинское учреждение.
4. При необходимости, врач назначит уколы.
5. Укусившего животного нужно показать ветеринару; если животное не бешеное, уколов можно избежать.
Барсук. Ой, как страшно! Ну, нет, я уж лучше не буду близко подходить к незнакомым животным.
Ворона. Барсук, а еще важно, если тебя уж укусила собака, вовремя рассказать об этом маме и папе.
Барсук. Конечно! Обязательно скажу.
Действие 7
Звучит песня «Две ладошки».
Входит Лиса, вся в красных пятнах.
Ворона. Лиса, кума! Ты чего это в пятнах красненьких ка- ких-то? Макияж, что ль, теперь такой?
Лиса. Ты чего это, старая? Где пятна? Где вы видите пятна? (Берет зеркало.) Помогите! Что такое?
Ворона. Помнится, у меня в детстве такое было. Мама моя, Каркунья Карковна, говорила, что это ветрянка.
Барсук. Ага, вот и в энциклопедии написано: «Если у вас по телу пошли красные маленькие пятна, то это ветрянка». Лиса, у тебя температура есть?
Лиса. Я не знаю. А как узнать, есть ли у меня температура?
Барсук. Поставь градусник.
Ворона. Еще можно попробовать твой лоб ладошкой или губами, ведь губы - самый чувствительный орган.
Лиса. Температуры нет. Но я вся чешусь.
Ворона. Давай тебя лечить. Ветрянка лечится зеленкой. Чтобы вылечить ветрянку, нужно каждое пятнышко смазать зеленкой, чтобы пропал зуд. Давай смазывать, Барсук, неси зеленку.
Лиса. Ну, уж нет. Буду я еще по лесу зеленая ходить, как елка.
Ворона. Ходи красная, как помидор.
Лиса. Дайте, я лучше дома сама смажу. (Уходит.)
Действие 8
Звучит песня «Улыбка».
Входит Ёжик, с яблоками.
Ёж. Угощаю вас яблоками. (Все хотят съесть.) Стойте, стойте! Сначала нужно помыть.
Все. Зачем?
Ё ж. Чтобы не заболеть.
Все. Чем это?
Ё ж. Дизентерией.
Ворона. А, помню. Заяц из соседнего леса ел немытую морковку, потом долго в больнице лежал. У него и рвота была, и понос, и высокая температура.
Все. Мы не хотим болеть.
Ёж. Тогда вы должны знать правила личной гигиены. Вот они, все в энциклопедии написаны.
Правила личной гигиены
1. Тщательно мыть руки перед приготовлением пищи, перед едой, после туалета.
2. Овощи, ягоды, фрукты перед едой хорошо промывать проточной водой и ошпаривать кипятком.
3. Предохранять от загрязнения пищевые продукты, которые используются без предварительной тепловой обработки.
4. Соблюдать чистоту, бороться с мухами. Мусорные ведра держать закрытыми, ежедневно опорожнять их и периодически дезинфицировать.
5. Воду, взятую не из питьевого водопровода, перед употреблением обязательно кипятить.
6. При первых же признаках желудочно-кишечных заболеваний - боли в животе, тошнота, рвота, слабость, понос, повышение температуры - немедленно обращаться к врачу. Чем раньше начать лечение, тем меньше риска для здоровья заболевшего и здоровья окружающих.
7. Не заниматься самолечением.
Выполнение этих правил поможет вам избежать заражения кишечными инфекциями и сохранить здоровье.
Барсук. Еще нельзя есть зеленые, недозревшие фрукты и овощи. А то вон поросенок Пятачок наелся, так у него потом долго живот болел.
Ёж. Что это у меня все чешется? Что это такое? Вот новость!
Ворона. Милый друг, у тебя уж не чесотка ли? А?
Ёж. Как это?
Барсук. Ты по лесу давно гулял?
Ёж. Да нет, сегодня только прогуливался.
Барсук. Вот и подцепил чесоточного клеща.
Ёж. Кто это такой?
Ворона. В энциклопедии сказано:
«Чесотка - заразное паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным клещом (зуднем), который внедряется в кожу человека, пробуравливает в ней ходы, живет и размножается, вызывая сильный зуд, особенно вечером и ночью. Ночной зуд - отличительный признак чесотки».
Еж. Как же это вылечить? Я не хочу болеть.
Ворона. Нужно обратиться к врачу. Он назначит мази или составы, которые нужно втирать в кожу.
Ёж. Я побежал к врачу. Всем пока! (Убегает.)
Действие 9
Звучит песня «В траве сидел кузнечик».
Вбегает Лягушонок.
Лягушонок. Ура, ура! Я выздоровел! Ребята, давайте поиграем. Мне так хочется поиграть!
Ворона. Ну, Лягушонок, ну, молодец! Вылечился! (Начинает говорить громко, затем хрипнет.)
Барсук. Ну вот, докаркалась!
Лягушонок. Ворона, что с тобой?
Ворона показывает жестом, что не может говорить.
Барсук. Посмотрим в энциклопедии, как называется твоя болезнь. У тебя симптомы:
- першение в горле (Ворона кивает головой)',
- кашель (Ворона кашляет);
- голос пропал.
Точно, вот она, эта болезнь - ларингит.
Лягушонок. Как же нам Ворону вылечить?
Барсук. Напоим молоком с медом, напоим чаем, напарим ей ноги, вот и вылечим; сделаем отвар из лекарственных трав и прополощем горло.
Лягушонок. Идем, Ворона, лечиться.
Закончить классный час можно:
а) обыгрыванием ситуаций: больной - доктор;
б) чтением сказок К. И. Чуковского.
Рекомендуем посмотреть:
Уроки здоровья во 2 классе. Внеурочная деятельность
Беседа на тему «Здоровый образ жизни» для младших школьников 1-2 класса
Урок здоровья в начальной школе, 4 класс
Конспект на тему «Инфекционные болезни», 2 класс
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: ЗОЖ. Экзотические фрукты
Нет комментариев. Ваш будет первым!