Упражнения на формирование правильного произношения у детей 3-5 лет
Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста в домашних условиях
Занятия, направленные на формирование правильного произношения звуков
Очень часто дети данной возрастной группы не могут выговаривать правильно некоторые звуки. Чтобы избежать развития дефектов речи, обратимся к комплексу упражнений для развития артикуляции, которые рекомендуется проводить с ребенком в форме увлекательной игры. Нельзя не отметить, что при выявлении серьезных речевых нарушений необходимо незамедлительно обратиться к специалисту-логопеду.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что во время формирования у ребенка правильного звукового произношения главную роль играет сбалансированная работа артикуляционного аппарата. В нее входят движения челюсти, мягкого нёба, губ и языка.
Для организации занятий необходимо удобно расположенное зеркало. Правила занятия требуется объяснить ребенку до его начала. Чтобы достигнуть положительного результата, лучше всего заниматься с малышом каждый день не менее пяти минут.
Положение ребенка — сидя или стоя. Количество упражнений увеличивается по мере проявления положительных результатов и запоминаемости материала.
Чтобы ребенок не заскучал, а направленность занятий была увлекательной и интересной, можно выполнять упражнения под музыкальное сопровождение.
Рассмотрим первый комплекс упражнений для нижней челюсти:
■ ребенку предлагается широко открыть рот и держать в таком положении десять секунд;
■ ребенку предлагается плотно прижать верхнюю и нижнюю губы и выполнить движения, напоминающие жевание, в течение десяти секунд;
■ ребенку предлагается разомкнуть губы и без особых усилий, потихонечку постукивать зубами в течение десяти секунд;
■ ребенку предлагается поднять верхнюю челюсть выше нижней и улыбнуться, сохраняя положение в течение десяти секунд.
Упражнения для губ
«Улыбнись миру». Ребенок плотно смыкает зубы, губы в разомкнутом положении, и медленно десять раз улыбается.
«Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой, после чего возвращается к непринужденному положению губ, повторяя упражнение десять раз.
«Улыбнись миру и покажи трубочку». Ребенок повторяет упражнение «Трубочка», улыбается и возвращает губы в позицию «Трубочка», повторяя упражнение десять раз.
«Губки-зубки». Ребенок втягивает губы так, чтобы они прижимались к зубам, повторяя упражнение десять раз.
«Верхняя губка над нижней». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю. Упражнение повторяется десять раз.
Упражнения для языка
«Покажем язычок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, потом показывает язык, затем прячет и вновь показывает, повторяя упражнение десять раз.
«Покачаем язычком». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и двигает им вправо-влево, повторяя упражнение десять раз.
«Вверх-вниз». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет им движения вверх-вниз.
«Цок-цок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет цокающие щелчки, повторяя упражнение десять раз.
«Язычок отдыхает». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык, кладет на нижнюю губу, положение сохраняется десять секунд.
«Язычок вперед». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, напрягает его и пытается свернуть в трубочку. Положение сохраняется десять секунд.
«Язычок-лопатка». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, делая его как можно шире, лопаткой, затем ему предлагается вдохнуть, втянуть щеки и задержать дыхание на пять секунд.
«Чаша». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед и поднимает вверх в форме чаши, края языка прижимаются к верхней губе. Положение сохраняется десять секунд.
«К зубкам». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед, затем опускает его вниз, таким образом, чтобы кончик языка прижался к нижним зубам. Положение сохраняется десять секунд.
«Играющие зубки». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, помещает язык между зубами и выполняет легкие покусывания, после несколько раз прижимает язык губами.
Дыхательно-голосовые упражнения
«Охлаждаем подбородок». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю, и дует на подбородок. Малыш должен почувствовать ветерок на подбородке. При выполнении упражнения нельзя разговаривать. Упражнение выполняется в течение нескольких секунд, на одном дыхании.
«Дуем на ладошку». Ребенок растягивает сомкнутые губы и помещает ладонь под подбородок. Потом дует, чтобы воздух шел по подбородку и попадал на ладонь.
«Греем ладони». Ребенок сгибает руки в локтях, ладони вытягиваются вперед на расстоянии десять сантиметров ото рта, и дует на них теплым воздухом. При повторе упражнения, на выдохе произносится слог ха.
Скорость усвоения и результаты зависят от индивидуальных особенностей детей. Когда все дыхательные упражнения выучены и закреплены, рекомендуется переходить к звуковым упражнениям.
На первом этапе работы с произношением звуков рекомендуется предложить ребенку произнести на одном выдохе слог ха, после чего таким же способом звуки: [а], [о], [э], [у], [и], [ы].
После успешного выполнения задания его условия усложняются. Далее предлагается произнести на выдохе сочетания из двух гласных: ау, уа, ао, оа, аи, иа, иу, уи.
Затем задание усложняется, и на одном выдохе произносится три звука: ауи, аиу, уаи, уиа, аои, оаи, оиа.
Затем упражнение становится еще сложнее, и на одном выдохе произносятся уже слоги:
■ ха-ха, хи-хи, фа-фа;
■ ха-ха-ха, хи-хи-хи, фа-фа-фа;
■ ха-ха-ха-ха-ха; a хи-хи-хи-хи-хи;
■ фа-фа-фа-фа-фа.
После того как ребенок запомнит вышеизложенные упражнения, условия становятся еще сложнее, и нужно на одном выдохе произносить разные гласные:
■ ха-хо-хи;
■ ха-хи-хо;
■ хо-хи-ха;
■ фо-фа-фу-фы;
■ фу-фо-фа-фы;
■ фы-фо-фу-фа;
■ фа-фо фу-фы.
Представление о звуках
В мире звуков. На подготовительном этапе следует приготовить зеркало, маски зверей.
Первый этап занятия — психогимнастика. Взрослый предлагает малышу изобразить доброго Карлсона, злого змея Горыныча, царевну Несмеяну, радостного Вин- ни-Пуха, наблюдая, как меняется отражение в зеркале.
После психогимнастики малышу разъясняется, что он отправляется в увлекательное путешествие в мир звуков, где научится их слушать, узнавать и произносить.
Развитие слухового внимания. Взрослый завязывает малышу глаза и произносит:
Раз, два, три,
На месте замри.
Много звуков вокруг нас,
Их познаешь ты сейчас.
Затем взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Молчание». Они вместе слушают непроизвольные звуки в течение минуты, после чего делятся впечатлениями и тем, кто и что услышал, например, шум часов, звук за стеной, лай собаки во дворе и т. д.
«Что и как звучит?»
Малышу предлагается послушать шорох бумаги, хлопки по столу, хлопки в ладоши. Взрослый развязывает ребенку глаза и поочередно шуршит бумагой, похлопывает по столу, хлопает в ладоши. После чего вновь завязывает малышу глаза и в разном порядке выполняет вышеописанные действия. Задача ребенка — отличить звуки.
После завершения занятия взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты слушал разные звуки и отгадывал, откуда они появились. А слушал ты ушами. Людям нужно заботиться о своем слухе и беречь его. Чтобы всегда хорошо слышать, нельзя громко кричать, когда находишься рядом с человеком, а когда холодно, надо носить шапку, чтобы уши не мерзли».
После этого ребенку предлагается послушать стихотворение, при этом повторять, как кто издает звуки:
Как кошки мяукают, а?
— Мяу-мя, мяу-мя.
Собачки ругаются как?
Гав-гав, р-р, гав.
А куры кудахтают так:
— Куд-куда, куд-куда.
Как в стойле корова мычит?
— Му-му-му, му-му-му.
А хрюшка на хрюшку ворчит?
— Хрю-хрю-хрю.
Как ветер листвою шумит?
— Шшшш, шшшш,
А змейка тихонько шипит:
— Ш-ш-ш!
После того как стихотворение прочитано, взрослому следует пояснить малышу: «Ты пока не повторил правильно все звуки, но после наших занятий обязательно научишься это делать. Запомни: люди — разговаривают, животные и предметы — издают звуки. Мы с тобой люди и можем произносить отдельные слоги, можем их соединять, и получатся слова».
Переходим на следующий этап занятий. Малышу предлагается представить, что он оказался в густом сказочном лесу, там нет тропинки и растет густая трава. Чтобы через нее пройти, надо высоко поднимать коленки. После чего взрослый меняет задание и предлагает представить, что на пути появилась большая канава и через нее нужно перепрыгнуть. Далее взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой сейчас в сказочном лесу, посмотри, как красиво вокруг». Малыш представляет волшебный лес, а взрослый продолжает: «Давай выразим наше восхищение звуком и скажем «а-а-а, о-о-о». А кругом шумят листочки, как они шумят (ребенок вместе со взрослым произносит «ш-ш-ш»). Теперь подул сильный ветер, как он дует? (Ребенок и взрослый изображают ветер.) Все, ветер потихонечку затихает, возвращаемся домой».
Произношение отдельных звуков. Этот этап рекомендуется начать со сказки: «В прекрасный светлый день в чаще леса встретились серый волк, косолапый мишка, лисичка-сестричка, белка и зайчишка-трусишка. Когда они все дела свои лесные обсудили, сказки все пересказали, в игры все переиграли, задумались, чем бы дальше заняться. И тогда лисичка-сестричка придумала: «А давайте каждый выберет свой звук и скажет его громко-прегромко, кто будет громче всех, тот и победит. Серый волк завыл: «У-у-у», мишка пробурчал: «Э-э-э», белочка пропищала: «И-и-и», лисичка завизжала: «Ы-ы-ы», а зайчишка-трусишка выкрикнул: «А-а-а». Все справились с заданием хорошо, посоветовались и решили — победила дружба.
После сказки ребенку предлагается поочередно надевать маски зверей и показать, как они кричали. Если у малыша возникли затруднения, взрослый может ему помочь, не прерывая занятия.
В конце взрослый и ребенок вместе проговаривают парные буквы, громко: «г-г-г, к-к-к», потише: «п-п-п, б-б-б», еще тише: «ж-ж-ж» и совсем без голоса: «ш-ш-ш».
Органы артикуляционного аппарата. Занятие следует начать с вопроса взрослого: «А ты знаешь, с помощью чего человек разговаривает?» (Предполагаемый ответ: «С помощью языка».) Если у ребенка возникли затруднения, взрослый задает следующий вопрос: «Ты чем говоришь?» (Предполагаемый ответ: «Ртом».) После этого взрослый поясняет: «Молодец, правильно, рот — это домик слов». Вот послушай стихотворение:
В доме под названьем РОТ,
Много разных слов живет:
— Говорим, говорим,
Очень редко мы молчим,
А придется помолчать,
Сразу будем мы скучать.
Когда взрослый прочитал стихотворение, он поясняет малышу, что у домика под названием РОТ есть две двери — первая губы, а вторая — зубы.
Далее следует сделать плавный переход к закреплению пройденного материала на практике. Ребенку предлагается произнести звук «п-п-п». Взрослый поясняет, что этот звук произносится с помощью губ, после чего произносится звук «л-л-л», внимание ребенка обращается на то, что кончик языка касается потолка дома — нёба.
Затем произносится звук «д-д-д», причем малышу при этом предлагается положить ладонь на горло. Вибрация в горле, при произнесении звука, объясняется тем, что рот — домик слов, а горло — домик звуков.
В конце занятия задаются вопросы на закрепление материала. Рекомендуемые вопросы:
— С помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы).
— Как надо заботиться о домике для слов? (регулярно чистить зубы).
Знакомство со словом
Занятие 1.
Подготовительные материалы:
■ предметные картинки (деревья, цветы, животные, фрукты);
■ сюжетные картинки (изображение трудовой деятельности);
■ макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов;
■ плюшевый мишка.
В начале занятия следует провести игру «Лягушонок» направленную на формирование речевого слуха. Малыш вместе со взрослым читает стихотворение:
Лягушонок, лягушонок,
Непоседливый ребенок,
Комарика он увидал,
За ним шустро поскакал.
На первые две строчки ребенок изображает прыгающего на одном месте лягушонка, затем начинается психогимнастика. На заключительные строчки ребенок изображает лягушонка, который охотится за комаром. Сначала лягушонок притаивается и замирает, потом активно прыгает, ловит комара.
Следующий этап занятия направлен на закрепление ранее пройденного материала. Для этого потребуются макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов. Взрослый достает плюшевого медведя и рассказывает ребенку: «К нам в гости пришел Мишутка и рассказал мне одну историю. Как-то старичок-боровичок пригласил его посетить удивительный дом, который стоит в самой непроходимый чаще леса, и попасть туда можно только с помощью волшебного колокольчика, а живут в этом доме разные звуки. И вот старичок-боровичок позвонил в свой волшебный колокольчик, и они с Мишуткой оказались у этого удивительного дома, спрятанного от глаз людей и лесных зверюшек. Посмотри на окошки сказочного домика, какого они цвета? Это окошко (указывает на макет) — красное, а это — зеленое, а вот это — синее.
Мишка решил заглянуть в окошки. Очень уж ему было интересно, кто там живет! Он подошел к окну красного цвета и раздался звук: «А-а-а». Посмотрел во второе окошко и слышит: «О-о-о», третье окно пропело: «Я-я-я». Мишутка испугался и отошел в сторону, а старичок-боровичок сказал: «А ты уверен, что услышал всех жильцов этого домика? Не бойся, они добрые! Подойди еще раз к окошкам и послушай, как они поют». Мишутка подошел к окну красного цвета, и раздался звук: «Ж-ж-ж». Посмотрел во второе окошко и слышит: «Ш-ш-ш», третье окно пропело: «М-м-м».
Мишутка опять отошел и снова вернулся. Из первого окошка слышалось: «Д-д-д», из второго: «Т-т-т», а из третьего: «П-п-п».
А теперь давай вместе с Мишуткой повторим звуки, которые издавали окошки».
Взрослый поясняет малышу, что одно и то же окошко издавало разные звуки, потому что звуков много и все они отличаются друг от друга.
После выполнения задания следует перейти на второй этап занятий. Для закрепления у ребенка понятия «слово» в привычном для него ракурсе взрослому рекомендуется продолжить рассказ о Мишутке. Итак, история плюшевого мишки продолжается: «Старичку-боровичку понравилось путешествовать с Мишуткой, и он пригласил его посетить свой волшебный сад».
(Демонстрируется картинка с изображением сада.)
Начинается диалог взрослого с ребенком: «Что же наш Мишутка увидел в саду у боровичка? (Предполагаемый ответ: деревья, цветы.) А какие деревья увидел Мишка? (Предполагаемый ответ: яблони, груши, вишни.) А какие цветы там растут? (Предполагаемый ответ: розы, пионы, тюльпаны.) Правильно, и все, что ты увидел, названо "словами"».
Затем взрослый зачитывает стихотворение:
В мире все с названием —
Деревья и цветы,
И этим пониманием
Годиться должен ты.
От края и за краем,
На всех путях земли,
Все словом называем —
Придуманным людьми.
Далее взрослый возвращается к рассказу о Мишутке: «Мишутке понравился сад боровичка, а старичку интересно было с Мишуткой, и он предложил ему погулять по их любимому лесу.
(Демонстрируется картинка с изображением леса и лесных обитателей.)
Взрослый задает ребенку вопрос: «Расскажи, что ты заметил в лесу?». (Предполагаемый ответ: деревья, траву, ягоды, грибы, цветы, животных, птиц.)
После этого взрослый задает вопросы, направленные на закрепление пройденного материала. Предполагаемый вопрос: «Ты назвал много разных слов, но наш Мишутка интересуется, а с помощью чего звучат слова? (Предполагаемый ответ: «Они произносятся с помощью звуков».)
После того как ребенок дал правильный ответ, ему предлагается другая игра. Ее правила просты, и обычно дети их выполняют с легкостью и интересом. Взрослый произносит название птицы или животного, а малыш должен его изобразить с помощью движений, жестов и мимики.
После чего закрепляются знания и эмоциональное восприятия ребенком неживой природы. Взрослый предлагает малышу изобразить листочки на деревьях, которые качаются от ветра. Вначале ветерок тихий, и листочки еле шевелятся. При этом ребенок изображает листики, а взрослый — ветер. Взрослый имитирует дуновение ветерка — дует на ребенка, а малыш слегка шевелит пальцами, изображая легкое покачивание листиков. Ветер усиливается, взрослый дует все сильнее и сильнее, а листики раскачиваются в зависимости от того, как дует ветер. Ветер может постепенно стихать и вновь усиливаться на всем продолжении игры.
Затем взрослый читает ребенку стихотворение:
На деревьях все листочки
Весело живут,
Они с ветерком танцуют,
Песенки поют:
Дубовый: «А-а-а»,
Кленовый: «О-о-о»,
Осиновый: «У-у-у»,
Березовый: «Ы-ы-ы».
Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно повторяет звуки, символизирующие песенки листвы.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие правильной речи у детей 4 - 6 лет
Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду
Консультация для родителей. Игры для развития речи детей 4-5 лет
Дидактические игры по развитию речи в младшей группе детского сада
Нет комментариев. Ваш будет первым!